ЧЕЛКАНЦЫ (самоназванные шолгану/чалканду, устаревшее — лебединцы, лебединские татары, куу-кижи — букв. «человек с реки Лебедь»), коренное население Республики Алтай. Этническая территория охватывает небольшую северо-восточную часть Турочакского района — бассейн реки Лебедь. Проживают также в Таштагольском районе Кемеровской области. Общая численность по переписи 2002 — 855 человек. Говорят на челканском языке (см. Челканцев язык).
По своему физическому облику челканцы принадлежат к уральской расе. Этот расовый комплекс широко представлен среди обских угров, самодийцев и тюркоязычного населения северных предгорий Алтая и Горной Шории. Существует, однако, мнение, что североалтайская группа популяций должна занимать самостоятельное место в системе расовой классификации.
Этногенез челканцев связывается с урало-алтайским кругом народов. Важную роль в их формировании сыграли автохтонные самодийские этнические элементы. Популяционно-генетическое исследование челканцев показало, что они наиболее близки лесным ненцам и вместе с кумандинцами и энцами составляют так называемый самодийский кластер. Немаловажное место в этногенезе челканцев принадлежит также тюркским этническим элементам, связанным с этнополитическими образованиями других тюрков, уйгуров, енисейских кыргызов, позднее — телесов.
В основе традиционных верований челканцев лежал шаманизм с его богатым мировоззренческим комплексом. Культ отправляли шаманы (кам). Имелся развитый пантеон богов. Были распространены также представления о духах-хозяевах (тайги, рек, озер и пр.). Важное место в жизни людей занимал и культ огня. Большое воздействие на религиозную жизнь челканцев оказала деятельность Алтайской духовной миссии, которая в конечном счете привела к их христианизации. Однако языческие представления до сих пор бытуют у старшего поколения.
В плане социальной организации челканцы делились на 2 экзогамных рода (шолгану и шакшылу). Основной структурно-генеалогической единицей рода являлась группа родственников (кезек). Браки между членами одного кезека были запрещены. Главной ячейкой общества являлась моногамная семья. Брак патрилокальный. Широко был распространен брак через сватовство, в ходе которого стороны договаривались о размере калыма. Имели место также сговор между родителями малолетних детей, брак «убёгом», кража невест. Весьма предпочтительным считался кузенный брак. Отмечен обычай левирата.
Основными направлениями традиционной хозяйственной деятельности челканцев являлись охота, земледелие и скотоводство. Объектами охоты в бассейне реки Лебедь служили преимущественно пушные и копытные животные. Охотились с помощью ружей, ловчих ям, капканов и т. д. Важную роль играли полозные средства передвижения и различные способы перемещения груза - шкуры-волокуши, заплечные берестяные короба (комдо), подволоки (чана). Значительное место в хозяйстве занимало также рыболовство. Рыбу ловили удочками, сетями, а также лучили ночью, используя острогу. Из рыбных ловушек были известны морды и запорные сооружения. Развитие мотыжного земледелия в горно-таежных условиях привело к более активному культурному воздействию на окружающую природную среду и появлению возделываемых участков земли, зерновых и технических культур, мотыги и т. д. Скотоводство было одной из наименее развитых отраслей хозяйства. Разводили лошадей, примерно со второй половины XIX в. - крупный рогатый скот.
Традиционное поселение (аил) представляло собой систему мелких хозяйств. Основные типы жилищ - полуподземные и наземные прямоугольные срубы и двускатные каркасные постройки. Одежда состояла из рубахи, штанов и халата. Обувь - сапоги с холщовыми или кожаными голенищами, чирки (у женщин). Важное место в пищевом рационе занимали мука, крупа и толокно. Из них готовили лапшу (тутпаш), перловую кашу (угре) и перловую кашу, смешанную с толокном (мотко). С процессом обработки зерна тесно связан строго определенный круг предметов утвари (котел, ступа, ручной лоток, ручная мельница, сито).
У челканцев сохраняются богатые фольклорные традиции - сказительская и шаманская. Из форм устного народного творчества распространены сказки, пословицы, поговорки, загадки. Продолжает бытовать также культура охотничьих сигналов и звукоподражаний. С генезисом отдельных отраслей хозяйства связаны знания эколого-географического характера (представления о территории проживания, способы ориентирования, природоохранные меры и запреты и прочее). Не менее значимой частью традиционной культуры челканцев являлась ее обрядовая составляющая, которая нередко также была сопряжена с хозяйственной деятельностью (обряд вызывания дождя, промысловые обряды и проч.).
Современные этнические процессы в среде челканцев характеризуются культурной и языковой ассимиляцией, истоки которой восходят к 1960-м гг. и связаны с ликвидацией «неперспективных» деревень, где проживала основная масса коренного населения северных районов Горного Алтая. Однако по сравнению с другими группами населения региона (кумандинцами и тубаларами) ассимиляционные процессы у челканцев менее выражены.
Лит.: Кандаракова Е.П. Легенды Северного Алтая (на материале челканского фольклора). Горно-Алтайск, 1994; Она же. Обычаи и традиции челканцев. Горно-Алтайск, 1999; Челканцы в исследованиях и материалах XX века. М., 2000; Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев). СПб., 2001; Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX-XX в.). Барнаул, 2004.
Е.А. Бельгибаев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей