Новости

Чулымцы // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЧУЛЫМЦЫ, чулымские тюрки (самоназвание  июс кижелер — букв. «чулымские люди»; пестын кижелер, букв. — «наши люди»). В РФ живут в бассейне реки Чулым и ее притоков Яи и Кии (Томская область, Красноярский край). Численность: 1996 — 688 человек, 2002 — 656. Этнические группы — среднечулымские (или мелесские) и нижнечулымские тюрки (в прошлом состояли из байгулинско-карагачинской, аргунской, кизылдеевской, ячинской, корюковской и курчиковской групп).

Говорят на чулымско-тюркском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Диалекты: нижнечулымский (говоры: кецик, кюэрик, ячинский, чибинский и ежинский) и среднечулымский (говоры: тутальский и мелетский). Верующие чулымцы — православные.

Краниологические данные указывают на связи чулымцев с тюркоязычным населением Южной Сибири (особенно с кызыльцами), а также с нарымскими селькупами и томскими тата­рами. Выявляются самодийский (в основном селькупский) и кетский субстраты, а также монгольский элементы. Тюрки проникают на Чулым начиная со второй половины II тыс. н. э. преимущественно из Южной Сибири. В их составе прослеживают­ся теле-уйгурский, киданьский, сибирско-татарский, телеутский, енисейско-киргизский, обско-татарские (темерчинский и др.) и иные компоненты. После вхож­дения Сибири в состав России небольшая часть чулымцев в XVI— XVIII вв. была ассимилирована русскими, а также кызыльцами, обскими и томскими татарами. Численность чулымцев в XVII в. сократилась с 1 040 до 830 человек, в начале XVIII в. составляла 1 520 человек, в начале XIX в. (1816) — 3,9 тыс. человек, в конце XIX в. — 4 825 человек. В советский период чулымцы были отнесены к хакасам. Наблюдалось укрепление культурных связей с хакасами, ускорение ассимиляции чулымцев русскими. Сокращается численность чулымцев, уменьшается количество говорящих на родном языке.

Поселения чулымцев располагались около рек, стариц и озер, что связано с одним из основных их занятий — рыбо­ловством. Зимой чулымцы переселялись на охотничьи стойби­ща. Охота к началу ХХ в. приобрела в основном товарное пушное направление. Подсобную роль играло собирательство: сбор съедобных и лекарственных растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черемуховой сарги, бересты, крапивы и конопли (как сырья для пряжи), ягод. Имеются сведения о примитивном ручном земледелии до прихода русских. Позднее распространилось плужное земледелие. До появления русских выращивали в основном ячмень и просо, позднее, под влиянием русских, полу­чили распространение рожь, овес и пшеница. Скотоводство было развито слабо. Домашние ремесла — ткачество, из­готовление веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетенной из прутьев и коры), лодок, лыж, нарт, кожевенное дело, плотницкие работы и т. д. Большая часть современных чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности.

Передвигались чулымцы  верхом на лошадях, на запряжен­ных лошадьми телегах и санях, волокушах (салатца), ручных прямокопыльных нартах (шанак, чанак), иногда с подпряжением 1 или 2 собак, долбленых, дощатых и берестяных лодках (кеме, каюк), плотах, лыжах — подшитых мехом (шана, сана, мэгнэ) и голицах (канна, каначак, тыргаргэ). Традиционные средства передвижения частично сохраняются в настоящее время.

Поселения — улусы — были зимними и летними. В летних поселениях занимались земледелием, выпасом скота, рыболовством, в зимних — охотой. К XIX — начале ХХ в. были вытеснены постоянными поселениями, подобными русским деревням и селам; часто чулымцы селились вместе с русскими. В отдельных местах поселения назывались юртами.

Традиционные жилища — землянки (одыг), срубные по­луземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты, временные жи­лища — чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII в. основным типом жилища становится русская изба, в XIX в. — пятистенные и крестовые срубные дома. Интерьер жилищ каждой группы чулымцев имел свои особенности. Характерны чувалы (чуал) с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега) для приготовления пищи, нары или лавки, сундуки, полки с образами и домашней утварью. Основные хозяйственные постройки — амбары (клат), хлевы (оран), сараи, бани, крытая часть двора и заго­родки для скота.

Одежда состояла из рубахи и штанов. Женские рубахи шились из холста, праздничные платья туникообразного покроя — из ситца или шелка, часто были оторочены мехом. Штаны первоначально были из налимьих шкурок, позднее — холщовые. И женщины, и мужчины носили камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), крытые шелком. На голову надевали белые или алые колпаки, покрывала (тастар), полусферические шапки из красного бархата, опушенные лисьим мехом, с длинными красными шелковыми кистями, пришитыми к верху, зимние меховые шапки. В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни (короткая овально загнутая спереди и сзади обувь), чирки (невы­сокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кожаные башмаки. Женщины заплетали несколько кос, носили подвески, в том числе из монет, серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни.

Мужчины носили рубахи, шерстяные и дабовые (из китайской хлопчатобумажной ткани, обычно синего цвета) кафтаны (тар, шобур) со стоячим воротником, опушенным мехом росомахи или выдры, халаты из рус. и среднеазиат. хлопчатобум. тканей и кит. дабы, сукон. штаны, зимой — тулупы, шубы, дохи из козьих и оленьих (лосиных) шкур, опушенные мехом шапки типа ушанок, поршни, обувь из тальниковых прутьев, мягкие унты из козлиной кожи, сапоги с косо срезанным верхом голенища, охотни­чьи сапоги-бродни, сапоги рус. покроя. В XVII—XIX вв. нац. одежда вытесняется русской.

Основу традиц. пищи составляли рыба, дичь и дикие растения, с XIX в. распространяются хлеб и др. мучные, а также молочные продукты, мясо домаш. животных (особенно конина). В пищу употреблялись также грибы и свинина. Рыбу вялили, сушили и коптили. До конца XIX в. заквашивали на зиму в яме высушенный ячмень, сарану и другие растения. Многие молочные блюда (творог, сыр и др.), супы (щи, борщи и др.), напитки (квас, брага, пиво, вино) были заимствованы у русских. Из национальных блюд сохрани­лись уза, бурак-порса (толченая вяленая или сушеная рыба), каша из курмача (очищенного сушеного ячменя), талкан (болтушка из молотых зерен или муки).

Родовая община (суок) в XVII-XVIII вв. сменилась территориально-соседской общиной (йон). Патриархальная семья в XIX в. была вытеснена малой моногамной. До конца XIX - начала ХХ в. сохранялась патронимия, в некоторых селениях — патриархальной семьи. В семейной и нередко в общественной жизни женщина была равноправна с мужчиной. Современная семья состоит из 2—3 поколений.

В православие чулымцы обращены в XVII-XVIII вв., одна­ко до первой трети ХХ в. сохранялись традиционные верования, шаманизм. Шаманскими атрибутами были белый головной платок, ожерелье из белых бус, сапоги, погремушка, ложка для кормления духов и др. Было распространено поклонение изображениям духов - родовых, семейных и личных покровителей (у женщин чаще всего в виде птицы, у мужчин - заячьей шкурки), хозяев природы, жилищ и т. д., существовал культ предков, тотемов, священных деревьев и др. Изображения духов хранили в амбарах. Наряду с именами, данными при крещении, детям давали традиционные чулымские имена. Дохристианские эле­менты сохранялись и в погребальном обряде: с покой­ником укладывали в могилу (или на могилу) его вещи (трубку, огниво, охотничьи принадлежности, кисет и др.), устраивали тризну около могилы, разводили огонь и прыгали через него.

Сохранились традиционный фольклор, орнаментальное искусство (изделия из дерева, бересты, тканей и кожи), близкое к искусству северных алтайцев, хакасов, шорцев. У русских заимствованы способы украшения наличников окон и карнизов домов, многие орнаментальные мотивы.

Лит.: Томилов Н.А. Чулымские тюрки в конце XVI — первой четверти XIX в. // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск, 1987; Львова Э.Л., Дремов В.А., Аксянова Г.А. и др. Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос. Томск, 1991; Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

Н.А. Томилов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири