Чувашская диаспора на территории Иркутской области

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Автор: А. А. Матвеев
Автор: А. А. Матвеев
Автор: А. А. Матвеев
Автор: А. А. Матвеев
Автор: А. А. Матвеев

Чуваши - (самоназвание - чаваш) - народ, основное население Чувашии, живут также в Башкирии, Татарии, Ульяновской и Самарской области и др. Язык чувашский. Верующие чуваши - православные. В Иркутской области чувашская диаспора считается одной из многочисленных. Согласно переписи населения Иркутской области 2010 г., в области проживает 4589 чувашей.

Общие сведения

Чувашская диаспора считается одной из многочисленных в Иркутской области. По данным перепеси 1989 г., численность чувашского населения составляла 11417 человек.[1] Но уже в 2002 г. их численность составляла 7445 человек. Чуваши проживают во всех районах области, даже в таком небольшом районе как Ольхонский имеется несколько семей. Самыми многочисленными районами проживания чувашей считаются Иркутский, Братский, Тулунский, Зиминский районы.

Причины переселения

История чувашской диаспары в Иркутской области насчитывает более ста лет. Первый поток переселенцев начался в 1890 г. Это было связано в первую очередь с перенаселённостью в Центральной России.[2] Cреднестатестическая чувашская семья на тот момент составляла 8 детей, а большой считалась та, в которой было 14 и более детей. Это было связано с характерными причинами того времени - высокая детская смертность и поверье: чем больше в семье детей, тем крепче семья.

Обнищавшие чувашские крестьяне из Башкирии, Самарской, Симбирской, Саратовской и других губерний Поволжья и Приуралья семьями, а иногда и целыми деревнями стали выезжать в восточные регионы страны, в основном, в западную и восточную Сибирь. Поток переселенцев увеличился во времена Столыпинской реформы - крестьяне Центральной России, наслышанные о богатстве неосвоенных Сибирских земель, стали переселяться в Сибирь.

Вторая волна переселенцев была связана с небывалой засухой в 1921 г. и голодом и разрухой, наступившими после гражданской войны.[3] Поток добровольных переселенцев уменьшился во времена коллективизации, тогда основная масса переселенцев состояла из раскулаченных и депортированных крестьян, в том числе и чувашей.

Третий мощный поток переселенцев начался с 50-ых гг. XX в. Причиной переселения послужило безземелье в Центральной России и голод.

Создание общины

Участники тех переселенческих процессов в большинстве своём дожили до настоящего времени, вырастив новые поколения. Многие из них вспоминают, как они приехали, чему удивлялись. Так, 78-летная жительница д. Тагна Заларинского района, Раиса Прохоровна Герасимова рассказывает:

В Иркутскую область периехала в 1967 г., когда мне было 20 лет. У себя на родине жили плохо, не было даже дров топить печь, ближайший лес был за три км., возили ветки на повозке, а когда не было и веток топились соломой.

Со слов Райсы Прохоровны жизнь была очень тяжелой:

Когда приехали в Сибирь, были удивлены как здесь всего много, а дров - топись сколько хочешь. [4]

В Сибири чуваши обучали чувашскому языку своих детей сами, но писать и читать на чувашском языке они не умеют. Поскольку дети росли в русскоязычной языковой группе, то со временем они стали забывать чувашский язык.

Другой житель д. Тагна, Михаил Филипович Петров, вспоминает:

В Тагну приехал в 1959 г. по «переселению», нас было 30 семей, сначала мы осмотрелись и выбрали место. Некоторые переехали в Новолетники (Зиминский р-н, 15 км через р. Оку), а мы остались в Тагне.[5]

На вопрос "что вас заставило переселится в Сибирь?" Михаил Филипович ответил:

Там в Чувашии народу было как в Китае - теснота, деревни друг от друга на 2-3 км. и в каждой по 500-600 домов.

Переселенцы жили компактно, так в деревнях Тагна, Новолетники, Масляногорск проживает около 1000 чувашей. Русское население приняло чувашей радушно, этнических конфликтов не возникало. Это и стало одной из причин того, что уже первые поколения чувашей стали забывать свои национальные традиции, желание вернуться в Чувашию.

Со временем происходит ассимиляция и частичная потеря своей национальной культуры. Михаил Филипович Петров рассказывает, что у него на родине существовал обычай - воровство невесты. Чаще всего он происходил добровольно (влюблённые пары договаривались), но бывало, что воровали невесту без ее согласия. Если похититель садил на сани девушку и увозил ее к себе домой, к родителям она не возвращалась, поскольку считалось, что она опозорена и замуж уже не выйдет. Подобной традиции в Сибири у чувашей уже не было, молодые заключали браки по любви, как правило расписывались в ЗАГСе.

Михаил Филипович рассказывал, что изменился и обряд похорон. Раньше на кладбище ходили вокруг могилы и читали молитвы, иногда и пели. Когда родственники возвращались домой, они первым делом мылись в бане, потом только заходили в дом. У чувашей Иркутской области эта традиция сохранилась не везде. Например, Тагнинские чуваши после кладбища уже не ходят в баню. Чуваши из Новолетников соблюдают этот обычай, им проще сохранять свои традиции, так как основное население в Новолетниках это чуваши (около 80% от общего числа жителей). В Тагне чувашей около 20%, поэтому они больше подвергнуты влиянию русского населения.

Современная диаспора

Согласно переписи населения Иркутской области 2010 г., в области проживает 4589 чувашей.

В Иркутской области с 1991 г. действует национально-культурная автономия чувашей «Юлташ» («Товарищ»). Основные задачи связанны с возрождением духовной и материальной культуры своего народа среди иркутских чувашей. Глава сообщества - Иван Степанович Косов.

В с. Новолетники Зиминского района проводятся ознакомительные занятия с учащимися начальных классов силами энтузиастов — бывших преподавателей чувашского языка. В селах Новолетники Зиминского, Коновалово Балаганского районов Иркутской области отмечают Акатуй и праздник урожая.

Из сохранившихся традиционных промыслов можно отметить национальную вышивку и вязание.

Звание народный присвоен фольклорному ансамблю с. Новолетники, всего фольклорных ансамблей – 5, из них один детский ансамбль.

В г. Иркутске имеются памятные места, связанные с пребыванием востоковеда Никиты Яковлевича Бичурина.

Самосознание себя как этноса осталось только у старшего поколения чувашей, молодое поколение относит себя к русским. По этой причине носителями знаний о национальной культуре являются преимущественно пенсионеры. Если молодое поколение не подключится к приобщению к чувашской культуры, есть вероятность, что знания о ней на территории Иркутской области останутся только в книгах.

Национальная кухня

Сибирские чуваши чаще всего делают клёцки из картофеля, хулпу (круглый пирог из пресного теста), из молока делают сметану, масло, сыр. Обязательным напитком на столе является пиво, которое чуваши варят самостоятельно. Сначала делалается закваска из солода, потом она настаивается (стоит сутки в тёмном погребе), после этого пиво готово к употреблению. Пиво у чувашей имело ритуальное значение, но для ритуалов готовили специальное пиво. Окончание посевной отмечали «петушиным» пивом, для сватавства делила «девичье» и т. д.

Угощение гостя начиналось с подачи ковша с пивом. Гость должен был выпить три ковша, поэтому в гости ходили обязательно со своим бочонком пива, караваем хлеба и кругом сыра.[6] В настоящее время пиво варят по классическому рецепту, пьют пиво чаще по праздникам, ритуального значения оно уже не имеет.

Контакты

Общественная организация «Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «Юлташ».

Адрес: г. Иркутск, ул. Лермонтова 104.

Телефон: 8(3952) 30-25-27.

Примечания

  1. Перепись населения 2002

  2. Максимов, Л.С. Чуваши Восточной Сибири [Текст] / Л.С. Максимов// - Иркутск, 2002.- С.13-15.

  3. Там же. С.15.

  4. А. А. Матвеев Устное интервью. Герасимова Раиса Прохоровна 21.02.2012 г.

  5. А. А. Матвеев Устное интервью. Петров Михаил Филипович 21.02.2012 г.

  6. Максимов, Л.С. Чуваши Восточной Сибири [Текст] / Л.С. Максимов// - Иркутск, 2002.- С.135

Литература

  1. Информационные материалы об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. // Иркутскстат

  2. Чуваши // Большой Энциклопедический словарь. 2000., Дик Академик

  3. Иркутский областной чувашский культурный центр «Юлташ» // Чувашский народный сайт

  4. Игорь Подшивалов Серебряный голос народа // Чувашский народный сайт

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Матвеев А. А. | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015