Этимология наречия «потом» объясняет смысл слова «потомки»: это люди, которые придут потом, после нас, продолжение нашего рода. В этом плане мы — потомки тех, кто жил в нашем городе Черемхово сто лет назад, независимо от кровного родства.
Нынешний год для Черемхово - юбилейный, исполнилось 90 лет Постановлению Временного правительства России о преобразовании села Черемховского в безуездный город (подписано князем Г.Е. Львовым 3 июля 1917 г.). До Иркутской губернии документ дошел только 17 июля 1917 г.
Но гораздо раньше предки сегодняшних черемховцев, крестьяне, мужчины числом 2293 коренных и 822 поселенца (данные начала XX в.)1, 2 ноября 1914 г. на сходе сельского общества постановили преобразовать село в город Черемхово, о чем и записано в приговоре, подписанном двумя третями домохозяев.
В 1915 г. Общее присутствие Губернского управления после рассмотрения приговора селян и учитывая мнения углепромышленников, решило преобразовать село Черемховское в город с упрощенным управлением и минимальным бюджетом, без многочисленной думы, с городским головой. В столице ходатайство из Иркутска пролежало почти два года. Шла мировая война с немцами, царский трон шатался, министры плели заговоры. И ведь вопрос не вызывал споров, потому что в селе развивалась угольная отрасль промышленности, действовало пять одноклассных школ и двухклассное коммерческое училище купца Щелкунова, железнодорожная станция Черемхово, почтово-телеграфная контора. Работали восемь мировых судей (сегодня вместе с федеральными чуть более десяти), три врача, податный инспектор, лесничий, ветеринарный врач, переселенческий чиновник, становой пристав. Ходатай- ство в правительство подписали губернатор Иркутской губернии А.Н. Юган, управляющий казенной палатой Лавров, прокурор окружного суда Левберг, члены суда Вершинин и Шастин, начальник Управления земледелием и государственным имуществом Иркутской губернии Арефьев.
Так или иначе, но первые выборы городского самоуправления состоялись в Черемхово в октябре 1917 г. Избирательная комиссия состояла из девяти человек, имелось три кандидатских списка. По первому шли представители домовладельцев и разночинцев, по второму - кандидаты от еврейской общины и сионистов, по третьему — от социалистических движений и партий. До избрания Думы всеми вопросами жизни города занимался исполком. По окончании выборов в 1-ю городскую Думу исполком сложил свои полномочия. События 25 октября (7 ноября) привели к власти Советы депутатов и упразднили городскую Думу. В 1918 г. после захвата власти белыми вновь был создан исполком общественных организаций под председательством первого городского головы Н.М. Насырова. 22 августа 1918 г. в Черемхово собралась 2-я городская Дума. Но в это же время укреплялись партизанские отряды и го- родские подпольные комитеты, усиливались террористические акции против белочехов и армии А.В. Колчака. Шла Гражданская война, завершившаяся в Черемхово в декабре 1919 г. захватом власти сначала эсерами, потом, в 1920 г., большевиками.
Роль личности в истории неоспорима, как неоспорим авторитет сильного выразителя стремлении личности, как бы впередсмотрящие, обозначившие пути прогресса в экономике и социальном плане. В городе Черемхово владельцы угольных рудников имели своих управляющих, создавали по распоряжению Горного управления губернии школы для детей рабочих, бараки для проживания наемных работников, медицинские пункты и больницы. Строили красивые дома для управленцев и хозяина, обычно живущего в Иркутске или в столице. Но только один из предпринимателей-хозяев, Петр Карпович Щелкунов, купец первой гильдии, не просто создал самый продвинутый в техническом оснащении, механизированный и электрифицированный рудник, при нем небольшие заводы, коммерческое училище, но и написал книгу «Каменноугольные рудники П.К. Щелкунова». Изданная в 1906 г. в Санкт-Петербурге, хорошо иллюстрированная фотоснимками, книга интересна современному читателю. Автор подробно и с любовью описал все стороны работы рудника и сделал толковый, основательный анализ состояния угольной отрасли в Черемхово с предложениями на будущее.
Чем больше в наше время говорится о социальной ответственности бизнеса и его воротил, тем чаще я вспоминаю Петра Карповича Щелкунова, купца-промышленника, общественного деятеля, в высшей степени осуществлявшего социальные функции бизнеса сто лет назад. Всматриваясь в эту историческую личность, открываешь черты не просто прогрессивного образованного человека, но во многом прозорливого экономиста-менеджера, хозяйственника, опередившего свое время и оставившего прекрасные проекты. Новая власть лишь частично осуществила его программы.
Воспользуюсь текстом книги, имеющейся в личном архиве, и представлю читателю идеи-проекты Щелкунова с комментариями, изложенными в последней главе «Современные недочеты и виды на будущее». Эти «виды» и есть самые настоящие бизнес-проекты, как сегодня называют всякие новшества во всех сферах. Каждое — с обоснованиями, цифрами и расчетами. Дабы не утомлять читателя, расчеты опускаю.
Первый и наиболее существенный недостаток всего Черемховского района автор книги видит в отсутствии постоянного регулирования равномерного сбыта угля. Колебания в сбыте доходят до 60-70% общего объема и приводят порой к остановке, а иногда и к разорению владельца. Происходит это по причине частичной сдачи нарядов по договору, даже не на год.
Поскольку Черемховский район, - пишет Щелкунов, - создан исключительно для обслуживания железных дорог Сибирской и Забайкальской и Байкальской переправы, то считаю справедливым и желательным выходом передачу поставок угля для нужд дорог и переправы всему району, пропорционально развитию каждого хозяйства, на продолжительные сроки с заключением контрактов на 10-12 лет.
Практическая сметка диктовала автору идею промежуточной организации углесбыта, и уже в 1912—1914 гг. была попытка создания угольного синдиката. В советское время в системе комбината «Востсибуголь» действовала структурная единица «Углесбыт», распределявшая наряды и заявки на поставку топлива в соответствии с утвержденными планами добычи угля и регулирующая с железной дорогой подачу вагонов под уголь. Интересно было узнать, что «олигархи» от Московского управления СУЭК год назад вернулись к структуре «Востсибугля» как производственной и отделили функции сбыта и расчетов за реализованный уголь.
Второй хозяйственный недочет купец Щелкунов видел в беспорядочной системе доставки крепежного и строевого леса из местностей по притокам Ангары. Его практическая смекалка и дальновидность организатора натолкнули на идею железнодорожной ветки между станцией Черемхово и пристанью на реке Ангаре. Автор развивает все преимущества железной дороги Черемхово - Ангара: доставка леса, угольных грузов на пристань и потом - в Иркутск и через Байкал для нужд Забайкалья. Кроме лесных и угольных, дорога принесет огромную пользу для коммерческих целей в перевозках хлеба и всякого рода товаров для нужд населения по берегам Ангары и Лены, поскольку обе реки между собою соединяются коммерческим трактом с давних времен.
Так и представляю Петра Карповича, тридцатилетнего человека, прошедшего огни и воды торгового бизнеса, но не потерявшего мечтательности в хорошем предпринимательском смысле. Он склоняется над картой губернии и проводит карандашом линию от точки Черемхово на железной дороге до точки порт Макарьево на Ангаре. Это в 1906 г. Железная дорога по его замыслу была построена через два с лишним десятка лет, когда Щелкунов жил эмигрантом в Китае. Знал ли он, что его мысль реализована?
И третья, самая удивительная идея купца-провидца касается особенностей черемховского угля, которые отличают его от всех других месторождений. Я слышала, что немецкие специалисты, да и наши знатоки, считают варварством сжигать для отопления черемховский уголь. Ведь это ценнейшее химическое сырье! И наш аналитик Щелкунов знал про свой уголь абсолютно все. Вот его слова:
Крупная отрасль Черемховского района, находящаяся в данное время в зачаточном состоянии, — производство кокса и попутно выработка смазочных масел и других химических продуктов. Кокс как топливо для вагонов железных дорог, для вагранок имеющихся мастерских и в будущем - завода неизбежно создаст крупную отрасль при условии рациональной постановки его производства. Опыт на собственных и Иркутских литейных мастерских, в смысле выплавки чугуна, дал хорошие результаты. Потребителем смазочных масел явятся на месте железные дороги и различные частные лица для своих фабрик и заводов.
Эта идея Петра Щелкунова была воплощена в военные годы, когда нужда заставила делать из угля и кокс для литейного цеха эвакуированного машино-строительного завода, и смазочные масла, и жидкое топливо. Химическими свойствами черемховского угля занялись иркутские ученые. В городе появился завод под номером четыре, после войны его назвали заводом полукоксова- ния. На уникальном трофейном немецком оборудовании в лабораторных ус- ловиях, по технологии, разработанной учеными, из черемховских углей получали кокс, гуминовые удобрения, хлорированные эфиры фенолов, из которых впоследствии изготавливали в Ангарске клей БФ-6 и другие вещества. В шестидесятых годах это производство перевели в Ангарск, где был построен большой завод, вырабатывающий полимеры из концентрата черемховских обогатительных фабрик. Но к тому времени черемховский «Жюль Берн», экономист-романтик П.К. Щелкунов уже отошел в мир иной.
Закрываю книгу Петра Щелкунова с добрыми чувствами благодарности автору плодотворных экономических идей и гордости за родной город, впитавший и осуществивший эти идеи. И вновь, не в первый уже раз, призываю городских предпринимателей, коммерсантов и бизнесменов (их не так и мало в Черемхово) «делать жизнь с Петра», реализовать социальную ответственность бизнеса в наше время, как делали это Щелкунов и другие деятели сто лет назад. И — да поможет вам Господь.
1 ГАИО. Ф.32. Оп.4. Д.23.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей