Новости

Цусимское сражение

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

К столетию великой трагедии российского флота

В минувшем году "Копейка" не раз обращалась к теме Русско-японской войны 1904—1905 годов. Мы рассказывали о героических защитниках Порт-Артура и о начальнике сухопутной обороны самой дальней русской крепости, генерал-лейтенанте Романе Исидоровиче Кондратенко, о гибели броненосца "Петропавловск" и выдающегося русского флотоводца вице-адмирала Степана Осиповича Макарова.

Флагман 2-й Тихоокеанской эскадры русского флота эскадренный броненосец "Князь Суворов" перед своим последним походом. С первых минут Цусимского сражения на нем будет сосредоточен основной огонь японских кораблей.
Флагман японского объединенного флота эскадренный броненосец "Микаса" за время боя получил около 40 попаданий русских снарядов, из них 10 - 305-миллиметровыми. Ныне этот корабль на вечной стоянке в Йокосуке (Япония).
Федор Иванович Седлецкий (слева) - артиллерийский квартирмейстер крейсера "Рюрик". Нагасаки, 1904 г. Фото из семейного архива Вячеслава Андреевича Белова (п. Магистральный). Печатается впервые.
Командующий русским флотом вице-адмирал Рожественский.
Командующий японским объединенным флотом адмирал Того.

Эти, казалось бы, чисто энциклопедические материалы нашли горячий отклик у читателей газеты. Так, вскоре после публикации статьи "Погибаю, но не сдаюсь", где рассказывалось о подвиге экипажа крейсера "Рюрик", мы получили письмо от Вячеслава Андреевича Белова из поселка Магистрального (Казачинско-Ленский район). Оказывается, дед Вячеслава Андреевича, Федор Иванович Седлецкий, — артиллерист, служил на крейсере "Рюрик", участвовал в знаменитом бою Владивостокского отряда крейсеров против эскадры японского адмирала Камимуры.Оба деда иркутянки Лидии Литвинцевой служили на кораблях 1-й Тихоокеанской эскадры, а дед иркутского таксиста Василия Закржевского, Владислав Закржевский, служил на батарее Тигрового полуострова в Порт-Артуре.То, с каким желанием откликались потомки героев порт-артурской обороны на публикации, посвященные грозным событиям, натолкнуло редакцию на мысль продолжить тему. В мае грядет еще одна трагическая дата той войны — столетие Цусимского сражения.

"На дне океана глубоком забытые есть корабли"

Оно началось 27 мая (по новому стилю) 1905 года в Корейском проливе, неподалеку от острова Цусима. Здесь 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского и отряд кораблей 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Николая Ивановича Небогатова вступили в бой против превосходящих сил японской эскадры адмирала Хэйхатиро Того. Двухдневный бой закончился полным разгромом русского флота.

По данным инженера Владимира Полиевктовича Костенко, участника трагических событий, к началу сражения наша эскадра насчитывала 38 кораблей. В бою потоплен 21 корабль, взято в плен 5, разоружилось в нейтральных портах — 6, прорвалось в Россию — 4. Один госпитальный корабль (из двух) был задержан японцами, другой отпущен. Один транспорт вернулся на Балтику.Перед боем на кораблях русской эскадры находилось 16 170 человек. Из них погибло 5044 человека... Подобной трагедии наша морская история не знала.

Почему помнят "Аврору"?

Поражение эскадры Рожественского послужило еще одним толчком к революции 1905 года. Понятия "Цусима" и "революция" прочно сплелись между собой. Со временем "революция" взяла верх. Школьные учебники истории советской поры практически ничего не рассказывали о сражении в Корейском проливе, но всегда отмечали, что цусимский разгром стал символом гнилости самодержавия. Что ж, против этого утверждения возразить нечего. Даже в наше время, когда расстрелянного монарха вновь подняли на щит и у так называемой элиты появилась мода на дворянские корни. Жаль только, что новые русские дворяне больше укладываются в строчки шлягера "балы, красавицы, лакеи, юнкера", чем в понятие настоящей элиты общества...

А Цусимский бой действительно выставил напоказ все, что прежде скрывалось или замалчивалось: грубейшие ошибки во внешней и внутренней политике страны, техническую отсталость российской военной промышленности, неспособность высшего военного руководства действовать в условиях войны машин. Плюс крепостнический стиль командования флотом, где матрос — быдло, пушечное мясо. Все это следует помножить на взяточничество и казнокрадство, которые достигли в России начала ХХ века просто чудовищных масштабов...

Но скажите, чем провинились офицеры и матросы русской эскадры, честно и до конца выполнившие свой воинский долг? В чем виноваты они перед страной, сначала пославшей их на верную гибель, а затем предавшей забвению? Их подвиги вошли в историю, но, судя по нашему отношению к этой науке, так там и остались.Даже солидные справочные издания, к которым по праву можно отнести Советский и Военный энциклопедические словари, явно экономили бумагу на Цусиме. Первый выделил на нее 7 строчек, второй — 13. Командующему эскадрой адмиралу Зиновию Рожественскому составители посвятили по 6 и 10 строчек соответственно. Для адмиралов Небогатова, Фелькерзама и Энквиста места не нашлось вовсе, не говоря уже о простых командирах броненосцев и крейсеров... Имена офицеров и матросов основательно затерялись в пыльных архивах, и сегодня в лучшем случае поминаются в семьях, где еще не разучились чтить своих дедов и прадедов.До наших дней дожили всего два корабля-участника Цусимского боя. В Японии — броненосец "Микаса", флагманский корабль адмирала Хэйхатиро Того. В России — крейсер "Аврора". "Микаса" оставлен в память о победах над русским флотом во время войны 1904—1905 годов. "Аврора" — в память об одном-единственном выстреле, сделанном 7 ноября 1917 года и послужившем сигналом к штурму Зимнего дворца. Японский "Микаса" навеки остался кораблем Цусимы, а в нашей "Авроре" невообразимым образом сплелись Цусима и революция, и вновь революция взяла верх...

Вспомните своих моряков

Япония готовится широко отметить юбилей своей победы в Цусимском бою. В Микаса-парке, где на вечной стоянке красуется броненосец адмирала Того, вовсю наводят красоту, готовятся к встрече потомков и гостей: сто лет — серьезная дата.У нас тоже в канун больших юбилеев обычно начинаются шевеления в кругах "широкой общественности и творческой интеллигенции". Устанавливаются памятники, пишутся книги, снимаются фильмы. Но, судя по всему, русских героев Цусимы не ждет ничего подобного. О них постарались забыть еще при жизни, чего же ждать от потомков?! "18.50. Броненосец "Александр III" с громадными пробоинами, с большим креном и пожаром на рострах выкатился из строя влево и, сделав последний залп из двух 6-дюймовых орудий, быстро перевернулся... Его днище показалось над водой, и на него успели взобраться несколько десятков человек".С "Александра III" не уцелел никто. "19.10. Не выходя из строя и продолжая держать курс на норд, объятый пламенем броненосец "Бородино" стал валиться на правый борт, дав последние два выстрела из средней 6-дюймовой башни. Менее чем в две минуты он опрокинулся килем вверх". С этого корабля спасся только один матрос.Один-единственный эпизод боя, каких-то двадцать минут. Но за это короткое время погибли два лучших броненосца эскадры. Без малого две тысячи человек отправились на дно морское!.. Может быть, действительно, об этом кошмаре лучше забыть? Нет. Нужно помнить и знать.

В рубрике "Большая энциклопедия Иркутской губернии" мы постараемся по возможности полно рассказать о Цусимском бое. В этом редакция надеется на помощь читателей. Наверняка среди вас есть потомки моряков — участников сражения. Возможно, сохранились их фотографии, письма и дневники. Мы будем признательны всем, кто откликнется и поделится семейными воспоминаниями о своих предках. Большая просьба: пожалуйста, не высылайте оригиналы бесценных реликвий, вполне достаточно сделать копию.

Наш адрес: 664009, г. Иркутск-9, ул. Советская, 109, 5-й этаж, редакция газеты "Копейка", корреспонденту Андрею Давыдову. На конверте, пожалуйста, поставьте пометку: "Цусима".

Обреченная эскадра в цифрах 

Балтийская эскадра адмирала Рожественского направлялась для усиления флота, заблокированного японцами в гавани Порт-Артура и снятия морской блокады крепости. Но после падения Порт-Артура и уничтожения главных сил русского флота на Тихом океане дальнейшее продвижение балтийцев к Владивостоку было равнозначно самоубийству. Это отлично понимали в Петербурге, но еще лучше — офицеры и матросы эскадры, которая к тому времени стояла на Мадагаскаре. Тем не менее роковой приказ идти во Владивосток был отдан.Главной ударной силой флота того времени были броненосцы — громадные, длиною около 120 метров, корабли с мощной артиллерией. Однако по своим тактическим данным японские броненосцы были значительно сильнее русских, что видно из следующей таблицы. 1 фунт равен 0,454 кг1 узел — 1 морская миля в час, или 1,852 км/чПроще говоря, японские корабли были лучше забронированы и имели большую скорость. Их артиллерия по скорострельности существенно опережала русскую; кроме того, японские пушки стреляли мощными фугасными снарядами, которые по своему действию превосходили наши почти в 15 раз. Сила взрывчатого вещества (шимозы) в японских снарядах была приблизительно в два раза больше, чем сила пироксилина, употреблявшегося для начинки русских снарядов.Стоит добавить и численное превосходство японской эскадры, особенно в классе миноносцев: против девяти русских было сосредоточено более шестидесяти японских...

Автор: Андрей Давыдов, "Копейка", номер 1 от 14 февраля 2005 года

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Давыдов Андрей | Источник(и): Копейка, газета | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2005 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.