Новости

«Доброта», крестьянское хозяйство Александра Любимова

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Александр Любимов пытается донести до сознания окружающих то, что сам он понял за 15 лет собственного духовного воскрешения. Это понимание, уверен он, небеса подарили ему за чистое, не замутненное соблазнами сознание. Фото Натальи Федотовой
Александр Любимов пытается донести до сознания окружающих то, что сам он понял за 15 лет собственного духовного воскрешения. Это понимание, уверен он, небеса подарили ему за чистое, не замутненное соблазнами сознание. Фото Натальи Федотовой
Это не церковь — это центр восстановления. Здесь есть мастерские, гостевые и комната для раздумий. Она находится на самом верху, и ведут к ней узкие, символично крутые лестницы. Сегодня Денисыч построил еще один дом восстановления — больше и просторнее.  Фото Натальи Федотовой
Это не церковь — это центр восстановления. Здесь есть мастерские, гостевые и комната для раздумий. Она находится на самом верху, и ведут к ней узкие, символично крутые лестницы. Сегодня Денисыч построил еще один дом восстановления — больше и просторнее. Фото Натальи Федотовой

В ста километрах от Иркутска, в Эхирит-Булагатском районе, расположилось необычное крестьянское хозяйство с очень символичным названием — «Доброта». Организовал его местный житель Александр Любимов. Сегодня здесь есть и свои пастбища, и пашни, слесарный и столярный цехи, трактор, зерноуборочный комбайн, стадо коров и даже пчелиная пасека. Однако хозяйствуют вовсе не крестьяне. Во всяком случае, большая часть здешних обитателей пока не может так называться. Сам хозяин величает свои угодья не иначе как лабораторией по исправлению искривленных человеческих душ. Вот уже 20 лет он привлекает в хозяйство людей, попавших в трудные жизненные условия: дает им кров и предлагает заняться самоисцелением, работая на земле.

Одна история на всех

Людей, которых Александр Любимов приводит в свой дом, принято сторониться, ведь это самые опустившиеся слои населения — бомжи, алкоголики, наркоманы, выходцы из тюрем. Они не просто плохо выглядят, но еще и плохо пахнут, грязно ругаются, воруют, могут даже убить. И мало кто из них стремится стать нормальным человеком. Но, несмотря на это, Денисыч (именно так к Любимову обращаются все, кто его знает) говорит:

— Эти люди не виноваты, что их такими сделали.

И добавляет:

— Им помочь нужно.

Невзирая на то, что судьбы у всех разные, рассказать про тех, кто приходит к Денисычу, можно одно. Бывали тут люди и с двумя высшими образованиями, и офицеры, и юристы, и журналисты. Равно как и те, кто отсидел в тюрьме 20 лет. Но все они выбрали бутылочное, а в итоге социальное, дно.

— Спасибо деду, — говорит Ольга Волкова, которая уже 4 года живет у Любимова. — Я 9 лет отсидела за убийство — поссорилась с соседкой по пьянке и зарезала ее. Родственников у меня не осталось, идти-то было некуда. Мне сейчас 57 лет, у меня заболевание серьезное, кому я нужна? Государству не нужна. А ведь деду это надо зачем-то! Он и поругает, и посоветует, и поможет. Сколько он от меня вытерпел, но столько помог! Я паспорт получила, пенсию оформила. Без него бы снова спилась. А сейчас мне это не надо...

Таких, как Ольга, за 20 лет через «Доброту» прошло больше двух тысяч. Около ста из них изменили свою жизнь — и это уже результат. В современном мире, говорит Любимов, люди попали в психоз от зависимостей, и остановить этот процесс одному человеку практически не по силам. Но сам Денисыч верит.

— Если я вышел из плена зависимостей, — улыбается он (и в этот момент становится похожим на доброго Деда Мороза), — то могу помочь любому человеку, кто желает того же. И для этого не нужна медицинская реабилитация. Она, как уже видно, совсем не помогает. Возвращать людей к нормальной жизни надо духовно. Для этого необходимы среда обитания и как минимум 5 лет.

Путь духовного очищения

Про таких, как Любимов, говорят — просветленный человек. Он и сам не отказывается от этого, ведь то, что произошло с ним 40 лет назад, иначе как просветлением и не назовешь. Все случилось в 1971 году, на следующий день после того, как родился его сын. В тот день Александр Любимов проснулся другим человеком.

— Мы с мужиками, как водится, праздновали это событие, — вспоминает сегодня 72-летний старец. — На следующий день с похмелья я вдруг подумал: вот мне сына из роддома забирать, а в кармане ни копейки, так не должно быть! Я ведь тогда сам много пил, курил, блудил. Что заставляло меня это делать? Пустота внутренняя.

С того времени у Любимова началось, как говорит он сам, очищение внутреннего мира. Первым делом перестал пить и курить. Работал он тогда на валке леса, параллельно окончил институт сельского хозяйства. За эти годы в его семье родилось еще две дочери. В середине 70-х, когда алкогольный туман полностью вышел из его головы, Александр вдруг с недоумением обнаружил, что его жена, как психически неуравновешенный человек, имеет 2-ю группу инвалидности.

— Пьяный я даже не замечал, что ведет она себя неадекватно, — признается он.

Любимов развелся с первой женой, встретил другую женщину — учительницу, с двумя детьми. Ему было уже 37 лет, когда он полностью освободился от всех пагубных зависимостей. Тогда с ним произошло еще нечто более странное.

— Сидел я как-то зимой в лесу и услышал какой-то мелодичный звук. Одно мгновение — и вдруг я стал видеть иначе, изменился сам угол зрения, стал шире. Посмотрел вокруг — какая красота! Я жизнь прожил — не видел этого...

В 1980 году Любимов купил свой уазик, который сегодня знают все бичи в округе, ведь на этой машине он частенько приезжает за ними на автовокзал. В 92-м приобрел свои первые 12 гектаров земли, где начал строить духовно-экологическое поселение и возрождать тот образ жизни, которым жили наши деды и прадеды, — крестьянский двор, в который стихийно потянулись люди, оставшиеся без жилья, без семьи, без работы.

Удел слабых

Сегодня юридически двор Любимова именуется как крестьянско-фермерское хозяйство «Доброта», хотя сам он обижается на определение «фермерское».

— Фермер действует по другому принципу, — объясняет он свою позицию. — В то время как для крестьянина материальная сторона вторична, фермер извлекает из всего доход и духовной стороны для него не существует.

Создав свое «Добро», Любимов предложил новой России старую, социально самодостаточную модель крестьянства. Крестьянские общины, напоминает он, и раньше были самодостаточными — они могли сами себя одеть, обуть и, главное, качественно себя продолжить. Все знали, что только в большой семье-общине возможен контроль над всеми процессами прохождения правильного, духовного и генетического, развития человека. Вот уже 20 лет Денисыч пытается создать новую форму отношений, которая будет называться «семья как единое юридическое лицо». Эта семья, состоящая примерно 15—30 обычных «ячеек», должна стать самостийным государством. Развитие нового общества предполагает построение крестьянских дворов, дома-приюта, реабилитационного центра и подготовку батюшек и матушек — людей, которые могут помогать другим людям выходить из плена заблуждений. Корень духовности — загородные общинные поселения, при которых будут строиться духовно-экологические центры и социальные приюты. Это, считает Любимов, поможет восстановить утерянный здоровый генетический фонд России.

Важную роль в этой философии, конечно, играет православие. Но, надо отдать должное Любимову, он никому не навязывает своей религии. Задача служителя любой конфессии, убежден он, в том, чтобы помочь человеку соединить душу с духом, помочь очиститься. А какое при этом вероисповедание у человека — совершенно неважно. Так вот и 24-метровый крест на горе не несет никакой религиозной нагрузки — это всего лишь символ духовного очищения. Сегодня к кресту ведут 365 ступеней, ходить по которым нужно тогда, когда есть потребность. Поднимаясь вверх, человек может вспомнить и оценить каждый прожитый день. И попытаться стать лучше.

— Главное при этом — понимать, для чего это надо. Ведь, если в душе ничего не очистилось и мысли не прояснились, хоть сутки бегай туда-сюда — ничего не изменится, — вздыхает Денисыч.

Увы, пока лестница не очень-то востребована. Сейчас у нее уже разрушаются ступени, а восстанавливать их желающих нет. Кстати говоря, дома во дворе, внешне похожие на церкви, тоже отнюдь таковыми не являются. Это дома-приюты. Здесь расположены мастерские, гостевые комнаты, кухня, столовая. Правда, сейчас большая часть в домах пустует — у Любимова живет всего 13 человек, хотя принять он может до 50 желающих.

— Летом, — сетует старец, — когда больше всего работы, все убегают в город. Им так проще — копаться в мусорках, собирать бутылки, воровать. Работать они не хотят, а читать морали им бесполезно, у них другой мир.

— А вам не обидно, что они приходят на неделю, отъедаются и уходят?

— А какая обида? Обида — удел слабых людей. Я уже не понимаю обиды. У меня к ним только сострадание — почему же они так живут?

Пока еще не классик

Сегодня Александр Любимов — человек в Иркутской области достаточно известный. Его хорошо знают как обитатели иркутского дна, так и высокопоставленные чиновники. За 20 лет в поисках государственной поддержки Любимов пообщался со всеми губернаторами, был на приеме у руководителей и их заместителей всех областных инстанций. В свое время он даже дал зарок не стричь бороду, пока не поговорит с президентом. Сейчас, правда, говорит, что привык к бороде и не будет стричь ее, даже если встретится с главой государства. Эта встреча пока так и не произошла, но Денисыч не теряет надежды.

— Сегодня у власти молодой президент, — говорит Александр Денисович, — и он тоже не видит истинного положения вещей. Я надеюсь объяснить ему. У меня уже и книга есть — «Обращение к президенту России».

Всего у Любимова 12 книг собственного сочинения. Правда, в библиотеках и на книжных полках их не найти — не берут, потому что не классик. Про крестьянское хозяйство Александра Любимова не раз писали в газетах и не единожды показывали по телевизору. Однако воз и поныне там. Единственное, чего удалось добиться, это получение юридического адреса. Теперь 120 гектаров пастбищ, 60 гектаров пахотной земли КФХ приписали к деревушке Батхай Усть-Ордынского района, состоящей из трех домиков. Однако официально реабилитационным центром КФХ «Доброта» не считается и государственной поддержки не имеет. И Дениcыч до сих пор возвращает людей к нормальной жизни, рассчитывая только на свои силы.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Федотова Наталья | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 июля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.