Родился Михаил Петрович Цисельский в 1909 году в селе Стойково Черкасской области, в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1932 года. По окончании школы работал в сельском хозяйстве. С 1928 года жил в городе Никольск-Уссурийске, окончил курсы слесарей, работал на паровозоремонтном заводе, был избран комсоргом цеха. С января, 1932 года в армии. Служил в 4-м Забайкальском кавалерийском полку, а затем направляется в Иркутскую авиатехническую школу, которую успешно окончил в декабре 1934 года. Служил авиационным техником в Белорусском военном округе. В 1936—1937 годах — курсант Ейской школы морских летчиков, по окончании которой служил летнабом и штурмовиком звена в ВВС Черноморского флота. В 1938 году демобилизован и с октября 1938 года по август 1939 года был начальником учебной части и штурманом Иркутского областного аэроклуба. С 1939 года — вновь в армии. В годы Великой Отечественной войны штурман звена и авиаэскадрильи ВВС Черноморского и Балтийского флотов. Войну закончил в Германии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года капитану, штурману 12-го гвардейского авиаполка Краснознаменного Балтийского флота М.П. Цисельскому присвоено звание Героя Советского Союза. Демобилизовавшись в 1948 году в звании майора, работал председателем колхоза в родном селе, свыше 20 лет работает бригадиром на заводе «Красный резинщик» в Киеве.
Михаил Петрович Цисельский войну начал 22 июня, когда 83-я отдельная авиаэскадрилья Черноморского флота, где он был штурманом звена, вылетела па разведку и поиск кораблей противника в море.
Со многими типами самолетов был знаком Цисельский. В Иркутской авиатехнической школе он досконально изучил материальную часть Р-1, Р-6, ТБ-3, И-16. Все эти самолеты были бомбардировщиками, за исключением И-16. И практические занятия, проводимые на аэродроме, были связаны с обслуживанием и ремонтом бомбардировщиков. Стажировку в авиационной бригаде молодой техник тоже проходил на бомбардировщике Р-5. Год он работал техником самолета Р-5 в 12-й авиаэскадрилье.
В Ейской авиационной школе М.П. Цисельский опять столкнулся с бомбардировочной авиацией, на этот раз морской. В должности летчика-наблюдателя 71-й авиаэскадрильи Черноморского флота, а затем штурманом звена 40-го авиаполка М.П. Цисельский совершенствовал свои знания и опыт. В Иркутском аэроклубе пришлось летать на том же Р-5, заодно он освоил и У-2. А с ноября 1939 года М.П. Цисельский окончательно и бесповоротно связал свою судьбу с морской бомбардировочной авиацией.
Это был относительно новый род войск, высоко технически оснащенный, и за ним было будущее на морских театрах военных действий.
В военное время штурману Цисельскому сначала пришлось летать на летающих лодках МБР-2, затем на американских «дугласах» и «бостонах», а потом уже на отечественных Пе-2.
18 августа 1942 года звено, где штурманом был М.П. Цисельский, получило задачу уничтожить танковую колонну противника в районе Гррсс — Либенталь — Одесса. Точно повел штурман самолеты звена на цель. Мощный бомбовый удар был нанесен по фашистской технике.
Самое активное участие морской летчик принял в героической обороне Одессы, когда фашисты полукольцом окружили город с суши и наши войска оказались в трудных условиях. Доставлять оружие, боеприпасы, продовольствие, войска можно было только морем. На черноморских летчиков легла задача обеспечивать доставку важных грузов по морю в Одессу. Они сопровождали корабли охранения, транспорты с грузом, защищая их от фашистских торпедных лодок и торпедных катеров. В одном из таких полетов в районе Тендеровской косы на наши самолеты напали гитлеровские истребители. Принял бой и самолет Цисельского. Меткой очередью он сбил «Мессершмитт-100», но повреждение получила и наша машина. Благодаря мужеству командира звена Кумейко она была посажена при трехбалльном шторме на воду.
23 сентября 1941 года экипаж в составе штурмана М.П. Цисельского, командира звена Кумейко и стрелка-радиста Жукова вылетел в район Днестровского лимана. Штурман быстро и точно привел самолет в указанный район. Метким бомбовым ударом был потоплен транспорт водоизмещением восемь тысяч тонн. В другом вылете в районе Перекоп — Севастополь бомбами самолета были уничтожены сотни гитлеровцев, пятнадцать танков и двадцать автомашин.
М.П. Цисельский — участник обороны Севастополя. На самолете «Дуглас» он совершил ночью тринадцать вылетов в осажденный город, доставляя защитникам его боеприпасы, продовольствие, а на обратном пути эвакуируя раненых. Хотя приходилось летать в сложных условиях, благодаря умению штурмана самолет ни разу не сбился с курса.
Несколько рейсов в 1941—1942 годах совершил бомбардировщик Цисельского к румынским берегам. Он наносил мощные бомбовые удары по пирсам и военно-морским базам Сулина, Галада, Констанцы, Браилова.
Большой ущерб врагу в живой силе н технике нанес М.П.. Цисельский во время бомбардировки портов, занятых фашистскими войсками, Керчи, Феодосии, Анапы, Мариуполя. Так, в районе Анапы его самолетом была потоплена крупная десантная баржа с войсками и боевой техникой. За успешное выполнение боевых заданий 20 января 1942 года он получает свою первую боевую награду — орден Красного Знамени.
В 1942 году морской бомбардировщик продолжал уничтожать войска и технику фашистов в районе Новороссийска, на Таманском полуострове, в Крыму. В результате ста четырех боевых вылетов экипажем самолета было уничтожено шестнадцать танков, две зенитные батареи, дна склада с горючим, четыре самолета на аэродроме Саки, дальнобойная артиллерийская батарея в районе мыса Хако. Были вызваны многочисленные очаги пожаров в расположении оккупантов и уничтожено много других средств и техники. Не раз самолету - приходилось вступать в схватку с вражескими истребителями. Опыт М.П. Цисельского, его самообладание, смелость помогала и здесь.
Проявил себя штурман и как прекрасный разведчик. Он выполнил ряд срочных заданий по разведке коммуникаций врага на Крымском побережье. Во время одного из разведывательных полетов он обнаружил крупную танковую колонну, движущуюся из района Анапы в Новороссийск. Получив донесение Цисельского, командование послало в этот район группу бомбардировщиков. Они сорвали готовящуюся операцию врага.
В 1943 году М.П. Цисельский был переведен в 40 и авиаполк ВВС Черноморского флота и стал летать штурманом звена 3-й эскадрильи бомбардировщиков По-2. Он принял участие в знаменитой Новороссийской десантной операции.
Наступил момент освобождения Крыма. В это время приходилось особенно много летать М.П. Цисельскому, назначенному штурманом авиаэскадрильи 29-го пикировочного авиаполка Черноморского флота. Враг пытался эвакуировать свои войска и технику из Крыма. По приказу командования, морские летчики наносили бомбовые ударил по транспортам и конвоям, шедшим из Крыма в румынские порты.
12 апреля 1944 года экипаж самолета получил задание нагнать транспорт, удиравший из Севастополя в Констанцу. М.П. Цисельский вывел самолет прямо на цель. Перейдя в пикирование, самолет разбомбил транспорт водоизмещением в 4500 тонн. На дно Черного моря ушли пехотинцы врага, много оружия. 18 апреля бомбардировщик настиг караваи кораблей. Несмотря на ожесточенный огонь зенитных орудий кораблей охранения, он точно выбрал цель и с пикирования сбросил бомбу на транспорт водоизмещением 5 тысяч тонн.
На следующий день пришлось еще труднее. Самолет был встречен не только огнем зенитной артиллерии, но и истребительной авиации. Но задание было выполнено. Большая десантная баржа была отправлена на дно моря. Правда, и наш самолет получил повреждения от истребителей фашистов. Благодаря выдержке и мужеству всего экипажа он благополучно дотянул до линии фронта и произвел вынужденную посадку в районе мыса Тархапкут. И уже на другой день экипаж бомбардировщика был снова на задании. Дважды летал он на бомбежку румынского порта Сулина. Два мотобота противника было потоплено.
После освобождения Крыма авиация Черноморского флота усилила свои удары по румынскому побережью, откуда враг подбрасывал подкрепление на советско-германский фронт. В этих налетах приняла участие и эскадрилья, где штурманом был М.П. Цисельский.
20 августа 1944 года авиаэскадрилья нанесла мощный удар по порту Констанца. Пикирующие бомбардировщика потопили румынский эсминец «Налука», одну подводную лодку, два тральщика, три торпедных катера, две больших десантных баржи. Экипаж, в составе которого летал М.П. Цисельский, уничтожил транспорт водоизмещением 1500 тонн.
23 августа шесть бомбардировщиков получили задание нанести удар по порту Браилов на Дунае. Много вылетов уже имел на своем счету М.П. Цисельский. Но этот был особенный. До цели нужно было лететь свыше 160 километров над вражеской территорией на высоте 300—400 метров. Всюду была низкая облачность. В некоторых местах шел дождь. А эскадрилья недавно пополнилась молодыми еще необстрелянными экипажами. Это накладывало большую ответственность на командира эскадрильи капитана Попова и штурмана капитана Цисельского. Между ними была договоренность — если погода не прояснится, бомбить будут с горизонтального полета. Конечно, при этом терялась точность попадания. Но при подходе к Дунаю облачность поднялась до двух тысяч метров, видимость значительно улучшилась. Поэтому можно было нанести прицельные бомбовые удары. И все экипажи это сделали. Когда пикировщики вернулись на свой аэродром и были дешифрованы данные фотосъемки, оказалось, что эскадрилья уничтожила судоремонтный завод вместе с тринадцатью строящимися кораблями. Было потоплено два транспорта водоизмещением три тысячи тонн и три баржи. Эскадрилья потерь не имела.
Бомбардировщики эскадрильи активно участвовали в Яссо-Кишиневской наступательной операции и развернувшемся освобождении Румынии и Болгарии. Бои для штурмана Цисельского закончились тем, что он был отмечен новой наградой — вторым орденом Красного Знамени.
17 октября 1944 года эскадрилья в полном составе была переброшена в состав 12-го гвардейского авиаполка ВВС Балтийского флота. Капитан М.П. Цисельский быстро подготовил штурманский состав эскадрильи к боевым действиям на новом театре военных действий. Уже 27 октября она нанесла свой первый бомбовый удар по военно-морской базе фашистов — порту Либава. Удар был повторен 28 и 30 октября. В результате бомбометания с пикирования эскадрильей были уничтожены один транспорт водоизмещением 3 тысячи тони, один танкер водоизмещением 1200 тонн, поврежден один крупный транспорт и отмечены попадания в корабль водоизмещением свыше 10 тысяч тонн.
Особенно запомнился М.П. Цисельскому вылет 30 октября, который оказался для него последним. При подходе к цели самолет был атакован тремя «фоккс-вульфами». Несмотря на реальную опасность, экипаж не свернул с курса. В этом полете Цисельскому вместе со стрелком-радистом пришлось отбивать яростные атаки. Ведя неравную борьбу, он сбил один самолет. Осколком снаряда штурман был тяжело ранен в голову и правую руку.
Всего с начала войны до октября 1944 года М.П. Цисельский участвовал в двухстах шестидесяти девяти успешных боевых вылетах на бомбоудары по разным военным объектам врага. За это время было уничтожено три транспорта общим водоизмещением 11 тысяч тонн, несколько десантных барж, мотоботов, торпедный катер, склады с горючим, четыре самолета на аэродроме. В воздушных боях сбито лично два самолета и один в групповом бою. По результатам этой боевой деятельности штурман был представлен к званию Героя Советского Союза.
Подлечившись в госпитале, М.П. Цисельский принял участие в заключительных боях по разгрому фашистской Германии. Он довел счет своим боевым вылетам до трехсот девяноста шести, потопил еще один крупный транспорт врага, уничтожил четыре склада, две батареи н много другой боевой техники.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей