Иркутские декабристы, сибирская каторга, разрушенные церкви, строительство Восточно-Сибирской магистрали — это история Приангарья в коллекции фотографий старшего преподавателя отделения филологии и журналистики ИГУ Рудольфа Берестенёва. Пятьдесят с лишним лет иркутянин собирает старинные фотоснимки и фотоаппараты. Собирает не для красоты, не на продажу, а для того, чтобы «сохранить историю в памяти человечества». Фотоделом Рудольф Берестенёв увлёкся, будучи 12-летним подростком. В послевоенные годы купить фотопринадлежности было непросто. Поэтому первый фотоувеличитель подростку приходилось изготавливать самому из фанеры и брусков. "Мне не терпелось дождаться ночи, чтобы засесть в собственной фотолаборатории, — вспоминает Рудольф Георгиевич. — Наверное, уже тогда я понял, что фотодело — это серьёзная зараза: однажды заболев, будешь страдать всю оставшуюся жизнь".
Родители относились к фотографиям Рудольфа как к увлечению. Его отец, директор авторемонтного завода, видел в сыне только автомеханика. Поэтому в 12 лет он устроил его на семилетнее обучение в Черемховское горнотехническое училище. Но подросток не бросил фотодело. В училище он стал «главным фотографом» и даже возглавил фотокружок.
— Фотография всегда была тесно связана с моей жизнью, — говорит коллекционер. — В армии я служил в фоторазведке. После стал работать фотокорреспондентом. Познакомился со старейшими иркутскими фотографами. И увлёкся историей иркутского фото.
Надо сказать, что история иркутской фотографии берёт своё начало с середины XIX века. В далеком 1839 году француз Луи Дагер изобрёл первый способ фотографирования (дагерротипия), и уже через пять лет изобретение дошло до Сибири. В 1845 году французский инженер Альфред Давиньон приехал в Иркутскую губернию, чтобы сфотографировать ссыльных декабристов (официально он путешествовал в поисках заказов). Снимки были сделаны на серебряных пластинах и всего в одном экземпляре. За фото государственных преступников француза арестовали, а портреты уничтожили. Часть дагерротипов всё же уцелела и была передана в Пушкинский дом-музей в Санкт-Петербург. Узнав о сохранившихся фотографиях, Рудольф Георгиевич поехал в музей. Он уговорил музейных работников переснять фото Трубецких. Так, в коллекции Берестенёва появились первые иркутские фотоснимки.
— К концу XIX века фотодело в Иркутске было поставлено на широкую ногу, — уточняет Рудольф Берестенёв. — Для сибирских ссыльных фото стало основным заработком. Сегодня благодаря их мастерству сохранилось много уникальных снимков. К примеру, фотография Николая II в Иркутске, сделанная поляком Милевским.
После того как Рудольф Георгиевич нашёл первые фотографии, иркутяне стали ему приносить старинные фотоснимки. Так, у него появилась собственная коллекция фотоистории Приангарья, в которой есть портреты декабристов, фотографии церквей, разрушенных во времена советской власти, снимки сибирской каторги и строительства Восточно-Сибирской магистрали.
Кроме фотографий, у Рудольфа Георгиевича есть собрание фотоаппаратов. Большинство техники Берестенёву подарили иркутские фотографы и фотожурналисты. Самые же старинные фотоаппараты коллекционер приобретал в антикварных магазинах.
— Этим фотоаппаратам более двух сотен лет, сделаны они из красного дерева, — говорит коллекционер. — Видите, какого они большого размера. Раньше фотоувеличителя не было, поэтому некоторые аппараты были размером с человеческий рост.
Особо в своей коллекции фотограф хранит аппарат «Икофлес», подаренный ему сибирским фотомастером Михаилом Минеевым. Кстати, работы этого фотокорреспондента ТАСС в 1960-х годах экспонировались на международных выставках в Будапеште, Праге, Белграде, Калькутте, Лиссабоне и Лондоне. Михаил Минеев объездил всю Восточную Сибирь, прошёл пешком на лыжах тысячи километров. Не менее уникальные фотоаппараты, которые Рудольфу Георгиевичу удалось приобрести, это фотокамеры Владимира Абламского. По собранию этой техники можно проследить весь жизненный путь фотографа.
— До Октябрьского переворота семья Абламских жила в Иркутске. У его отца, Павла Николаевича, была своя фотостудия. В годы Гражданской войны Абламские эмигрировали в Харбин. В 1945 году Владимира Абламского арестовали. Фотограф на долгие годы попал в лагеря на Урал и Сибирь. Только после смерти Сталина в лагерях ввели послабление режима, появилась возможность иногда заниматься фотографией. И тогда заключённые смастерили Абламскому из жестяной банки фотоаппарат. Сейчас вся коллекция фотографа находится в Музее истории города Иркутска.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей