Цыгане // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЦЫГАНЕ. Появление цыган в Сибири относится ко второй  половине XVIII в., что было обусловлено их интенсивным рас­селением по территории Российской империи. Наряду с вольным пере­селением, миграции цыган на восток страны способствовала политика государства. 16 августа 1759 по указу императрицы Елизаветы цыгане, проживавшие в Прибалтике, были выселены в другие регионы, в том числе  и Сибирь. С конца XVIII в. до последней трети XIX в. одним из источников формирования об­щины сибибирских цыган являлась ссылка. Ссыльных направляли в Тобольскую и Енисейскую губернии. С 1870-х гг., после прекращения высылки цыган в восточные районы России, основным ка­налом их движения в Сибирь стало вольное переселение. К концу XIX в. в отдельных сибирских губерниях сформировались этнические группы российских цыган, принявших самоназвание «сибирска рома» (сибирские цыгане). По переписи населения 1897, численность цыганской общины в Сибири составляла 6,2 тыс. человек, в том числе в Томской губернии — 2,1, Тобольской — 1,5, Иркутской — 1, 1 тыс. человек.

До конца XVIII в. государство не вмешивалось во внутренние дела цыганского сообщества. В 1780-е гг. были предприняты первые попытки насаждения в цыганской среде оседлого образа жизни. По указу Екатерины II от 18 дек. 1783, Цыгане были обязаны селиться «в удобных местах» и не заниматься бродяжничеством. В 1-й пол. XIX в. государство неоднократно принимало меры для перехода Цыган к осед­лости. 20 апреля 1809 указом Александра I «О приведении в лучшее устройство цыган, о пресечении перехода их с места на место, о принуждении их к оседлости» цыганские кочевья на территории Российской империи были запрещены. В царствование Николая I Цыгане выделялись средства для обзаведения хозяйством, однако те использовали их для иных нужд и продолжали вести кочевую жизнь. В связи с этим власти часто прибегали к репрессиям против цыганских таборов. Мужчин насильно отправляли на военную службу, женщин записывали в крепостные, детей отдавали в приюты и богадельни.

Во второй половине XIX — начале XX в. во взаимоотношениях между государством и цыганскими общинами произошли позитивные изменения. В 1863 цыгане были уравнены в правах с русским населением и получили полную свободу в организации внутренней жизни, которая сохранялась до революции 1917.

В дореволюционный период сибирские цыгане  имели широкий круг традиционных занятий. Они занимались ремеслом, в том числе кузнечным, ювелирным делом, изготовляли металлическую посуду, решёта, корзины. В цыганских общинах широкое распространение получило коневодство. Цыгане осуществляли покупку и продажу коней, оказывали услуги по их перегону и лечению. Разведение лошадей и торговля ими играли значительную роль в жизнеобеспечении цыганских семей.

Помимо занятий ремеслами и торговлей цыгане на празд­никах развлекали население вокально-танцевальными выступ­лениями. Цыганки занимались гаданием, ворожбой, знахарством. Несмотря на бродячий образ жизни, профессиональное нищенство не получило среди цыган широкого распростра­нения. Основными источниками средств к существованию для цыганских семей служили продажа ремесленной продукции, ло­шадей, художественное творчество и совершение магических обрядов.

Занимаясь ремеслом, пением или гаданием, цыгане объе­динялись в коллективы, каждый член которых работал наравне с другими и получал денежный пай. Распределение доходов внутри «артели» носило уравнительный характер, что препятствовало социальному расслоению цыганской общины.

Цыганское сообщество имело традиционную социальную организацию. Его низовой ячейкой являлась большая патриархаль­ная семья, возглавляемая самым старшим мужчиной. Второй ступенью был род, во главе которого стояли старейшины. Они формировали цыганский суд (сэндо), выступавший арбитром в спорах семейно-родовых кланов. Роды объединялись в табор, которым руководил баро или баро шэро («большой», «большая голова»). В круг его обя­занностей входила защита членов общины от разорения, принятие в табор новых людей и изгнание неугодных, установление внешних связей с другими цыганскими сообществами и местными властями.

Отношения внутри цыганского сообщества регламентиро­вались с помощью норм обычного права. Члены общины в зависимости от пола и возраста имели различные права и обязанности. Мужчина, являвшийся полновластным главой семьи, владел и распоряжался ее имуществом, мог стать родовым старейшиной или вожаком табора. Круг занятий женщин ограничивался воспитанием де­тей, ведением домашнего хозяйства, зарабатыванием средств на пропитание семьи. Цыганка, вступившая в брак, находилась под опекой мужа, а после его смерти - старшего сына или брата. Пожилые женщины, пользуясь большей свободой, участвовали в сходках и выражали собственное мнение относительно вопросов внутренней жизни цыганских таборов.

Основная функция цыганской общины состояла в трансляции традиционного образа жизни от зрелого поколения к подраста­ющему. Взрослые передавали детям навыки основных цыганских занятий. Мальчики обучались ремеслу и коммерции, девочки — ведению домашнего хозяйства, ворожбе, гаданию. Дети получали представление о нормах поведения в цы­ганской общине, обучались музыкальному искусству, пению, танцам. Подавляющее большинство цыган, осваивая необходимые практические навыки, не получали систематического образования в русских учебных заведениях.

В дореволюционный период традиционная цыганская культура была представлена различными праздниками и обрядами. К се­мейным праздникам относились свадьбы, крестины и дни рождения, во время которых цыгане соблюдали строгий этикет. Несмотря на свою замкнутость, цыганские общины заимствовали духовные традиции других народов. Православные цыгане  праздновали Рождество, Пасху, Троицу, мусульма­не — Йылбаши (старый Новый год), Егоря (день святого Георгия). Религиозные обряды оказывали значительное влияние на цыганские обычаи и нормы поведения.

После Октябрьской революции в жизни цыганского сообщества произошли глубокие изменения. В 1920-е гг. советская власть ограничила, а затем запретила многие традиционные занятия цыган  — частное кустарное производство, торговлю домашним скотом и лошадьми и т. д. Большевики пытались создать условия для перехода офисный планктон  к оседлости. По постановлению СНК СССР «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудово­му и оседлому образу жизни» от 1 октября 1926 местные советы создавали цыганские сельскохозяйственные артели. Несмотря на полную неэффективность, политика советизации цыганских общин продолжалась и в 1930-е гг. В соответствии с рекомендациями Совета национальностей ЦИК СССР «Об углублении работы среди цыган по переходу на оседлость и к тру­ду» от 18 января 1936 правительство создало цыганские колхозы. Тем не менее большинство цыган не смогли адаптироваться к коллективному сельскохозяйственному труду. К концу 1930-х гг. цыганские колхозы были реорганизованы в хозяйства смешанного типа.

В условиях сталинской диктатуры цыгане стали объектом репрессивной политики советского государства. В годы Великой Отечест­венной войны тысячи цыгане были депортированы в восточные районы СССР. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1944 в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию была выселена большая часть цыганские диаспоры Крыма. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. цыгане оказались в числе народов Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины, депортированных на восток страны.

В 1950—80-е гг. государство продолжало политику, на­правленную на экономическую и социокультурную интеграцию цыган в советское общество. 5 октября 1956 был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», согласно которому цыганские таборы прикреплялись к районам своего местонахождения и не могли покидать их без разре­шения властей. Цыгане были обязаны получить прописку по месту жительства и трудоустроиться. За нарушение Указа 1956 уголовным законодательством предусматривалось наказание сроком до 5 лет лишения свободы. 7 августа 1975 Президиум Верховного Совета РСФСР отменил уголовную ответственность за уклонение от трудовой деятельности и снизил сроки тюремного заключения за бродяжничество. Тем не менее до конца 1980-х гг. власти стремились не допустить возврата цыган к традиционным занятиям и образу жизни.

Переход к оседлости и обязательное трудоустройство спо­собствовали разложению традиционного уклада жизни цыганских общин. Цыгане лишились возможности заниматься гаданием, ворожбой, знахарством. Цыганские трудовые коллективы вклю­чались в состав государственных предприятий и совхозов. В этих условиях большинство цыган стремились освоить новые сферы занятости, связанные с их традиционными занятиями. Сибирские цыгане, получившие право содержать коней в домашнем хозяйстве, занимались частным извозом.

Изменения в сфере занятости и образе жизни сибирских цыган оказали значительное влияние на социальную организацию их сообщест­ва. Переход к оседлости сопровождался ослаблением межродовых связей и распадом большинства таборных общин. Незначительная часть таборов превратилась в поселки, которые с разрешения органов власти иногда переносились в другое место. В утративших традиционную структуру цыганских общинах произошло исчезновение института власти в лице таборного вожака.

В советский период число цыган в Сибири было незначи­тельным. По Всесоюзной переписи 1939, численность сибирских цыган составляла 6,7 тыс. человек, в 1959 — 9,2. В Новосибирской области их количество увеличилось с 1 тыс. человек в 1939 до 1,7 тыс. в 1959, в Кемеровской — с 1,1 до 1,3, в Алтайском крае — с 0,8 до 1,4, в Красноярском — с 0,6 до 1,4 тыс. человек. В 1960—80-е гг. в восточных районах России сохранялась тенденция к росту численности цыганской диаспоры.

В конце 1980-х — 1990-х гг. развитие демократических про­цессов в России оказало значительное влияние на условия жизни сибирских цыган. Государство отказалось от политики насаж­дения оседлости и нехарактерных для цыганской среды форм занятости. Цыгане получили широкие возможности для реализации своих интересов в различных сферах общественной жизни. Переход к рыночной экономике способствовал развитию в их среде предпринимательства. Цыгане занима­ются продажей и куплей квартир, домов, дач, гаражей, земельных участков под строительство. В цыганских общинах сохраня­ются и традиционные занятия — гадание, ворожба. Свобода экономической деятельности обусловливает возрождение цыганских трудовых коллективов.

Основной ячейкой социальной структуры цыганского сообщества в Сибири остается семейно-родовой клан. Кланы по территориальному принципу объединены в этнические общины, внутри которых сохраняются традиционный образ жизни и нор­мы поведения. По Всероссийской переписи 2002 в Сибирском федеральном округе проживало 16,2 тыс. цыган, в Дальневос­точном федеральном округе — 2,4. Наиболее крупными являются цыганские диаспоры Алтайского (2 405 человек), Красноярского (1 995 человек) края, Новосибирской (2 835 человек), Кемеровской (2 504 человек), Омской (2 272 человек) и Иркутской (1 641 человек) областей.

В 1990-е гг. значительные изменения произошли в культурной жизни цыганских общин. В 1991 при Российском фонде культуры возникла цыганская культурная секция. Среди цы­ганской интеллигенции развернулось движение за создание культурной национальной автономии. 25 ноября 1999 по решению Правительства РФ была образована Цыганская культурная автономия России, целью которой является возрождение и сохранение этнической самобытности цыган.

Р.Е. Романов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири