Ер-2, советский дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны. Разработан в ОКБ под руководством В.Г. Ермолаева. Первый полёт самолёта состоялся 14.5.1940. Эксплуатировался в ВВС Красной Армии с октября 1940 по март 1946. Серийное производство начато в октябре 1940. Производился на двух авиационных заводах: в Воронеже (завод № 18) и в Иркутске (завод № 39). Всего было построено 462 экземпляра самолёта Ер-2 разных модификаций, из них 391 – на Иркутском авиационном заводе.
Основные характеристики Ер-2 (2М-105): экипаж – 3 чел.; размах крыла – 21,65 м; длина – 16,23 м; высота – 4,82 м; площадь крыла – 72,10 м²; масса: нормальная взлётная – 12000 кг; максимальная взлётная – 13460 кг; тип двигателя – 2 ´ ПД М-105; мощность двигателей – 2 ´ 1100 л.с.; максимальная скорость: у земли – 395 км/ч; на высоте – 445 км/час; практическая дальность – 4100 км; практический потолок – 7700 м; вооружение – два 7,62 мм пулемёта и один 12,7 мм пулемёт; бомбовая нагрузка: нормальная – 1000 кг; максимальная – 3000 кг.
В.В. Игнатенко
Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru
Самолет Ер-2 разрабатывался под руководством известного авиаконструктора Р.Л. Бартини, коммуниста, эмигрировавшего в Советский Союз из Италии. После ареста Бартини, во время массовых репрессий 1930-х годов, конструкторское бюро возглавил В.Г. Ермолаев. И уже под его руководством самолет был запущен в серийное производство на Иркутском авиазаводе. Самолет оснащался дизельными двигателями, что обеспечивало высокие летно-тактические характеристики, но низкая надежность двигателей создавала большие проблемы. Запуск в производство происходил параллельно с окончанием выпуска самолетов Ил-4.
Согласно постановлению ГКО №4170сс от 21 сентября 1943 года завод №39 приступает к освоению серийного производства дальнего бомбардировщика Ер-2 разработки ОКБ В.Г. Ермолаева. В феврале 1944 года состоялся первый полет серийного образца Ер-2.
В мае 1944 года началось строительство четырех образцов 10-местного пассажирского варианта Ер-2ОН (особого назначения) для полетов членов Правительства СССР на дальние расстояния.
В декабре 1944 года за высокие стабильные показатели по выработке электроэнергии ЦЭС завода №39 вручается переходящее Красное знамя ГКО СССР, которое коллектив удерживал до окончания войны, после чего оно было оставлено ЦЭС на вечное хранение.
31 декабря 1944 года в Иркутске умер главный авиаконструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы В.Г. Ермолаев.
В 1945 году начаты серийное производство и модернизация Ер-2.
В августе 1945 года по приказу НКАП за №235 от 2 августа 1945 года завод №39 переходит на закрытое наименование "предприятие п/я 411" и сохраняет его до февраля 1963 года.
Ер-2 имел много сварных узлов, и заводским технологам пришлось осваивать новые технологические процессы. Для ускорения темпов выпуска были внедрены поточные линии, число которых к 1945 году составило 45.
В боевых действиях иркутские бомбардировщики Ер-2 принимали участие на завершающем этапе войны. Самолеты наносили удары по Кенигсбергу, летали на бомбежку Зееловских высот и Берлина. В истории не только отечественной, но и мировой авиации Ер-2 остался как единственный дальний бомбардировщик с дизельным двигателем.
Музей истории Иркутского авиационного завода
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей