Новости

Бытовое обслуживание // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, услуги частных или государственных предприятий по обеспечению бытовых потребностей лю­дей. В современном обществе создается целая отрасль народного хозяйства, принимающая на себя часть домашнего труда.

В досоветский период услуги по бытовому обслуживанию населения, в основном предста­вителей имущих слоев населения, предоставляли частные портные, сапожники, парикмахеры. Сеть государственных учрежде­ний бытового обслуживания в Сибири и на Дальнем Востоке начала формиро­ваться в конце 1920-х гг. Прежде всего стали создавать­ся общественные столовые (см. Питание общественное), затем парикмахерские, прачечные, ателье по пошиву и ремонту одежды. Но количесвто таких учреждений было явно недостаточным для удовлетворения потребностей населения. В 1928 в Сибирском крае действовали лишь 2 прачечные, перерабатывавшие 2,3 т белья в сутки. К концу первой пятилетки в городах Сибири и Дальнего Востока ра­ботало, как правило, по 1 прачечной, обслуживавшей в основном государственные учреждения. За годы второй пятилетки число прачечных несколько увеличилось, в городах Новосибирской области объем выстиранного белья вырос более чем в 3 раза. В Красноярском крае мощность прачечных воз­росла с 1934 по 1937 более чем в 10 раз. Однако про­пускная способность их оставалась очень низкой: от 1 до 3 кг белья в год на 1 жителя. Поэтому белье и одежду практически все горожане по-прежнему стирали дома. В 1945 в Новосибирске имелись 1 механизированная и 3 руч­ные прачечных, которые обслуживали больницы, детские и другие учреждения. Лишь с сентябре начался прием неболь­шого количества заказов от населения. Но выполнялись они в сроки от 1 до 2 мес, причем белье выдавалось неглаженым. В Красноярске в начале 1950-х гг. действо­вали 3 ведомственных прачечные и 1 коммунальная, которые производили в основном стирку спецодежды. Из всего обра­ботанного коммунальной прачечной белья индивидуальные заказы со­ставляли менее 6%, причем поступали жалобы на низ­кое качество стирки. В других городах края прачечных, выполнявших частные заказы, не было вообще. До 1970-х гг. существование прачечных практически не оказыва­ло влияния на жизненный уклад горожан.

В довоенный период потребность населения в обеспече­нии личной гигиены удовлетворялась главным образом сетью ком­мунальных и личных бань. В частных домах на подворье обычно строилась баня, однако теснота городской застройки не всегда это позволяла. Интенсивный рост городского населения в Сиби­ри и на Дальнем Востоке, развитие общественного жилого фонда требовали ускоренного развития сети коммунальных бань. Так, в Новосибирске в 1928 на 150 тыс. населения имелось лишь 3 общественных бани. По мере благоустройства городов росла и сеть коммунальных бань. Только в Западной Сибири чис­ло бань (коммун, и предприятий) возросло с 61 в 1928 до 147 в 1932. Если в 1928 на 1 жителя Сибири прихо­дилось 8,1 посещений бани в год (при норме 36), то в 1932 — уже 22. За годы второй пятилетки сеть коммунальных бань существенно выросла. В Новосибирской области в 1937 на­считывалось 92 бани на 6 877 мест. В Алтайском крае в 1937 коммунальные бани обслужили 2 852,5 тыс. человек, или в 1,6 раза больше, чем в 1932. В Восточно-Сибирском крае в 1934 такие бани посетили 5 556 тыс. человек, что было в 1,5 раза больше, чем в 1931. В годы Великой Отечес­твенной войны и послевоенный период банно-прачечное хозяйство не получило существенного развития, хотя население городов выросло. В Новосибирске в 1946 при численности на­селения 613,8 тыс. человек работало 6 бань с пропускной способностью 1 тыс. человек в час, что не удовлетворяло даже минимальных потребностей горожан. Еще слабее этот вид бытового обслуживания был представлен в средних и малых городах. Например, в Искитиме Новосибирской области, где проживало 16 тыс. человек, действовала только 1 баня цементного завода, которая могла обслужить 26 человек в час. За 1950-е гг. число бань в сибирских городах заметно не увеличилось. Обеспеченность населения ими составляла около трети от санитарных норм. На 1 жителя приходилось в среднем по 1—2 посещения в месяц. В условиях низкого благоустройства жилого фонда это создавало большие неудобства людям, сказывалось на их санитарно-гигиенической культуре.

Ощущался дефицит в услугах по пошиву и ремон­ту одежды и обуви. Немногочисленные государственные и кооперативные ателье по оказанию бытовых услуг не обеспечивали нужд населения. Размещались они, как правило, в малоприспо­собленных, обветшавших помещениях, испытывали острую нехватку сырья, оборудования и инструмента. Невысоким был уровень квалификации кадров, ос­тавляла желать лучшего культура обслуживания. По­этому большинство горожан традиционно обращалось к услугам частных лиц, которые обладали необходимым профессиональным мастерством. Многие семьи оказывали предпочте­ние частному сектору в связи с высокими ценами на по­шив одежды в государственных и кооперативных мастерских, длительными сроками выполнения заказов. Если для пошива платья в системе бытового обслуживания требовалось не меньше 1 месяца, то у частных лиц — 12—14 дней, верхней одежды — 2—3 мес. и 25—30 дней со­ответственно. В 5—6 раз быстрее производил частный сектор и ре­монт обуви. Выборочные обследования, проведенные в 1954 в городах Алтайского края, показали, что из об­щего количества сшитых или отремонтированных вещей лишь 22 % поступили из государственных и кооперативных мастерских, а 78% заказов были выполнены частными лицами, причем ремонт одеж­ды производился только у них. Подобная ситуация складывалась и в других городах. Во второй половине 1950-х гг. появились новые виды услуг, связанные с ремонтом механи­чески сложных предметов домашнего обихода: стиральных машин, пылесосов, холодильников, радиоприемников, фотоаппаратов и т. д.

С начала 1960-х гг. предприятия бытовое обслуживание становятся обязательным элементом в проектах строительства городов и жилых районов, центральных усадеб колхозов и совхозов. С 1961 по 1971 их число в Сибири и на Дальнем Востоке увеличилось почти в 2 раза и достигло 24,3 тыс. В большинстве восточных регионов РСФСР была создана разветвленная сеть предприятий бытового обслуживания, способная оказывать населению 180—190 видов услуг. Наиболее интенсивно система бытового обслуживания развивалась в новых районах индустриального освоения Сибири и Дальнего Востока. В 1966—70 в Тюменской области число предприятий служ­бы быта увеличилось на 32,6%, превысив показатели по РСФСР и Западной Сибири, которые составили 18,4 и 21,3% соотв. Объем оказываемых населению края услуг возрос с 8,6 млн руб. в 1965 по 21,2 млн руб. в 1970, в том числе в Ханты-Мансийском округе — с 0,865 до 2,9, в Ямало-Ненецком — с 0,384 до 0,909. Среднедушевые показате­ли бытового обслуживания в нефтегазодобывающих районах северо-западной Сибири бы­ли меньше, чем в среднем по России. Во второй половине 1960-х гг. объем реализации бытовых услуг на 1 человека на Тюменском Се­вере вырос с 4—6 до 11 руб., в РСФСР — с 9 до 17. Наряду с ростом количественных показателей в сибирских регио­нах произошло качественное преобразование системы бытового обслуживания. На базе специализированных ателье, мастерских, приемных пунк­тов были созданы комбинаты бытового обслуживания. В 1970-е — первой половине 1980-х гг. окончательно возобладала тенденция формирова­ния крупных специализированных предприятий и централизованного управления ими. По существу служба быта превратилась в особую отрасль народного хозяйства. В городах Сибири и Дальнего Востока развернули свою деятельность производственные объ­единения и их филиалы по индивидуальному пошиву и ремонту одежды, ремонту бытовой техники, фотохудожественные ателье и другие. Развитие бытовой инфраструктуры сопровождалось даль­нейшим ростом сети ее учреждений. За 1970—84 в среднем по Сибири и Дальнему Востоку количество предприятий бытового обслуживания уве­личилось на 23,1 %, в том числе в Тюменской области — на 32,3, в Якутской АССР — на 55,7%. Значительно вырос объем реализации бытовых услуг. В 1970-е — первой половине 1980-х гг. общая стоимость услуг населению городов Сибири и Дальнего Востока возросла в 2,2 раза. Объем услуг, оказанных населению Тюменской области, вырос в 4,5 раза, Красно­ярского края — в 2,8. Несмотря на высокие темпы развития, в Сибири так и не был достигнут уровень бытового обслуживания, соответствующий потребностям населения. По сравне­нию с европейской частью страны, наименее развитыми в ре­гионе оставались такие виды услуг, как ремонт жилья, изготовление и ремонт мебели, обслуживание транспортных средств, пошив обуви, прокат бытовой техники. Служба быта слабо ориентировалась на изменения в структу­ре потребления, не учитывая увеличение в ней удельного ве­са теле- и радиоаппаратуры, сложной бытовой техники. В начале 1980-х гг. с целью улучшения бытового обслуживания населения комбинаты бытового обслуживания были преобразованы в производственные управления, созданы производственные объединения, диспетчерские службы. Тем не менее слабое материально-техническое обес­печение отрасли, нерациональное использование ресурсов сдерживали рост объемов и ассортимента предоставля­емых услуг. Уровень бытового обслуживания населения в регионах Западной Сибири был ниже, чем в РСФСР: по ремонту обуви — на 22%, трикотажных изделий — на 42, сложной бытовой тех­ники — на 17, химчистке — на 43, парикмахерским — на 20, прокатным пунктам — на 24%. Главными проблемами систе­мы быового обслуживания оставались улучшение качества и сроки выполнения заказов. В ходе социол. обследо­ваний, проведенных в 1980-е гг., 64% опрошенных гор. жителей Сибири отмечали необходимость повышения качества работ, 51 — сокращения их сроков, 35 — сни­жения стоимости и только 12% были удовлетворены уровнем бытового обслуживания. Как и в предшествующие десятилетия, для решения бытовых проблем население обра­щалось к частным лицам. У частников шили одежду 14% опрошенных, ремонтировали бытовые приборы, транспорт, жилье — 10%. Необходимость оживления рыночных ме­ханизмов регулирования взаимоотношений предприятий бытового обслуживания и клиентов, привлечения частной инициативы для обслуживания возрастающих потребностей населения становилась все более очевидной.

В 1990-е гг. в условиях перехода к рынку в сфере бытового обслуживания произошли значительные изменения. Прекращение государственного финансирования и приватизация предприятий службы быта привели к значительному сокращению сети бытового обслуживания, умень­шению объема и ухудшению качества выполняемых за­казов. Низкая обеспеченность районов Сибири и Дальнего Восто­ка предприятиями бытового обслуживания способствовала монополизации рынка бытовых услуг и значительному увеличению их стоимости. Из-за высоких цен и низкой платежеспособности насе­ления спрос на бытовое обслуживание резко снизился. В связи с этим про­изошло уменьшение его доли в структуре платных услуг. Так, в Амурской области удельный вес бытовых услуг сократился с 28% в 1990 до 8,1% в 2000. Сократилось обслуживание населения по ремонту и пошиву одежды и обуви, изго­товлению и ремонту мебели, стирке белья. Повысился удельный вес дорогостоящих услуг, в том числе технического обслуживания и ремонта транспортных средств, ремонта и строительства жилья и др. В начале XXI в. в Сибири и на Дальнем Востоке в условиях рыночной экономики осуществляется восстановление и дальнейшее развитие инфраструктуры бытового обслуживания.

Лит.: Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926—1937. Ново­сибирск, 1988; Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х — 1950-е гг.). Новоси­бирск, 1991.

С.С. Букин, В.И. Исаев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири