Новости

ЕР-2, дальний бомбардировщик

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Дальний бомбардировщик Ер-2
Дальний бомбардировщик Ер-2
В.Г. Ермолаев - генерал-майор, инженер авиационной службы, авиаконструктор.
В.Г. Ермолаев - генерал-майор, инженер авиационной службы, авиаконструктор.
Дальний бомбардировщик Ер-2
Дальний бомбардировщик Ер-2
Ер-2. Техническая схема
Ер-2. Техническая схема

Ер-2, советский дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны. Разработан в ОКБ под руководством В.Г. Ермолаева. Первый полёт самолёта состоялся 14.5.1940. Эксплуатировался в ВВС Красной Армии с октября 1940 по март 1946. Серийное производство начато в октябре 1940. Производился на двух авиационных заводах: в Воронеже (завод № 18) и в Иркутске (завод № 39). Всего было построено 462 экземпляра самолёта Ер-2 разных модификаций, из них 391 – на Иркутском авиационном заводе.

Основные характеристики Ер-2 (2М-105): экипаж – 3 чел.; размах крыла – 21,65 м;  длина – 16,23 м; высота – 4,82 м; площадь крыла – 72,10 м²; масса: нормальная взлётная – 12000 кг; максимальная взлётная – 13460 кг; тип двигателя – 2 ´ ПД М-105; мощность двигателей – 2 ´ 1100 л.с.; максимальная скорость: у земли – 395 км/ч; на высоте – 445 км/час; практическая дальность – 4100 км; практический потолок – 7700 м; вооружение – два 7,62 мм пулемёта и один 12,7 мм пулемёт; бомбовая нагрузка: нормальная – 1000 кг; максимальная – 3000 кг.

Литература

  1. Иркутский авиационный завод в годы войны // Взлёт. 2015. № 5;
  2. Хвощевский Г.И. Страницы истории авиационного завода № 39 им. Менжинского: от Москвы до Иркутска: хроникально-документальная история. Иркутск, 2012;
  3. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР 1938–1950 гг. М., 1994.  

В.В. Игнатенко

Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru

Приложение

Из истории Иркутского авиазавода

Самолет Ер-2 разрабатывался под руководством известного авиаконструктора Р.Л. Бартини, коммуниста, эмигрировавшего в Советский Союз из Италии. После ареста Бартини, во время массовых репрессий 1930-х годов, конструкторское бюро возглавил В.Г. Ермолаев. И уже под его руководством самолет был запущен в серийное производство на Иркутском авиазаводе. Самолет оснащался дизельными двигателями, что обеспечивало высокие летно-тактические характеристики, но низкая надежность двигателей создавала большие проблемы. Запуск в производство происходил параллельно с окончанием выпуска самолетов Ил-4.

Согласно постановлению ГКО №4170сс от 21 сентября 1943 года завод №39 приступает к освоению серийного производства дальнего бомбардировщика Ер-2 разработки ОКБ В.Г. Ермолаева. В феврале 1944 года состоялся первый полет серийного образца Ер-2.

В мае 1944 года началось строительство четырех образцов 10-местного пассажирского варианта Ер-2ОН (особого назначения) для полетов членов Правительства СССР на дальние расстояния.

В декабре 1944 года за высокие стабильные показатели по выработке электроэнергии ЦЭС завода №39 вручается переходящее Красное знамя ГКО СССР, которое коллектив удерживал до окончания войны, после чего оно было оставлено ЦЭС на вечное хранение.

31 декабря 1944 года в Иркутске умер главный авиаконструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы В.Г. Ермолаев.

В 1945 году начаты серийное производство и модернизация Ер-2. 

В августе 1945 года по приказу НКАП за №235 от 2 августа 1945 года завод №39 переходит на закрытое наименование "предприятие п/я 411" и сохраняет его до февраля 1963 года.

Ер-2 имел много сварных узлов, и заводским технологам пришлось осваивать новые технологические процессы. Для ускорения темпов выпуска были внедрены поточные линии, число которых к 1945 году составило 45. 

В боевых действиях иркутские бомбардировщики Ер-2 принимали участие на завершающем этапе войны. Самолеты наносили удары по Кенигсбергу, летали на бомбежку Зееловских высот и Берлина. В истории не только отечественной, но и мировой авиации Ер-2 остался как единственный дальний бомбардировщик с дизельным двигателем.

Музей истории Иркутского авиационного завода

Оригинальная рубрикация:  Авиация

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Игнатенко Виктор Васильевич | Источник(и): Энциклопедия Иркутской области (проект) | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 01 июня 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутск | Советский период | Транспортный комплекс