Анатолий Яковлевич Бызов (28 февраля 1953, г. Ленинград) — фотограф, портретист, член Союза фотохудожников России, штатный фотограф Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова.
Родился в Ленинграде в семье военного. Детство прошло в Тбилиси, в возрасте 14 лет переехал с семьёй в Читу. В 1975 окончил исторический факультет Иркутского государственного университета. Работал социологом, затем фотокорреспондентом в газете «Восточно-Сибирская правда».
"Именно здесь, в «Восточке», я состоялся как фотодокументалист, – вспоминает А.Я. Бызов. – Выучился на «портретиста жизни», что ли. Здесь я уверенно почувствовал себя фотографом-профессионалом. И учителем моим, можно сказать, был не кто-то из востсибправдовцев персонально, а сама кипучая редакционная атмосфера, общая высокая планка взыскательности к творчеству, какое-то дерзание лучших наших репортёров и очеркистов – увидеть в рядовых событиях глубину и соль бытия. К этому и я инстинктивно тянулся, в этом был залог того, что я не оказался случайным и чужим в большой семье газетчиков."
Анатолий Яковлевич – член Союза фотохудожников России, штатный фотограф Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова.
«Действо на сцене – это живой организм и, как с любым живым организмом, с ним нужно обращаться бережно. Понять его суть, ощутить дух и попытаться донести всё это до зрителя через статичную фотографию – вот главная задача театрального фотографа», – говорит Анатолий Бызов.
По общему мнению коллег, искусствоведов и заказчиков, А.Я. Бызов – непревзойденный мастер художественного фотопортрета.
А.Я. Бызов увлекается фотографией со школьных лет, очень любит портретный жанр.
" Она [Фотография] была моим хобби ещё в детстве, а постепенно стала делом жизни. Я считаю, если в человеке есть какие-то таланты и данные, то жизнь сама выявит их, выведет на нужную дорогу. Так сложилось, что я закончил гуманитарный факультет, работал социологом, но то и дело обращался к фотографии. И в какой-то момент это увлечение пересилило, и я перешёл на другие жизненные рельсы. Стал работать в бытовой фотографии, получил там технические навыки правильного выставления света, проявки и печати фотографий. А несколько позже попал фотокорреспондентом в «Восточку», где и началось настоящее творчество и самосовершенствование. Я много снимал, анализировал, сравнивал с работами других."
Обычное увлечение фотографией в детстве в дальнейшем переросло в профессиональное занятие на протяжении уже более двадцати лет. В настоящее время он снимает в жанрах репортажа, натюрморта, пейзажа, театральной съемки, но его любимым жанром является портрет.
Работал фотокорреспондентом «Восточно-Сибирской правды», затем стал свободным фотографом. Сейчас - штатный фотограф Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова.
Подготовил выставку, посвященную 160-летию ИАДТ, где были представлены около 100 фотографий – итог двадцатилетней работы в коллективе охлопковцев. Фотовыставка, посвященная ветеранам Великой Отечественной войны, состоялась в мае 2011. Работу с ветеранами, получившую высокую оценку профессионалов, намерен продолжить и выпустить фотоальбом.
Бызов - автор фотоальбомов «Мгновения вечности» (2010), «Непридуманный ИркАЗ», «Музей связи времен» (2005).
C 2007 года Бызов освещает работу ежегодных Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске», где участвуют известные российские писатели и деятели культуры. Участвовал в поездке по Ангаре вместе с Валентином Распутиным, Валентином Курбатовым по местам затопления поселков в связи со строительством ГЭС ангарского каскада.
Работает в жанрах пейзажа, репортажа, натюрморта. Основное предпочтение фотографа - психологический портрет. Творческий девиз - высказывание Анри-Картье Брессона: «Фотографировать – это поставить на одну линию прицела ум, глаз и сердце».
Стал лучшим фотографом 2011 в конкурса журналистов и фотографов "Золотая запятая".
«Портретный снимок может быть сделан по-разному: в репортажном стиле или постановочно, в том числе и в студийных условиях. Но в любом случае он должен передавать характер, дух, внутреннее психологическое состояние человека – именно это притягивает меня к портретной съемке. Для этого нужно обладать знаниями (и чутьем) в области композиции, света, но не менее важно чувствовать человека, уметь установить с ним контакт. Тогда человек раскрывается и возникает со-трудничество, со-творчество. Каждая новая портретная съемка начинается как с чистого листа – вне зависимости от того, знаком ты с этим человеком или видишь впервые. Потому что каждый человек индивидуален и неповторим – точно так же, как индивидуален и неповторим прошлый и настоящий момент съемки. В этом – сложность и прелесть портретной фотографии».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей