Читинская и Забайкальская епархия // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЧИТИНСКАЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Объединяет приходы и общины, действующие в Забайкальском крае и Республике Бурятия. Образована указом Священного Синода от 21 апреля 1994 в границах бывшей Забайкальской и Нерчинской епархии. Епархиальный городЧита. Правящий архиерей — епископ Евстафий (Евдокимов).

До 1727 Забайкалье входило в Сибирскую и Тоболь­скую епархию, затем — в Иркутскую и Нерчинскую. Как самостоятельная Забайкальская и Нерчинская епархия образована по указу императора Александра III

12 марта 1894 на территории Забайкальской области с епископ­ской кафедрой в Чите. Первым архиереем назначен постав­ленный во епископа Селенгинского Георгий (Орлов). До 9 октября 1894 управление и суд осуществлялись им через духовное правление, в дальнейшем посредством духовной консистории, состоявшей из 3 человек. На начало XX в. здесь насчитывалось уже более 20 благочинных, один из них ведал монастырями. В состав епархии входило Селенгинское викариатство, созданное в 1861—62 для руководства Забайкальской духовной миссией, с 1880 переведенное в Читу. В 1898 епископа Георгия на Забайкальской епископ­ской кафедре сменил Никодим (Преображенский), а епископа Никодима в том же году — возведенный в сан епископа начальной Алтайской духовной миссии архимандрит Мефодий (Герасимов), руководивший епархией по 1912. При епископе Мефодии возведено значительное количество церквей, в том числе Александро-Невский кафедральный собор. Так, на мо­мент учреждения епархии в ней насчитывалось свыше 200 церквей, 300 часовен и молельных домов, 4 монастыря: 3 мужских (Посольский Спасо-Преображенский, Селенгинский Свято-Троицкий, Чикойский Иоанно-Предтеченский) и 1 женский (Читинский Богородицкий); к 1909 число церквей достигло 376. Создавались школы ведомства православного исповедания. В 1909 их было 235 (миссионерская школа при архиерейском доме, 37 школ грамоты и 197 церковно-приходских). В Чите работали духовное училище, епархиальное женское училище и духовная семинария. Тогда же епархия имела 3 богадельни для содержания престарелых и 1 больницу. Действовали епархиальное попечительство «о бедных духовного звания» и Читин­ское церковное братство. При монастырях имелось 2 свечных завода. Число монастырей постепенно росло, в 1921 их уже 6. Среди них 3 женских: Читинский Богородицкий, По­сольский Спасо-Преображенский (с 1900), Мысовской Успенский; и 3 мужских: Селенгинский Свято-Троицкий, Староселенгинский Спасо-Преображенский и Чикойская Иоанно-Предтеченская пустынь.

Забайкальская и Нерчинская епархия располагала значительными земельными угодьями, числившимися за церковно­служителями и монастырями, ей принадлежали богатые рыбой места на озере Байкал, по рекам Селенга и Чикой. До начала XX в. печатным органом епархии являлись «Иркут­ские епархиальные ведомости», позднее стали издавать­ся «Забайкальские епархиальные ведомости». Кроме того, регулярно публиковались отчеты о состоянии За­байкальской духовной миссии. В конце XIX — начале XX в. особо почитались считавшиеся чудотворными иконы св. Параскевы Пятницы (часовня на озере Иргень), Главы Иоанна Предтечи (село Ильинское), Знамения Божией Матери (село Торга), Божией Матери «споручницы греш­ных» (Троицкосавск), 2 образа Николая Чудотворца (Селенгинский и Посольский монастыри). 20 декабря 1912 Забайкальскую епископскую кафедру принял Иоанн (Смирнов), а в начале 1916 епархию возглавил назначен­ный епископом Забайкальским и Нерчинским Мелетий (Заборовский). В 1918 в связи с революционными преобразованиями в стране и начале преследования РПЦ упразднена Забай­кальская духовная миссия, в том же году трагически погиб ее последний викарий, епископ Селенгинский Ефрем (Куз­нецов). В 1920 правящий архиерей Мелетий навсегда покинул Забайкалье вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Г.М. Семенова; в 1920—22 пытал­ся управлять церковными делами из Харбина. Официально епархия просуществовала еще целое десятилетие, за это время сменилось несколько епископов. В 1920-26 епархию возглавлял епископ Даниил (Шерстенников); с 1927 по 21 марта 1930 — епископ Евсевий (Рождественский); с 1930 по 1933 — епископ Марк (Боголюбов); с 22 сентября 1933 по 28 сентября 1934 — епархией временно управлял епископ Верхнеудинский Иоанникий (Попов); с 9 ноября 1934 по 4 января 1935 — епископ Серафим (Заборовский); с 3 марта 1936 по 18 мая 1936 — епископ Серафим (Шамшин), арестован в 1937 после пере­вода на Томскую кафедру. С 1937 епархия перестала существовать. На ее территории в результате церковного рас­кола в 1922 учреждена обновленческая Забайкальская епархия, просуществовавшая до 1929. Ею управляли: Алексий (Кононов; 26 октября 1922—25), Михаил (Орлов; 16 февраля 1923 — 22 сентября 1926), Михаил (Трубин;22 сентября 1926—27), Александр (Спасский; 1927), Алек­сандр (Авдентов; ноябрь 1927—?), временно Михаил (Тру­бин; 1927—29). В 1920—30-е гг. репрессированы многие священнослужители и верующие, большинство храмов закрыто. В 1948 восстановлена Иркутская епархия, территориально охватившая Забайкалье, а в апреле 1994 создана Читинская и Забайкальская епархия.

Первым епархию возглавил епископ Палладий (Шиман), в ноябре 1996 его сменил епископ Иннокентий (Васильев), управлявший епархией до октября 1999. В это время на­чалось активное строительство храмов, часовен, установление православных крестов. Восстановлен пострадавший от пожара Свято-Воскресенский кафедральный собор, отреставрировано здание миссионерского училища, где открыта Спасо-Преображенская церковь. В 2002 в Читинской области насчитывалось 49 православных зданий и сооружений, 5 из них отнесены к памятникам истории и культуры (Свято-Воздвиженский собор в Нерчинске, Свято-Вос­кресенский собор и Спасо-Преображенская церковь в Чите, Георгиевская церковь в Сретенске, церковь в Шилке). С 1997 ежегодно проводятся Иннокентьевские чтения, издаются газеты «Православное Забайкалье», «Святое Преображение», журнал «Троицкое слово». Ор­ганизованы 2-годичные катехизаторские курсы для населения, налажена работа воскресных школ, открыта церковная библиотека. В декабре 1999 епископом Читинским и Забайкальским назначен Евстафий (Евдокимов). При нем продолжилось восстановление старых и строительство новых монастырей, храмов, часовен; в 2001 началось возве­дение в Чите кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери. В 2004 во время празднования 100-летия Забайкальской и Нерчинской епархии и 10-ле­тия Читинской и Забайкальской епархии собор освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Лит.: Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994; Жуков А.В., Янков А.Г., Дроботушенко Е.В., Баринов А.О. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. Чита, 2003; Забайкалье: наука, культура, жизнь. 2003. № 3.

Е.В. Дроботушенко

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири