Новости

Чаркин, Альберт Серафимович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Проект памятника Александру III
Проект памятника Александру III
А. Чаркин за работой
А. Чаркин за работой
Источник: 2004.
Открытие памятника Александру III в Иркутске
Открытие памятника Александру III в Иркутске
Источник: 2004.
Источник: 2004.
Памятник Есенину
Памятник Есенину
Источник: б/г.
Памятник Горчакову
Памятник Горчакову
Городовой
Городовой
Источник: б/г.
Остап Бендер
Остап Бендер
Три драматурга
Три драматурга
Источник: б/г.
А. Чаркин в мастерской
А. Чаркин в мастерской
Источник: б/г.

Альберт Серафимович Чаркин (16 декабря 1937, г. Белёв Тульской области, РСФСР, СССР – 9 января 2017, г. Санкт-Петербург, РФ) — скульптор, академик РАХ. Автор воссозданного памятника Александру III в Иркутске.

Энциклопедическая справка

Председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза художников РФ, член Президиума Российской академии художеств. Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (2001–2009). Академик Российской академии художеств (1999; член-корреспондент 1998). Народный художник РФ (2005). Член Союза художников СССР с 1972.

Наиболее известные работы: скульптура «За долю народную», 1966; монумент Победы в Рязани (1975); памятник Сергею Есенину в Таврическом саду Санкт-Петербурга (1995); бюст Петра I на Московском вокзале (Санкт-Петербург, 1993); бюст В. П. Чкалова у павильона станции метро «Чкаловская» в Санкт-Петербурге. Создан в соавторстве со скульптором Свешниковым В. Д. (1997); Памятник погибшим воинам (1981, Чинобад, Узбекистан); Памятник Ф. Э. Дзержинскому (1987, Уфа); монумент «Защитник Киевской Руси» к 1000-летию города Лубны (1988, Лубны, Полтавская область); бюст Александра Даниловича Меншикова (1997,  Колпино); памятник академику Александрову А. П. (1997, г. Сосновый Бор, Ленинградская область); бюст русского дипломата, князя Александра Михайловича Горчакова (16 октября 1998, в Александровском саду, Санкт-Петербург); памятник бравому солдату Швейку (Санкт-Петербург) (2003); Драматурги Александр Володин, Александр Вампилов, Виктор Розов (архитектор И. И. Саутов, 2007), установлен во дворе театра «Табакерка»; скульптура Александр Невский в Константино-Еленинском монастыре (Ленинградская область).

Награды: диплом 1-й степени Министерства культуры СССР (1968); диплом Академии художеств СССР (1968); медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970); медаль «За трудовое отличие» (1986); медаль «Ветеран труда» (1988); памятный знак «50 лет Победы» (1996); Заслуженный художник Российской Федерации (19 ноября 1997); Благодарность Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (20 ноября 2002); Народный художник Российской Федерации (1 августа 2005); 4 премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры (23 мая 2007); Почётный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (17 ноября 2010); орден «За заслуги перед искусством» (2012); Золотая медаль Российской академии художеств; Золотая, Серебряная и Бронзовая медали имени Джакомо Манцу (Италия); орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (6 декабря 2012).

Биография и творчество

Два года во время Великой Отечественной войны семья провела в эвакуации в Семипалатинске. В 1943 вернулась на Украину в город Сумы, куда направили отца восстанавливать завод. Позднее отец получил предложение восстанавливать завод в Лубнах. С 1956 по 1960 служил на флоте в Севастополе. В 1966 окончил скульптурный факультет Ленинградский Институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина. До 1970 работал в творческой мастерской под руководством Н.В. Томского, затем его руководителем стал М.К. Аникушин. В 1972 принят в члены Ленинградского отделения Союза художников. В том же году он избирается председателем Художественного фонда Ленинграда, пробыв на этом посту до 1987.

В 1980-е страна отмечала 40-летие начала Великой Отечественной войны и 40-летие Победы в войне. В 1981 А. Чаркин выполнил памятник погибшим в войне для города Чинобада, а в 1985 недалеко от Андижана – памятник к 40-летию Победы над фашистской Германией (Узбекистан). В том же году в Таганроге был установлен его памятник десантникам ко Дню Победы.

Одной из интереснейших работ скульптора 1980-х является открытый 14 сентября 1988 памятник «Защитнику Киевской Руси». Он посвящен тысячелетию города Лубны (Украина). В июне 1993 на Московском вокзале в Петербурге был установлен бюст Петра I, выполненный А.С. Чаркиным. Следующей работой стал декоративный фонтан «Русалка» для фирмы Heving (г. Охтруб, Германия), открытый в 1995. Скульптура выполнена из мрамора: сидящая женская фигура с поднятыми вверх руками, девушка осторожно прикасается к прозрачному стеклянному шару – олицетворению капли воды. 3 октября того же года в Таврическом саду Санкт-Петербурга мэр города А. Собчак открыл памятник С. Есенину работы А. Чаркина.

В целом 1990-е оказались для скульптора очень плодотворными. В 1990 был открыт памятник Н.Г. Чернышевскому в Куйбышеве, в 1997 памятник академику А.А. Александрову в г. Сосновый Бор и бюст А.Д. Меньшикову в г. Колпино, в 1998 бюсты выдающемуся российскому дипломату, канцлеру А.М. Горчакову и В. Чкалову в Санкт-Петербурге. Памятник Горчакову был установлен в Александровском саду перед Адмиралтейством. Для скульптора было очень важно органично вписать вновь созданный образ в уже сложившуюся среду, замкнуть каре из других бронзовых изваяний выдающимся деятелям российской истории и культуры Н.В. Гоголю, М.Ю. Лермонтову (скульптор В.П. Крейтан) и М.И. Глинке (скульптор В. М. Пащенко). А.С. Чаркин с этой задачей справился блестяще. Здесь проявилось высокое мастерство и тонкое чутье скульптора. Был создан образ, максимально приближенный к ушедшей эпохе, в стилистике, свойственной ранее установленным здесь памятникам.

В канун подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга и 200-летия Министерства внутренних дел России по инициативе руководства ГУВД Санкт-Петербурга 27 мая 1998 на улице Малая Конюшенная была установлена скульптура «Городовой». Скульптура наделена всеми чертами, необходимыми для типажа: исторической достоверностью и масштабностью, отвечающими городской среде. В мире много таких памятников, которые не стоят на огромных площадях, а неожиданно появляются на тротуаре, в сквере, как бы вступая в непосредственное общение с людьми. Симпатичный бронзовый городовой с добродушным лицом (многие видят в нем сходство с Никитой Михалковым, поэтому в народе даже дали ему имя – Никита) стал любимцем у петербуржцев и гостей города.

А в 2000 г. в Петербурге на Итальянской улице был открыт памятник Остапу Бендеру. Неунывающий и вечно юный «великий комбинатор» встречает всех, опершись на один из двенадцати гамбсовских полукресел с «делом Корейки» подмышкой. История начиналась в 1992 г., когда прошел первый Всероссийский фестиваль сатиры и юмора «Золотой Остап». Генеральный спонсор – Балтийская строительная компания во главе с И. А. Найвальтом. В связи со столетним юбилеем Бендера (астрологи высчитали, что Остап Ибрагимович родился 25 июля 1900 г.) И. А. Найвальт предложил установить в Санкт-Петербурге памятник Бендеру, а исполнение заказа предложил А. С. Чаркину. Альберт Серафимович пишет: «Я перечитал внимательно роман, просмотрел фильмы и очень увлекся работой. Вначале Остап был очень похож на актера Юрского, но в процессе работы образ менялся: то приобретал черты Андрея Миронова, то грузинского актера Гомиашвили. В результате получился собирательный образ всех актеров, исполнявших роль Остапа. Из книги появился римский чеканный профиль, фуражка-бендеровка, старый, подаренный мамой шарф, штиблеты. Прототипом литературного Остапа Бендера был одессит Осип Шор, с которым авторы романа были хорошо знакомы. Его судьба не менее сложная и извилистая, чем у самого Остапа, – с фотографии Шора я позаимствовал уши и губы.

Так, Остап Бендер получился у меня стройным, подтянутым мужчиной, с мускулистой шеей, соединяющий в себе черты Хлестакова и разбойника с большой дороги. Кроме того, он должен был нравиться женщинам. Особым шиком считались баки и тонкие усики. Именно таким, обаятельным, любвеобильным авантюристом-ловеласом, я хотел сделать своего Остапа.

Один из 12 стульев, сделанный в натуральную величину, дает возможность посидеть на нем и подумать о смысле жизни. Остап потратил всю свою жизнь на поиски счастья, гоняясь за «золотым тельцом»: он не ставил перед собой высокой цели – в конце его ожидала только пустота. Однако время показало, что племя комбинаторов неистребимо – Остап жив и сегодня!».

Работать над литературным персонажем, видимо, так понравилось скульптору, что сегодня уже ждет установки памятник бравому солдату Швейку. 160-сантиметровый герой Ярослава Гашека (рост истинный, по данным автора) будет стоять на бочке, а за спиной держать пустую пивную кружку.

В 2001 Альберт Серафимович создает бронзовый памятник «Александр Невский, коленопреклоненный у иконы Божьей Матери перед походом». Памятник установлен в поселке Рощино Ленинградской области.

Вероятно поэтому правительство Санкт-Петербурга обратилось к Чаркину с просьбой возглавить работу творческого коллектива по воплощению замысла умершего скульптора В.Г. Кoзенюка (1938–1997) – созданию памятника Александру Невскому. 30 лет отдал Козенюк работе над памятником, но завершить ее он не успел. Думается, что Чаркину совместно со скульптором А. Пальминым и архитектором В. Поповым удалось наиболее полно выразить ту идею, которую вкладывал в памятник Валентин Козенюк, – четкий силуэт статуи не заслоняет собой церквей Лавры, эффектно вырисовываясь на фоне Невы, моста Александра Невского и даже многоэтажного здания гостиницы «Москва». Пьедестал памятника своей мужественной и простой архитектурной формой соответствует величию его идеи. Самое замечательное в памятнике поза всадника: Александр привстал в седле, вглядывается в даль. Он защищает православие от врага, нашествий и зла, «дабы свеча рода не погасла». «Не в силе Бог, но в Правде!», – говорил своим ратникам полководец. Открыт памятник 9 мая 2002 г. в Санкт-Петербурге перед Александро-Невской Лаврой.

Альберт Серафимович всегда активно принимал участие в творческих конкурсах, неоднократно становясь их победителем. Принимал он участие в конкурсе на памятник декабристам для Иркутска, Сергия Радонежского для Загорска. В Санкт-Петербурге участвовал в конкурсах на памятники Г.К. Жукову, Т.Г. Шевченко, Ф.И. Шаляпину, П.И. Чайковскому, мемориалы, посвященные 300-летию Российского Флота, 200-летия МВД и других.

Большое внимание уделяет Альберт Серафимович и общественной работе. В 1987–1996 гг. он заместитель председателя Правления Союза художников Санкт-Петербурга, а с 1996 – председатель Правления. В 2001 он возглавил Санкт-Петербургский Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. За свою творческую деятельность в 1997 А.С. Чаркин был удостоен звания заслуженного художника России, в 1998 стал член-корреспондентом Российской академии художеств, а в 1999 – действительным членом Российской академии художеств.

Абрам Раскин, искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ, говоря о творчестве скульптора,  отмечает: «…сила вечного мудрого искусства проявляется в любых формах, рожденных не конъюнктурным умыслом, не суетностью, не наигранностью, а духовным импульсом человека, разделяющего общенародное чувство треволнений своего времени, без ложной аффектации и наигранного пафоса. Таков, по моему убеждению, скульптор Альберт Чаркин».

Сам же Альберт Серафимович о своей работе пишет: «Скульптура – тяжелейший труд, который складывается из мыслей, идей, тяжелого физического труда. Это труд и еще раз труд, который не всегда завершается триумфом».

Приложение

Мы восстанавливаем Россию

С Альбертом Серафимовичем Чаркиным нам удалось побеседовать в июне 2003 г. прямо на заводе в Санкт-Петербурге, где отливали скульптуру Александра III. Вокруг – формы отливок, полуготовые части памятника.

— Как Вы – академик Российской академии художеств, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, председатель правления Санкт-Петербургского Союза художников, заслуженный художник России – успеваете при Вашей загруженности работать над такими большими произведениями?

— Для скульптора сейчас хорошие времена. У многих сегодня есть интерес поставить памятник. Я получаю много заказов на серьезные произведения. И, конечно, каждый раз, работая над новой скульптурой, ты соревнуешься с самим собой, хочется сделать лучше. Я счастлив, ведь смысл жизни в том, чтобы делать то, что тебе дорого и важно.

Работать приходится и день и ночь. Вечерами – до 11–12, в выходные – целый день. И  мне помогают мои бывшие ученики. Сложно, конечно. Но самое главное, есть моральное удовлетворение от сделанного.

— Как проходила работа над скульптурой Александра III?

— К сожалению, не сохранилось модели памятника, пришлось ориентироваться только на имеющиеся открытки и фотографии. Это, безусловно, трудно, но опыт помог, помогли и мои бывшие аспиранты.

Я пересмотрел весь изобразительный материал, который удалось найти, его оказалось на удивление мало. Императора надо делать, чтобы он был, конечно же, узнаваем, добавив возвышенности. Это мое убеждение. Все памятники должны создаваться, как говорили древние греки, чтобы приподнять человека, не унизить, а именно приподнять.

Р. Р. Бах во многом «облегчил» мою работу, не нужно было мучиться в поисках композицию: она была задана, нужно было строго ей следовать. Да и иркутяне в лице А. Яковлева требовательно отнеслись к своему заказу, что я считаю совершенно правильным. Конечно, в скульптуру было привнесено и что-то новое, невозможно абсолютно повторить старый памятник, если не осталось от него форм. Какие-то небольшие отклонения есть, они неизбежны.

Непосредственно в работе мы пошли путем немного необычным. Сделали метровую модель, затем разрезали ее на куски и отдельно увеличили каждый из них, в принципе, подобным образом делала свою работу «Рабочий и колхозница» В. Мухина. Так же метровую модель она разрезала на сто частей, которые увеличили в дереве в размер подлинного сооружения, потом из нержавеющей стали делали выколотку по этой форме. В какой-то степени и у нас так же. Сделали в гипсе в нужном размере модель, все собрали, подправили, затем опять разобрали и привезли на завод. Здесь производится отливка скульптуры по частям, и части соединяются снизу вверх. Толщина бронзового литья – полтора сантиметра. Внутри каркас, жесткие соединения. Все собирается на заводе целиком, отчеканивается, погружается в вагон и отправляется к вам в Иркутск.

— Почему Вы выбрали для выполнения отливки именно этот завод?

— С ним меня давно связывает творческое сотрудничество, здесь изготавливали многие мои работы, я знаю этот коллектив, да и с его директором, Геннадием Викторовичем Степановым, мы давно дружны. Мне нет смысла искать других специалистов по литью. Солидный завод с богатыми традициями, хорошими технологиями, и качество работы высокое. Можно сказать, что завод берет свое начало со времен Екатерины II как литейный двор, а это новый цех, построен недавно специально для литья крупных произведений.

— Какие из Ваших работ были здесь отлиты?

— Обелиск, который установлен на площади у Московского вокзала в Петербурге, конная статуя Александра Невского и многие другие.

— Вам пришлось повторять работу другого скульптора. Вы как бы шли по чужим следам. Это представляло для Вас интерес?

— Для меня это интересно в первую очередь в моральном плане. Сейчас мы восстанавливаем Россию как государство и обращаемся с чувствами покаяния к нашим предкам. Сегодня мы имеем честь воссоздавать то, что было сделано ранее. Важно, что удалось поработать над образом императора Александра III, который для России много значит. У меня есть свое личное отношение к этому государю. После Александра II страна была как бы взбудоражена его реформами, царя ругали и правые, и левые. Ведь мало написать указ, нужно, чтобы этот указ был принят обществом и работал. У Александра II было много нужных указов. Он раскрепостил Россию, дал ей новые возможности, но поплатился за это, потому что в нашем огромном государстве трудно найти баланс интересов всех членов общества. Александр III смог удержать Россию на краю обрыва. При нем Россия утвердилась как держава. Но, к сожалению, рано ушел из жизни, а его наследник не обладал качествами крепкого государственного деятеля, он был рабом семьи, в отличие от всех своих предшественников. Николай II не сумел преодолеть это в себе. Россия пришла к дисбалансу и разгрому. Сейчас идет медленное восстановление после пережитого времени, по-своему счастливого, но жуткого по потерям, которые страна пережила в Гражданской и Второй мировой войнах, в советский период. Самое главное – разрушена духовная сторона жизни, и несомненный подвиг иркутян заключается в том, что вы первые решили воссоздать памятник российскому императору.

Беседу вел Алексей Гаращенко

Из выступление А.С. Чаркина на торжественном празднике открытия памятника основателю Великого Сибирского железнодорожного пути императору Александру III 4 октября 2003 г. в Иркутске

Позвольте поблагодарить Вас всех за великое доверие к питерским мастерам по воссозданию памятника одному из величайших императоров России. Позвольте от всех питерцев поздравить Вас с сегодняшним праздником, который являет собой возрождающуюся Россию. Абсолютно убежден в том, что если в центре России, в Иркутске, у великого священного моря Байкал происходят такие события, то Россия поднимается, Россия возрождается, она бессмертна во веки веков. 

Из интервью А.С. Чаркина

«Три главных урока я усвоил на всю жизнь: это урок правды, гражданственности и народности», так говорит скульптор, народный художник России, академик Российской академии художеств Альберт Серафимович Маркин. Им запечатлены великие правители, талантливые военные, известные ученые, поэты, артисты, современники мастера. Все они несут в себе главную идею – гордость за свое Отечество. Скульптора ведет сила личности, которая становится основой произведения. Диапазон творческих интересов мастера широк – от Александра Невского и Петра I до Остапа Бендера. Такой смелый выбор объясняется желанием художника находить для себя что-то новое, совершенствовать свое воображение и мастерство, каждый раз «оживлять» образ. Для своих работ Альберт Чаркин выбирает классические материалы – бронзу, гранит, мрамор. Придавая осязаемую форму образному миру, материально воплощая историю, память, чувства, скульптор исповедует принципы русской академической школы, представителем которой себя по праву считает.

«В алфавите тридцать три буквы, и придумывать новый алфавит нет смысла. Надо уметь им пользоваться: его надо выучить, понять, как лучше и выразительнее построить слово, фразу, но менять каждый раз алфавит-бессмыслица. Так и в изобразительном искусстве. Если мы пользуемся рисунком, чтобы изобразить дерево, надо его так нарисовать, чтобы зритель почувствовал – дерево живое. Ведь что такое искусство? Музыка, театр, живопись, скульптура, литература призваны научить человека сопереживать тому, что он видит, чувствует или слышит. Сколь много мы впитаем в себя образов искусства, сколь способны мы переживать, столь богаче будет наша жизнь. Вот почему реализм бессмертен и бесконечен – оторвать себя от реальной среды, что окружает, человек не может. Изолировать себя – значит умереть».

Литература

  1. Чаркин А. Жизнь в искусстве. С-Пб., 2002.
  2. Памятник над Ангарой / Гаращенко А.Н., Шободоев Е.Б. и др. / под ред. А.Н. Гаращенко. 2-е изд., испр. и доп. Иркутск, 2004.
  3. Чаркин Альберт Серафимович / автор-сост. М. Васильева. б/м., б/г.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Гаращенко Алексей Николаевич | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 июля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.