Церковь во имя св. чудотворца Николая // Гаращенко А.Н. «Александровский завод – Александровское селение (середина XVIII века – конец 1950-х годов)» (2007)

Вы здесь

В начале XIX в Фрагмент фотографии кон. XIX нач. XX в. д принадлежал к приходу Олонского селения, находящегося в 15 верстах от него, и своей церкви не имел. Это было крайне неудобно для всех жителей, да и для священников Олонской Благовещенской церкви, видимо, тоже, т.к. они должны были несколько раз в месяц приезжать в завод и совершать вечернее богослужение, сначала просто в доме управляющего заводом, а затем — в специально построенной часовне, очень тесной и холодной. Сохранившийся документ рассказывает, с каким «усердием» священники из Олонок выполняли возложенные на них обязанности. Мы приведем его целиком.

«В Иркутскую Духовную Консисторию из конторы Александровского винокуренного завода

Олонской Благовещенской церкви священнослужители нужных треб в здешнем заводе в настоящее время не исправляют. Случается нередко, что и по просьбам рабочих они приезжают в завод не инаково, как по делу и трем позывам, и тем самым отнимают время быть людям в казенных работах, о чем заводская контора долгом поставляет Иркутскую Духовную Консисторию уведомив просить: не благоугодно ли будет при известности усердия к прихожанам и деятельному исправлению треб приказать заведывать завод здешним священникам с Тельминской суконной фабрики или Быковской слободы.

Правитель завода Петр Аленин (?)

№6

генваря 1-го дня 1811 г.»67

Но, видимо, и после этого положение не улучшилось. Управление завода возбудило ходатайство о строительстве в заводе собственной церкви. Государю императору Николаю I было угодно не только разрешить это строительство, но и Высочайше пожертвовать для этого в 1833 г. 6500 руб.68 Такой милости удостаивалось далеко не каждое храмовое сооружение. Помимо суммы императора, работы велись на деньги, полученные от «доброхотных дателей»,  и  именно  они  легли  в  основу  создания  храма.  Церковь  была заложена в 1828 г. Предполагалось сделать ее каменной,  для фундамента были выкопаны и засыпаны щебнем рвы, но, вероятно, из-за нехватки средств,  а,  возможно,  и  сложностей  в  строительстве,  было  возведено деревянное здание. Престол в ней был сооружен один — во имя Святителя и Чудотворца Николая. Помимо денег, Николай I пожертвовал на украшение храма иконы и ризницы. Клировые ведомости отмечают окончание строительства — 1835 г.69 Но «Иркутские епархиальные ведомости» за 1896 г. называют другую дату: «Храм был воздвигнут и освящен 2-го мая 1834 г. о. кафедральным протоиереем, с благословения архиепископа Мелетия Леонтовича, о чем по сие время (1896 г. — А. Г.) гласит грамота, подписанная собственноручно Его Высокопреосвященством»70. С этого времени заводской приход сделался самостоятельным. Причта  положено этой церкви по Указу от 2 февраля 1829 г. «один священник, подобно, как и в Тельминской казенной фабрике»71. Позднее по Указу от 18 октября 1839 г. в штат добавились еще два причетника72. Здание церкви было, как уже отмечалось, деревянное, одноэтажное, с такою же колокольней, обшитое тесом, окрашенное в желтый цвет, крыша на нем железная, выкрашена зеленой краскою на масле (медянкой). Храм обнесли деревянной, в решетник, оградой, окрашенной желтой и зеленой на масле красками73. Судя по клировым ведомостям, такие цвета оставались на протяжении всей истории церкви. Сооружение было довольно поместительным, прекрасной архитектуры, с изящным иконостасом.

Первоначально церковь располагалась в середине поселка. Но со временем селение в своем развитии сдвинулось, и приходский храм оказался стоящим хотя и на возвышенном месте, но вдали от центра, на окраине села. Это объяснялось тем, что пока существовал винокуренный завод, его администрация жила на горе, где по ее инициативе и был сооружен храм. После закрытия завода (1 сентября 1866 г.) постепенно снесли и все постройки возле церкви74, а тюремная администрация переместилась ближе к каземату, расположенному около Ангарского тракта.

Первоначально при церкви не было земельных угодий, но уже к 1854 г. имелось 48 саж. усадебной земли во все стороны от храма75. В 1873 г. церкви отвели 55 дес.76 под сенокос и усадьбу77. К 1913 г. количество принадлежавшей Николаевской церкви земли было следующим: «усадебной 55 дес. и лесной 20 дес. в расстоянии 7 верст от церкви, всего 76 1/4 дес.»78.

Помимо земельных угодий церковь имела 11 деревянных лавок на александровском базаре, общей протяженностью 24 саж. (51,1 м) и шириной 7 саж. (15 м), с которых получала доход, сдавая их в аренду79.

Нельзя не упомянуть о первом старосте Николаевского храма. Им был Лаврентий Яковлевич  Кабанов  —  отставной  унтер-офицер.  В  1812  г.  он  участвовал «против французских войск в генеральном сражении при деревне Бородино, где и ранен в левое  плечо на вылет пулею».  С 3 августа по 19 декабря 1813 г. находился в заграничном походе в «царстве Варшавском, Прусской волости, Германии и Франции». После Отечественной войны Кабанов поступил в Московский пехотный полк, из которого был переведен в Иркутский внутренний гарнизонный батальон (18 марта 1827 г.), а из этого батальона выключен в инвалидную 21-ю роту, оттуда за выслугою положенных лет уволен в отставку с паспортом (6 июня 1828 г.). Имел серебряную медаль в память 1812 г. и за беспорочную 20-летнюю службу на левом рукаве мундира из желтой тесьмы в три ряда нашивкою. В 1833 г. его избрали старостой к вновь строящейся Николаевской церкви, в 1836 г. переизбрали. Двадцать пятого февраля 1837 г. «за усердие ко благу и пользе церкви, по представлению заводской конторы с утверждения его преосвященства Иннокентия Епископа Иркутского (Кабанова. — А.Г.) награжден из Иркутской Духовной Консистории похвальным листом»80.

Нужно отметить, что Николаевская церковь неоднократно в разные годы посещалась высшими иерархами церкви, вплоть до епископов.

В советское время ее постигла участь большинства церквей. В 1933 г. она была закрыта81, а позднее и совсем перестала существовать.

В 1847 г. подле базарных лавок было построено приходское училище, деревянное здание длиной 6 и шириной 5,5 саж., в котором преподавал местный священник, за что завод платил ему жалованье82.

Примечания 

67 ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 1220. Л. 1.

68 ГАИО. Ф. 50. Д. 9583. Л. 126.

69 Там же.

70 Иркутские епархиальные ведомости. — 1896. № 22. — С. 556. Возможно, в тексте «Ведомостей» опечатка, т.к. клировые ведомости на протяжении 60 лет называют датой постройки 1835 г.

71 ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 4845. Л. 24.

72 Там же. Д. 6639. Л. 65.

73 ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 8461. Л. 85; там же. Ф. 587. Оп. 1. Д. 294. Л. 65.

74 Иркутские епархиальные ведомости. — 1908. № 2~24. С.593-594, 644-645.

75 ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6639. Л. 65.

76 Десятина — мера площади. Основной размер десятины был равен 2400 кв. саженям (80x30 сажен), однако на практике часто употреблялись и другие виды десятины, например, косая или хозяйственная десятина, равная 3200 кв. саженям или сотельная десятина, равная 4000 кв. саженям (100x40 сажен).

77 ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 8461. Л. 85.

78 Там же. Д. 14587. Л. 128 об.

79 ГАИО. Ф. 50. Д. 9583. Л. 126 об. -127; Там же. Д. 10346. Л. 57 об.

80 Там же. Оп. 1. Д. 4845. Л. 28 об.-29.

81 ГАИО. Ф. р-600. Оп. 1. Д. 320. Л. 3 об.-4.

82 ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 374. Карт. 1301. Л. 19 об., 29 об.; Там же. Д. 368. Л. 92 об.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Гаращенко Алексей Николаевич | Оригинальное название материала: Деревянная церковь во имя св. чудотворца Николая | Источник(и): Мозаика Иркутской губернии. Старинные селения Приангарья: очерки истории и быта XVIII — нач. XX вв.: Сб. статей / Сост. А.Н. Гаращенко. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», Изд-во «Оттиск», 2007 | с. 111 - 121 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Научные работы | Боханский район | Библиотека по теме "История"