Важным для понимания образов Байкала является анализ цветового восприятия, которое, согласно концепции Макса Люшера, адекватно у представителей разных национальностей. Но как показывают современные данные, психофизиологическое отражение и восприятие различных цветов сформировано одинаково далеко не у всех народов, что находит подтверждение в языковых средствах. Обозначение цветов, как выяснили психологи, проходит определённую динамику развития у разных народов.
Сегодняшний день принес немало этнопсихологических аргументов в пользу известной истины «На вкус, на цвет товарища нет». Как показывают современные данные, психофизиологическое отражение и восприятие различных цветов сформировано одинаково далеко не у всех народов, что находит подтверждение в языковых средствах. Обозначение цветов, как выяснили психологи, проходит определённую динамику развития у разных народов. Исследователи Берлин и Кэй, изучив 78языков, пришли к выводу, что 11 основных цветов стали кодироваться в истории любого языка в фиксированном порядке, а стадии появления терминов представляют собой ступени эволюции языков: от появления в примитивном языке двух названий цветов - чёрного и белого - до многовариантной красочности цветовой гаммы в развитых языках. Здесь уже наблюдается свыше восьми терминов цвета, в том числе для таких их вариаций, как фиолетовый, розовый, оранжевый, серый и т.д.
В условиях Сибири хорошей иллюстрацией данным закономерностям служат наблюдения В.Л. Серошевского за цветовым восприятием якутов. Он писал, что для якутов трудно выучиться различать цвета. Даже интеллигентные якуты смешивают оттенки цветов. Особенно путают они голубые, синие, фиолетовые и зеленые. Для всей этой группы цветов у них есть общее название кюох, и хотя глаз их уже научается отличать зеленый от голубого и синего, но язык еще не выработал особого для него названия; фиолетовый все еще им не дается. Радуга (кустук) считается у якутов трехцветной.
Различия в восприятии цветов на азиатском материке даже у разных племен одного народа. Так, в языке верхнеколымских юкагиров нет названий "зеленого" и "синего" цветов; у нижнеколымских юкагиров обозначены "зеленые" и "синие" цвета, но нет слова "желтый"; у алазейских юкагиров встречаются слова "зеленый" и "желтый", но нет слова "синий". Исследователи считают этот факт свидетельством происхождения племен юкагиров от разных этнических предков.
Кстати сказать, экспериментальные исследования подобных фактов не проводились по конкретным национальностям. И, кто его знает, возможно и здесь могут проявиться свои «сюрпризы». По крайней мере, наличие среди мужчин 6% дальтоников (людей, не способных различать оттенки некоторых цветов, в частности, зелёного и красного) о чём-то говорит.
Великий поэт и философ И. Гете в своем интереснейшем естественнонаучном «Трактате о цвете» показывал зависимость предпочтений цветов и их оттенков от национальности людей и их культурного своеобразия. Любовь к яркому и пестрому он считал характерным для дикарей, «некультурных» народов и детей. Чем выше уровень образованности людей, тем чаще они испытывают определенное отвращение к цветам, особенно к ярким. Цвет одежды Гете связывал как с характером нации в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, утверждал он, любят цвета, создающие бодрое, живое, деятельностное настроение, и прежде всего — желтый, оранжевый и желто — красный. Умеренные нации предпочитают соломенный цвет и красно - желтый, с которыми они носят темно - синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство, не равнодушны к красному, хотя и ценят его пассивную сторону.
Существенным для понимания особенностей восприятия у представителей разных народов является факт, что существуют также определённые культурные и национальные различия в смысловой интерпретации цветов. При этом нередко замечается взаимосвязь между цветовой символикой и теми природными явлениями, которые являются обычными для людей конкретной национальности. Можно обратиться к примеру японцев, особенности восприятия Байкала которыми мы еще рассмотрим выше. В искусстве икэбаны жителей страны восходящего солнца цвета несут в себе следующие смыслы.
Зеленый цвет является олицетворением весны, он выражает сущность первоэлемента дерево и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождается день, и весна как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный голубовато — зеленый цвет.
Стихию, первоэлемент огонь воплощает красный цвет – цвет лета, - юга и планеты Марс.
Белый цвет символизирует осень — время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металл (раскаленный добела), его связывают с западом и белесым цветом Луны и сиянием планеты Венера.
Самое темное, глухое время года — зима — ассоциируется с черным цветом, с первоэлементом вода (с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий.
Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, первоэлементом земля. Он воплощает также идею центра и ассоциируется с планетой Сатурн.
Цветовое восприятие и его символика не может не зависеть от географически детерминированных цветовых особенностей местности.
Так В.Г.Болотюк и Е.Н.Белая провели изучение фразеологических единиц (ФЕ), в котором рассматривали значение образных выражений с цветовым содержанием у англичан и русских. Выяснилось, что в английском языке значительно больше ФЕ с обозначением синего цвета. Они считают, что эта особенность обусловливается, скорее всего, географическим положением английского государства и его климатом - страна находится в окружении морей. Отсюда и большое количество ФЕ, в которых синий (голубой) цвет символизирует море, моряков, небо, тоску, панику, хандру, потрясение, сквернословие, пессимизм, жестокость, гибель. В русских «цветовых» ФЕ слово синий (голубой) встречается в значении «неприятность», «презрение» всего четыре раза.
Заметные различия наблюдаются и по красному цвету. В английских ФЕ цветообозначение «красный» символизирует часто опасность, неприятность, убытки, препятствие, пренебрежение, заблуждение, раздражение. Реже красный цвет обозначает мужество, смелость, элегантность. В русских ФЕ красный цвет сигнализирует по большей части о положительных свойствах, качествах людей, объектов, явлений: красная девица, красный следопыт, красный уголок и т.д. (см. 44). По-видимому, сказалось в последнем факте и «идеологическое» значение красного цвета для русских. Наличие таких специфических, самобытных интерпретаций наблюдается и у других народов, и это дает право рассматривать цветовое восприятие Байкала людьми конкретной национальности как уникальное, символически своеобразное явление, и это можно рассмотреть на примерах конкретных исследований.
Обращаясь к цветовому эффекту Байкала, в первую очередь напомним яркое явление, которое можно увидеть в летнее и осеннее время - радугу. Обычно хорошо прослеживается, как упираясь одним концом в воду, а другим в лесистый холм или прибрежную отмель горит радуга на фоне уходящей тучи. Разноцветная красавица обязана своим появлением капелькам воды в воздухе: солнечный луч, преломляясь в них, образует так называемый солнечный спектр, в котором мы различаем красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые оттенки. И от этого «созвучия», гармоничного сочетания цветов в душу приходит радость, умиротворенность, восхищение красотой природы. И еще хорошо понимаешь, что цвет — это одно из лучших украшений Байкала.
Сегодня психологам хорошо известен тот факт, что особенности цветового восприятия обусловливают специфику отношения к природным явлениям, а сами, в свою очередь, зависят от разных факторов, в том числе от национальной принадлежности субъектов восприятия. В нашем опроснике данный аспект отражался в двух комплексных направлениях: 1) восприятие цветов, которые а) бросаются в глаза на Байкале, б) наиболее значимы для респондентов, в) лучше отражают символику Байкала; 2) ассоциации цветов с разными понятиями.
Не нагружая читателей специфичной информацией, остановимся на вопросе о цветах, символизирующих Байкал и тех основных ассоциациях, которые они вызывают у представителей разных национальностей, влияя на рационально-чувственное, психологическое отражение образа священного моря.
Приведем результаты нашего опроса, инструментарием которого выступил разработанный автором данной книги опросник «Байкал». Одним из вопросов, который мы задавали своим респондентам, был вопрос о цвете, который в наибольшей степени символизирует образ Байкала. Для оценки было представлено 13 названий цветов. Результаты опроса по шести наиболее значимым и двум «проблематичным» цветам представлены в таблице 4.
Таблица 4
Иерархия цветов, символизирующих образ Байкала у представителей разных народов
№ п/ п |
Цвета |
% и места по значимости |
||||
В целом (441) |
Русск. (271) |
Буряты (52) |
Китайцы (38) |
Японцы (50) |
||
1 |
Голубой |
74,9 |
81,9(1) |
80,8(1) |
63,2(2-3) |
52,0(3) |
2 |
Синий |
65,2 |
67,2(2) |
75,0(2) |
47,4(4) |
60,0(1) |
3 |
Зелёный |
63,8 |
63,1(3) |
71,2(3) |
68,4(1) |
58,0(2) |
4 |
Светло-зеленый |
41,0 |
38,7(4) |
42,3(4) |
63,2(2-3) |
44,0(4) |
5 |
Белый |
32,0 |
31,4(5) |
38,5(5) |
26,3(6) |
38,0(5) |
6 |
Серый |
25,4 |
28,4(6) |
23,1(6) |
21,1(7) |
16,0(7) |
7 |
Фиолетовый |
13,7(7-8) |
11,4(9) |
17,3(8) |
5,3(13) |
24,0(6) |
8 |
Оранжевый |
9,5(11) |
8,1(12) |
7,7(11-12) |
31,6(5) |
6,0(9) |
Таблица показывает восемь цветов, шесть из которых, по мнению респондентов в большей степени символизирует образ Байкала. Особая близость мнений наблюдается у русских и бурят, проживающих на берегах Байкала или вблизи от него. У респондентов из зарубежных государств в иерархии первых шести цветов есть свои вариации, хотя они, возможно, отражают лишь определенные особенности сделанных выборок у китайцев и японцев. Но вот «списать» на выборку заметные различия в символике «проблематичных» цветов у представителей двух народов вряд ли возможно. Для японцев это фиолетовый цвет, а для китайцев - оранжевый. Эти моменты явно связаны с какими-то национальными особенностями восприятия и символизации цветов, о чем в обобщенном плане мы уже говорили выше.
К этим фактам стоит добавить еще один: опрошенные в другом нашем исследовании респонденты немецкой национальности опять-таки специфично, по сравнению с другими, в оценке значимости цветовых образов Байкала более заметно выделили серый (47,4%) и коричневый (26,3%) цвета, а респонденты из Китая недооценили белый. Последнее обстоятельство, скорее всего связано с тем, что для китайцев белый - цвет траура и знак опасности; все отрицательные герои в народных исторических драмах этой страны скрываются под белыми масками. И эта символика меньше всего применима к Байкалу. Все это подтверждает существование символических различий, связанных с одними и теми же цветами в различных национальных, культурных традициях. Данные различия подталкивают на предположение, что у каждого этноса есть свой «цветовой код», и генетически, и социально подталкивающий представителей конкретного народа выделять и предпочитать в цветовой гамме этнические цветовые символы. Национальный цветовой «букет» дорог людям, близок им и в большей степени предопределяет восприятие всего окружающего мира.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что у человека, выросшего в определённой местности (тайга, горы, низменность, степь и т.д.) выработались определённые стереотипы (и возможно, архетипы), своеобразные эталоны восприятия прелести и гармонии окружающей природы. При этом могут действовать не только аналогии красоты (нравится то, что близко, схоже по своей цветовой гамме), но и эффекты противопоставления (контраверзы): восхищает, радует, удивляет то, что напрочь отличается от привычного пейзажа. О некоторых подробностях цветового восприятия байкальской природы мы поговорим в специальном разделе.
Естественно, в общих предпочтениях цветов всегда наблюдаются вариации, но всё же необходимо признать психологический приоритет некоторых из них, преимущество которых отразили и наши исследования:
Наполнен до края дыханьем
солёным горячей смолы, чешуи омулиной
Он был голубым, синеватым, зелёным,
горел ежевикой и дикой малиной.
В данных строках Ю.Левитанского вполне различаются многочисленные оттенки синего и зеленого цвета основных атрибутов Байкала: воды, тайги и неба, «подкрашенных» огненностью солнца.
Говоря о восприятии людьми разных цветов байкальских окрестностей стоит напомнить еще об одном интересном цветовом эффекте. Речь идет обизвестном художникам и специалистам явлении, носящем название последовательного контраста. Суть его в следующем. Каждый раз после наблюдения фигуры определенного цвета возникает последовательно отрицательный образ, хорошо заметный на бесцветном фоне. Так, переведя взгляд с бумаги красного цвета на белый фон, мы увидим его изумрудно-зеленым; если вместо белого фона будет синий, он изменится и станет голубым. А зеленый цвет, если мы перед тем, как взглянуть на него, глядели на дополнительный к нему красный, покажется более насыщенным, интенсивным.
Аналогичный эффект происходит тогда, когда мы попытаемся поместить одинаковые квадратики (например, серые) на разные цветовые фоны. Серый квадратик на красном фоне позеленеет, на зеленом покраснеет, а на синем пожелтеет.
Такие же явления можно иногда наблюдать с тенью, отбрасываемой тем или иным предметом; она слегка окрашивается в цвет, дополнительный к цвету предмета.
Именно последовательный контраст делает цветовые гаммы Байкала неповторимыми, динамичными, постоянно меняющимися и оттого более прекрасными и впечатляющими. На изменчивость цветового восприятия Байкала обратил ещё в 1890 году внимание побывавший на Ольхоне В.А. Обручев. «В зависимости от того, отражается ли в этих водяных призмах бледная или интенсивная голубизна неба, зелень прибрежных деревьев или же всюду проникающие ослепительные солнечные лучи, кажется, что видишь плавающие на жидкой поверхности богатые сокровища из бирюзы, лазурита, сапфиров и малахита, серебра и золота». Цветовое своеобразие хорошо представлено и в стихотворении И.Молчанова - Сибирского «Закат у Ольхонских ворот»:
Солнце скрылось за горою —
Потемнела падь...
Голубою, голубою
Стала моря гладь.
Облако над падью ало,
Словно в золоте чалма;
Отраженье колыхала
Лёгкая волна.
Будто рыбки золотые
Под водой снуют...
Будто воды голубые
Золотою вязью шьют...
Каждый миг меняет краски — Серебрист, оранжев, ал —
Чародей ты древней сказки, Чудодей Байкал.
Непревзойдённое сочетание красок Байкала отобразил М. Жигжитов по восприятию своего героя из романа «Подлеморье»: «Ганька не может оторваться, смотрит зачарованный - величественные гребни Байкальского хребта, окрашенные в розовый цвет последними лучами уходящего солнца. Ниже гольцов - горы лиловые, а у подножья — тёмно-пепельные. И всё это на фоне синего-синего, без единого облачка, неба.
Вблизи лодки море пестрит фантастическим узором, словно платье какой-то царевны из древней легенды. Вот совсем рядом пляшут кровянистые блики, чуть левее розовые, дальше сиреневые полосы узкими листочками разбегаются вширь и переплетаются со светло-зелёными. От множества красок рябит в глазах. Ганька затаил дыхание, боится спугнуть это сказочное видение скоротечной вечерней зари».
Не удержимся еще от одного примера, показывающего цветовые метаморфозы священного моря и их влияние на субъективные ощущения человека. Это строчки из замечательного очерка И.Широбокова «Мой Байкал, наш Байкал». «Можно простоять у Байкала всю жизнь и не увидеть его дважды одинаковым. Вот чаша его горит расплавленным золотом, вот мелководье засветилось собственным изумрудным сиянием, вот горы подернулись сиреневой вуалью, а через миг водная гладь закипела молоком... Вот Байкал, играющий солнечными бликами, безмятежен и ласков... Но, чу, шевельнулся воздух, свалилась с хребтов черная туча и синий котенок вздыбил белоснежные полосы, превратился в разъяренного тигра». Порой возникает мнение, что вода Байкала — эта великолепная, грациозная, изящная и достаточно кокетливая женщина, очень любит представать перед многочисленными поклонниками в своих неповторимых и роскошных цветных нарядах. Избавившись от надоевшей зимней белизны, она в летнее время стремится раскрыть себя во всем великолепии.
Стоит обратить внимание читателя, любящего образные выражения, на два психологических нюанса, значимых при восприятии Байкала. Во-первых (это хорошо заметно и по стихам, и по прозе), само священное море постоянно меняет свои цветовые ипостаси в зависимости от погоды, времени дня и года и т.п. Тот, кто много и долго воспринимал Байкал зимой, весной, летом и осенью, знает, что каждому такому периоду и в то же время каждой ситуации отвечает своя оригинальная цветовая оформленность. Одним словом, Байкал хорош в любых своих цветах, разукрасившись к каждому случаю своеобразно. Его «многоликость» зависит от многих факторов, и именно это делает священное море неповторимым и уникальным. Во-вторых, данное обстоятельство никак нельзя отрывать от настроения самого человека: восприятие опять-таки будет ситуационно обусловленным, а, значит, наиболее значимыми и впечатляющими порой могут быть цвета, ранее не вызывавшие каких-либо эмоциональных ассоциаций. Багровый Байкал на предгрозовом закате солнца может впечатлить так же сильно, как голубой и бирюзовый в тихую погоду, но такие картины эксклюзивны и, как мы сказали, зависят от состояния человека, от его настроения.
Автору этих строк, — коренному жителю Прибайкалья — порою кажется, что Байкал каким-то образом угадывает и учитывает твое настроение и стремится подстроиться в такт ему, зазвучать единой мелодией, синхронными цветомузыкальными образами. И пусть это мое субъективное ощущение, но, скорее всего, — оно не исключение и свойственно немалому числу людей, любящих Байкал и боготворящих его. И мы нормально воспринимаем то, что «наше море» в окружении изменяющихся в зависимости от времен года прибрежных мест, это не картины вечнозеленых, пышных, красочных и все же надоедающих ландшафтов материковых оазисов и островов где-нибудь в райских местах, не так далеко от экватора. Ведь последние редко подстраиваются под человека; их однообразное великолепие требует, наоборот, унификации человеческих чувств; в то время как сменяющиеся образы Байкала настроены на взаимность природных образов и человеческих эмоций.
Поскольку в практических целях и, в первую очередь, для рекламной экологической деятельности, а также, отчасти, для цветотерапии, которая сегодня развивается бытсрыми темпами, важны конкретные характеристики восприятия цветов и их символики, покажем их на примерах некоторых цветов, обращаясь прежде всего к ассоциациям аборигенов Байкала — бурят и русских.
Голубой цвет - наиболее признанный жителями предбайкалья. Он чаще всех других бросается в глаза при посещении Байкала (для 53,5% респондентов); он наиболее значим для многих людей (58,4%); он, как указано выше опрошенными, наиболее характеризует образ Байкала. Не случайно в России и даже во всём мире широко распространена метафора «голубое око Сибири» и «голубое око планеты». В существующей литературе считается, что голубой цвет в психологическим плане — успокаивает, понижает уровень тревоги и расслабляет, но делает это холодным, рассудочным образом, за счёт серьёзности, мудрости, даже некоторой печали.
Для наших респондентов голубой цвет ассоциируется прежде всего с понятиями покой, нежность, лёгкость, мир и согласие, среди ассоциаций близко наблюдается также чистота, духовность, холод и жизнелюбие. Если вспомнить, что по данным опроса в образах Байкала превалируют «гладкая зеркальная поверхность», «море, расстилающееся среди крутых берегов», то успокаивающая, нежная, стимулирующая духовность и жизнелюбие голубизна Байкала психологически колоритно опредмечивается. Голубизна также приближает к нравственности и вечности, когда глядя в даль и эмоционально реагируя на неё, порою невозможно различить, где заканчивается море и начинается небо.
Характеризуя смысловое восприятие голубого цвета людьми, нельзя не остановиться на одном различии, выявленном в нашем исследовании у мужчин и женщин. Суть его в следующем: если в характеристике образности Байкала голубой цвет у представителей обоих полов имеет одинаковую значимость (79,2 78,5%), то в личностной значимости голубой почти в два раза приоритетен для женщин чем для мужчин (70,2 против 36,8%) и так же чаще бросается им в глаза при посещении Байкала (57,9 против 45,6%). По-видимому, высокая оценка женщинами голубого цвета отражает какие-то психологические особенности, с сутью которых ещё предстоит разобраться. По крайней мере, понятия «нежность», «лёгкость», «духовность», связанные с голубым цветом всё же ближе к женщине, чем к мужчине. (Интересно отметить и тот факт, что для женщин более значимы «мягкие» и «тёплые» цвета розовый, светло зелёный, жёлтый, оранжевый, а для мужчин «броские» и «резкие» — белый, красный, чёрный).
Синий цвет, как и голубой, по мнению психологов, в первую очередь в своей символике навеян самой природой: прозрачная вода, чистое небо, линии горизонта. Его основные психологические свойства — успокоение и удовлетворение, как считается, лежат в основе таких вызываемых им ассоциаций, как освобождение (добровольный отказ) от желаний и действий, мир, спокойствие.
В нашем опросе синий цвет на Байкале вызывает хотя и созвучные, но во многом своеобразные ассоциации у респондентов:
• холод - 17,8%, у бурят 13,5%, у русских 20,3%
• мощь - 16,1%, у бурят 13,5%, у русских 17,0%
• достоинство - 11,6%, у бурят 13,5%, у русских 11,1%
• мир и согласие — 8,2%, у бурят 3,8%, у русских 8,9%
• стабильность — 8,2%, у бурят 5,8%, у русских 8,9%
• покой — 7,1%, у бурят 11,5%, у русских 5,9%
Психологическое ассоциирование Байкала с синим цветом вполне понятно. Те, кто видел, как «штилевой» Байкал в связи с поднимающимся ветром становится сердито-синим, какие синие островерхие горы поднимаются к небу на его берегах — тот хорошо понимает ассоциацию слова «мощь» с синим цветом. А достоинство, точнее его ощущение на берегах священного моря, желание жить в стабильности, мире и согласии - это непременные чувства, посещающие нас на Байкале.
Смесь синего цвета с красным дает оттенки фиолетового, и этими оттенками порой наполнены готовящиеся в солнечный день к шторму волны озера. Ярким образом Байкала, связанным с фиолетовым цветом, является цветок Ирис с небольшого озера Арангатуй, что располагается на перешейке между Баргузинским и Чивыркуйским заливами. Природа подарила этому цветку необыкновенный фиолетовый тон, дополняемый чудесной бархатной поверхностью, и величину, заметно большую, чем многие другие цветы этого вида.
Считается, что символика зелёного цвета основана на психологическом ощущении внутренней силы и равновесия, слияния с Природой. Этот цвет повышает тонус и успокаивает, создаёт ощущение отдыха, вызывает чувство удовлетворённости. Специалисты детализируют лечебное влияние зеленого цвета. Они пишут о том, что освещение зеленым понижает кровяное давление, оказывает на нервную систему нормализующее и гипнотическое воздействие, полезное при нервоном возбуждении. В интеллектуальном плане зеленый цвет создает условия для размышления и окончательного завершения стоящих задач. Одновременно нельзя не сказать о частом восприятии зеленого цвета в качестве символа определенного возраста, ожидания жизненных перспектив (не случайно: молодо-зелено).
В нашем опросе зелёный цвет занимает второе место после голубого по значимости и своей впечатляемости в гамме цветов Байкала, хотя как символ священного моря он уступает синему, стоящему на втором месте. Но в целом приоритет зелёного с его оттенками больше выражен у бурят — людей в силу своих традиционных деятельностей находящихся ближе к природе. Ассоциации, которые в большей мере вызывает зелёный цвет у представителей этносов следующие: у бурят - покой (15,4%), равновесие (13,5%), оптимизм (11,5%), жизнелюбие (11,5%), для русских символика цвета близка к указанной, но всё же отличительна: жизнелюбие (15,9%), мир и согласие (11,8%), равновесие (9,6%), достоинство (8,9%). В светло-зеленом варианте цвет вызывает ассоциации нежности, доброты (больше выражены у русских) и лёгкости (сильнее выражена у бурят). Если вернуться к конкретным образам природы: «кедры и сосны, любующиеся на себя в воды Байкала», «изумруды байкальских струй», то именно они отражают квинтэссенцию зелёного цвета. Не случайно кто-то из писателей назвал видимые байкальские расстояния нежными изумрудными переливами меняющихся далей.
Стоит вспомнить еще об одной «архаичной» ассоциации зеленого цвета - его связи с конкретными запахами. Как считают некоторые психологи, что в человеке из древне заложены механизмы «объединения» некоторых цветов и запахов во взаимопроникнутое чувственное восприятие окружающего мира. И это прежде всего относится к зеленому цвету, цвету листьев, травы, различных растений, которые появились на земле задолго до человека. Зелень байкальских мест ассоциируется (и сопровождается) с запахами хвойных и лиственных деревьев, с душистыми ароматами луговых и пойменных трав, с благовонием возделанных человеком садов, огородов, полей. И наоборот, смрад и тяжелый дух разлагающегося мусора, зловоние помоек и «запашки» целлюлозных и иных производств вызывают ощущения чего-то темного, серого, сумрачного и потому неприятного.
Полезно несколько расширить информацию о богатстве и разнообразии мира запахов Байкала. Особенно в летнее время в них можно обнаружить непревзойденное очарование дикой природы. Где-нибудь в лесном распадке на берегу озера можно обнаружить различные ароматы и тайги, и моря, и степной растительности. Запахи одолевают человека: они горькие, терпкие, пряные, кислые или даже дурманящие. Хвойные деревья на побережье и в распадках у Байкала в летний солнечный день издают запах смолы — его ощущаешь даже на вкус, словно пьешь живительный нектар. А что стоит дурманящий запах багульника, особенно в середине весны, когда он яркими лиловыми коврами застилает нижние части сопок в хвойных лесах у Байкала, в Прибайкалье и Забайкалье. Лиственные деревья благоухают свежей зеленью, причем каждое из них обладает своим запахом. Например, листья и кора березы отдают терпкой горечью, в осинном перелеске встает запах грибной сырости. Нередко запахи на Байкале повествуют о каких-то конкретных явлениях. Те, кто в летнее время выходил на лов омуля сетями, хорошо знает, что иногда в море наплывает запах свежей рыбьей чешуи, словно ты попал в какое-то рыбное царство. А это где-то невдалеке поднялся к поверхности воды косяк омуля.
В осенних ветрах всегда можно обнаружить целебный аромат мяты, а в некоторых местах воздух наполнен грибными настоями. Зимний холод приглушает запахи леса и моря, но он не может истребить их полностью, деревья продолжают источать тонкий аромат смолы, который дополняется запахом свежего снега. Сочетание запахов усиливает очарование природой и Байкалом, делают жизнь светлее, красочнее, богаче. И, скорее всего, еще только приоткрыты возможности ароматерапии озера.
Своеобразием для священного моря является этническая символика жёлтого цвета. Она выражена следующим образом:
роскошь: у бурят 13,5%, у русских 4,4%
мир и согласие: у бурят 13,5%, у русских 4,1%
ясность: у бурят 11,5%, у русских 6,6%
лёгкость: у бурят 11,5%, у русских 6,3%
Два первых символа, на наш взгляд, могут иметь достаточно простое объяснение. Для бурят жёлтый цвет - это прежде всего цвет буддийской религии: он освящен ею. Более того, ламы Востока обычно рядились в жёлтые одежды. А буддизм всегда проявлял себя в качестве миролюбивой концепции, зовущей к терпимости и согласию между всеми живыми существами. Вместе с тем, звание ламы в жёлтых одеждах всегда ассоциировалось с богатством, многие культовые служители буддийской религии в бурятских родах и племенах, в религиозных дацанах были материально хорошо обеспеченными людьми.
Таким образом, даже краткий анализ особенностей восприятия некоторых цветовых образов и их связи с другими ассоциациями, говорит о комплексе разнообразных впечатлений, которые модальности привносят в отношения человека к Байкалу и, соответственно, в его субъективные чувства. Одновременно эти данные наводят мысли о некоем этническом своеобразии отношения к окружающему миру, о том, что в казалось бы одинаковых картинах природы немалое количество этнических представлений имеют свои специфические детали и нюансы. Мы уже не говорим о восприятии цветового фона и гаммы цветов, здесь опять-таки можно найти уникальность отражения и осмысления, но это требует дополнительных исследований.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей