Цезик (Цейзик), Игнацы Юлиан

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Цезик (Цейзик) Игнацы Юлиан (1779 – 1860), польский скульптор, мастер в области декоративно-прикладного искусства

Окончил факультет изящных искусств Виленского университета. По возвращению в родную деревню в окрестностях Слуцка занялся вместе с братом Феликсом, отставным военным, хозяйством. Организовал в своей усадьбе печатание фальшивых денег (банкнот). В 1820 г. был арестован. На суде объяснял, что печатал деньги не для собственного обогащения. По его словам, в Польше готовилось восстание за независимость. Созданным для подготовки восстания Временным правительством он был назначен управляющим Национального банка и должен был изыскать средства для приобретения оружия и боеприпасов. Был осужден на пожизненную каторгу в Сибири, но бежал из тюрьмы. Нелегально жил в Австрии, в Вене, и там тоже занялся печатанием фальшивых денег. В 1828 г. вновь был арестован, передан российским властям и отправлен в Сибирь, в Нерчинские рудники.

При остановке каторжанского этапа на отдых в Тобольске, керамические изделия Цезика (бокалы, вазы, кубки, курительные трубки) были показаны тобольскому губернатору. Очарованный их художественными достоинствами губернатор оставил мастера на вольное поселение в Тобольске. Здесь дарование Цезика раскрылось в полную силу. Он много работал, его изделия хорошо покупались. Один из поклонников его таланта, ссыльный поляк Петр Мошиньский, назначил ему даже пенсию, ежегодную и пожизненную, в 300 рублей. Цезик построил дом, женился на местной жительнице. В семье родилось два сына. Однако он снова занялся печатанием фальшивых денег.

В 1846 г. Цезик был арестован и отправлен на каторгу в Забайкалье, в Акатуйский горный рудник. Здесь он, в кандалах, прикованный к тачке, провел несколько лет. После освобождения поселился под Верхнеудинском (ныне Улан-Удэ), с 1857 г. жил в Иркутске. Популярность Цезика и его изделий в Забайкалье была столь высока, что у него появились подражатели, спекулировавшие на его имени. Продолжал работать и в Иркутске, куда приехал глубоким стариком. "Сделав модель, он оттискивал в ней кусок обыкновенной глины, и пока она сохла, выглаживал, выравнивал, обряжал и украшал свои изделия". (5, с.255) Нередко ему помогали жена и сын, "вылепляя по старым моделям, но эти работы не имели уже души". (5, с.256)

Умер в Иркутске, похоронен в склепе на Иерусалимском кладбище.

Среди изделий Цезика наибольшую известность получил рельеф "Вид рудника Акатуя" ("Акатуйский рудник") (терракота, 25 х 32 см.), на котором художник запечатлел свое пребывание на каторге.

П.Мошиньский тиражировал рельеф на своем керамическом заводе в Красноярске. Однако тираж был конфискован полицией и уничтожен (два экземпляра рельефа сохранились в Иркутском областном и Минусинском краеведческих музеях). Изделия Цезика (масленица, сахарница, два кувшина и четыре вазы) экспонировались на "первой публичной" сельскохозяйственной и мануфактурно-ремесленной выставке в Иркутске в октябре 1868 г. Кроме того, на этой же выставке демонстрировались его вырезанный из графита медальон "Святое семейство" ("работа эта заслуживает особой похвалы" /6, с.58/) и "лепной, из глины", поколенный портрет графа Муравьева-Амурского (рельеф). В 1900 г. работы Цезика ("Каторжный" и "В тюрьме") показывались на художественной выставке в Красноярске. Из других произведений Цезика известны рельефы: "Явление Христа народу", "Христос, благословляющий детей", "Св. Варвара", "Петр Мошиньский", "Аристотель с книгой, стоящий под деревом" (статуэтка ?). Часто изображал себя и свою семью: "А вот и он сам в заточении: голова, богатая по мысли, оперлась на руку и обращена к распятию, стоящему на столике. Под столиком играют мыши, и увлеченные тишиной, приблизились к ногам сидящего. И опять он (плоская резьба), с выжидающим взглядом, смотрит сквозь решетку окна, к которому приближается женщина с двумя детьми на руках - несчастная жена счастливого на этот момент мужа. И снова он (плоская резьба) незримым в опустелом жилище его семейства: изба, на потолке которой прикреплен одним концом шест с корзинкой на другом конце, заменяющей зыбку; на постели подле сидит его жена и кормит грудью ребенка; у стены: кудель с прялкой, горшки и другая мелочь, отделанная с фламандским терпением и чистотой". (5, с.257) Имеются описания еще нескольких исполненных Цезиком рельефов: "<...> плоская резьба, изображающая мыльные пузыри, которые пускает мифологический гений, а сонм известных в истории великих людей их ловит. Степенный и над всем господствующий Час злобно усмехается под наитием думы о том, что вот и слава такова же, как эти мыльные пузыри. Вторая: птица пеликан, как символ материнской любви, кормящий детей кровью, добытою из собственного сердца. Третья (плоской же резьбой), в силу впечатлений тюремной неволи и под влиянием классического воспитания, полученного им в Вильно: римлянка, дочь сенатора, обреченного на голодную смерть в темнице, кормит отца собственной грудью. Четвертая: карикатура пьяницы верхом на скотине". (5, с.257) Кроме того, выполнял Цезик и статуэтки: П.Мошиньского, Будды и "других божков для продажи бурятам". "Но самое большое количество работ выпущено им на продажу в виде безделушек для украшения будуарных этажерок (трубки курительные с мельчайшими ландшафтами или в виде мертвых головок, распустившихся цветков, фигуры греческой мифологии, сахарницы из коричневой глины, усаженные мелкими мушками, вазы, облепленные разнообразными листьями: на иной ползет рак, по другой разлетелись птички, расцвел цветок и на нем уселась отягощенная медом пчела). Из этого сорта особенно замечательны две: сигарочница (ссыльный, прикованный к тачке, отдыхает под дуплистым деревом: тачка для спичек, дупло для сигар) и охотничья кружка. Последняя сделана из черной глины и украшена принадлежностями охоты,- <...> заяц, кабан, болотная птица и собака сделаны как бы тончайшим резцом". (5, с.257-258) Произведения Цезика имеются в музеях Иркутска, Минусинска, Тобольска, Тюмени, Читы.

Источники и литература:

  1. ГАИО, ф.293, оп.1, д.380, лл.10-11.
  2. Каталог художественной выставки картин в г.Красноярске. Красноярск, 1900.- С.2, 9.
  3. Литературное наследство Сибири. Т.1.- Новосибирск, 1969.- С.250, 251.
  4. Лыхин Ю.П. История светского изобразительного искусства в Иркутской губернии. XVII век - 1917 год: Основные тенденции развития // Вопросы теории и практики музейного дела. Исторические и культурные традиции края: Материалы научной конференции "Сукачевские чтения - 1998". Вып.5.- Иркутск, 1999.- С.18, 19.
  5. Максимов С. Сибирь и каторга. Ч.II. Виноватые и обвиненные.- СПб., 1871.- 252-258.
  6. Описание первой публичной выставки, бывшей в Иркутске в 1868 году.- СПб., 1869.- С.58.
  7. Романов Н.С. Иркутская летопись. 1857-1880 г.- Иркутск, 1914.- С.236.
  8. Фалинский В. Польские художники в Сибири (I ч.) // Научно-информационный бюллетень гуманитарного общественно-научного центра.- 1995.- Март (№ 3): Поляки в Сибири.- Иркутск, 1995.- С.29-30.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Лыхин Ю. П., Крючкова Т.А. | Источник(и): Иконописцы мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь, Иркутск, 2000 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2000 | Дата последней редакции в Иркипедии: 24 августа 2015