БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, услуги частных или государственных предприятий по обеспечению бытовых потребностей людей. В современном обществе создается целая отрасль народного хозяйства, принимающая на себя часть домашнего труда.
В досоветский период услуги по бытовому обслуживанию населения, в основном представителей имущих слоев населения, предоставляли частные портные, сапожники, парикмахеры. Сеть государственных учреждений бытового обслуживания в Сибири и на Дальнем Востоке начала формироваться в конце 1920-х гг. Прежде всего стали создаваться общественные столовые (см. Питание общественное), затем парикмахерские, прачечные, ателье по пошиву и ремонту одежды. Но количесвто таких учреждений было явно недостаточным для удовлетворения потребностей населения. В 1928 в Сибирском крае действовали лишь 2 прачечные, перерабатывавшие 2,3 т белья в сутки. К концу первой пятилетки в городах Сибири и Дальнего Востока работало, как правило, по 1 прачечной, обслуживавшей в основном государственные учреждения. За годы второй пятилетки число прачечных несколько увеличилось, в городах Новосибирской области объем выстиранного белья вырос более чем в 3 раза. В Красноярском крае мощность прачечных возросла с 1934 по 1937 более чем в 10 раз. Однако пропускная способность их оставалась очень низкой: от 1 до 3 кг белья в год на 1 жителя. Поэтому белье и одежду практически все горожане по-прежнему стирали дома. В 1945 в Новосибирске имелись 1 механизированная и 3 ручные прачечных, которые обслуживали больницы, детские и другие учреждения. Лишь с сентябре начался прием небольшого количества заказов от населения. Но выполнялись они в сроки от 1 до 2 мес, причем белье выдавалось неглаженым. В Красноярске в начале 1950-х гг. действовали 3 ведомственных прачечные и 1 коммунальная, которые производили в основном стирку спецодежды. Из всего обработанного коммунальной прачечной белья индивидуальные заказы составляли менее 6%, причем поступали жалобы на низкое качество стирки. В других городах края прачечных, выполнявших частные заказы, не было вообще. До 1970-х гг. существование прачечных практически не оказывало влияния на жизненный уклад горожан.
В довоенный период потребность населения в обеспечении личной гигиены удовлетворялась главным образом сетью коммунальных и личных бань. В частных домах на подворье обычно строилась баня, однако теснота городской застройки не всегда это позволяла. Интенсивный рост городского населения в Сибири и на Дальнем Востоке, развитие общественного жилого фонда требовали ускоренного развития сети коммунальных бань. Так, в Новосибирске в 1928 на 150 тыс. населения имелось лишь 3 общественных бани. По мере благоустройства городов росла и сеть коммунальных бань. Только в Западной Сибири число бань (коммун, и предприятий) возросло с 61 в 1928 до 147 в 1932. Если в 1928 на 1 жителя Сибири приходилось 8,1 посещений бани в год (при норме 36), то в 1932 — уже 22. За годы второй пятилетки сеть коммунальных бань существенно выросла. В Новосибирской области в 1937 насчитывалось 92 бани на 6 877 мест. В Алтайском крае в 1937 коммунальные бани обслужили 2 852,5 тыс. человек, или в 1,6 раза больше, чем в 1932. В Восточно-Сибирском крае в 1934 такие бани посетили 5 556 тыс. человек, что было в 1,5 раза больше, чем в 1931. В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период банно-прачечное хозяйство не получило существенного развития, хотя население городов выросло. В Новосибирске в 1946 при численности населения 613,8 тыс. человек работало 6 бань с пропускной способностью 1 тыс. человек в час, что не удовлетворяло даже минимальных потребностей горожан. Еще слабее этот вид бытового обслуживания был представлен в средних и малых городах. Например, в Искитиме Новосибирской области, где проживало 16 тыс. человек, действовала только 1 баня цементного завода, которая могла обслужить 26 человек в час. За 1950-е гг. число бань в сибирских городах заметно не увеличилось. Обеспеченность населения ими составляла около трети от санитарных норм. На 1 жителя приходилось в среднем по 1—2 посещения в месяц. В условиях низкого благоустройства жилого фонда это создавало большие неудобства людям, сказывалось на их санитарно-гигиенической культуре.
Ощущался дефицит в услугах по пошиву и ремонту одежды и обуви. Немногочисленные государственные и кооперативные ателье по оказанию бытовых услуг не обеспечивали нужд населения. Размещались они, как правило, в малоприспособленных, обветшавших помещениях, испытывали острую нехватку сырья, оборудования и инструмента. Невысоким был уровень квалификации кадров, оставляла желать лучшего культура обслуживания. Поэтому большинство горожан традиционно обращалось к услугам частных лиц, которые обладали необходимым профессиональным мастерством. Многие семьи оказывали предпочтение частному сектору в связи с высокими ценами на пошив одежды в государственных и кооперативных мастерских, длительными сроками выполнения заказов. Если для пошива платья в системе бытового обслуживания требовалось не меньше 1 месяца, то у частных лиц — 12—14 дней, верхней одежды — 2—3 мес. и 25—30 дней соответственно. В 5—6 раз быстрее производил частный сектор и ремонт обуви. Выборочные обследования, проведенные в 1954 в городах Алтайского края, показали, что из общего количества сшитых или отремонтированных вещей лишь 22 % поступили из государственных и кооперативных мастерских, а 78% заказов были выполнены частными лицами, причем ремонт одежды производился только у них. Подобная ситуация складывалась и в других городах. Во второй половине 1950-х гг. появились новые виды услуг, связанные с ремонтом механически сложных предметов домашнего обихода: стиральных машин, пылесосов, холодильников, радиоприемников, фотоаппаратов и т. д.
С начала 1960-х гг. предприятия бытовое обслуживание становятся обязательным элементом в проектах строительства городов и жилых районов, центральных усадеб колхозов и совхозов. С 1961 по 1971 их число в Сибири и на Дальнем Востоке увеличилось почти в 2 раза и достигло 24,3 тыс. В большинстве восточных регионов РСФСР была создана разветвленная сеть предприятий бытового обслуживания, способная оказывать населению 180—190 видов услуг. Наиболее интенсивно система бытового обслуживания развивалась в новых районах индустриального освоения Сибири и Дальнего Востока. В 1966—70 в Тюменской области число предприятий службы быта увеличилось на 32,6%, превысив показатели по РСФСР и Западной Сибири, которые составили 18,4 и 21,3% соотв. Объем оказываемых населению края услуг возрос с 8,6 млн руб. в 1965 по 21,2 млн руб. в 1970, в том числе в Ханты-Мансийском округе — с 0,865 до 2,9, в Ямало-Ненецком — с 0,384 до 0,909. Среднедушевые показатели бытового обслуживания в нефтегазодобывающих районах северо-западной Сибири были меньше, чем в среднем по России. Во второй половине 1960-х гг. объем реализации бытовых услуг на 1 человека на Тюменском Севере вырос с 4—6 до 11 руб., в РСФСР — с 9 до 17. Наряду с ростом количественных показателей в сибирских регионах произошло качественное преобразование системы бытового обслуживания. На базе специализированных ателье, мастерских, приемных пунктов были созданы комбинаты бытового обслуживания. В 1970-е — первой половине 1980-х гг. окончательно возобладала тенденция формирования крупных специализированных предприятий и централизованного управления ими. По существу служба быта превратилась в особую отрасль народного хозяйства. В городах Сибири и Дальнего Востока развернули свою деятельность производственные объединения и их филиалы по индивидуальному пошиву и ремонту одежды, ремонту бытовой техники, фотохудожественные ателье и другие. Развитие бытовой инфраструктуры сопровождалось дальнейшим ростом сети ее учреждений. За 1970—84 в среднем по Сибири и Дальнему Востоку количество предприятий бытового обслуживания увеличилось на 23,1 %, в том числе в Тюменской области — на 32,3, в Якутской АССР — на 55,7%. Значительно вырос объем реализации бытовых услуг. В 1970-е — первой половине 1980-х гг. общая стоимость услуг населению городов Сибири и Дальнего Востока возросла в 2,2 раза. Объем услуг, оказанных населению Тюменской области, вырос в 4,5 раза, Красноярского края — в 2,8. Несмотря на высокие темпы развития, в Сибири так и не был достигнут уровень бытового обслуживания, соответствующий потребностям населения. По сравнению с европейской частью страны, наименее развитыми в регионе оставались такие виды услуг, как ремонт жилья, изготовление и ремонт мебели, обслуживание транспортных средств, пошив обуви, прокат бытовой техники. Служба быта слабо ориентировалась на изменения в структуре потребления, не учитывая увеличение в ней удельного веса теле- и радиоаппаратуры, сложной бытовой техники. В начале 1980-х гг. с целью улучшения бытового обслуживания населения комбинаты бытового обслуживания были преобразованы в производственные управления, созданы производственные объединения, диспетчерские службы. Тем не менее слабое материально-техническое обеспечение отрасли, нерациональное использование ресурсов сдерживали рост объемов и ассортимента предоставляемых услуг. Уровень бытового обслуживания населения в регионах Западной Сибири был ниже, чем в РСФСР: по ремонту обуви — на 22%, трикотажных изделий — на 42, сложной бытовой техники — на 17, химчистке — на 43, парикмахерским — на 20, прокатным пунктам — на 24%. Главными проблемами системы быового обслуживания оставались улучшение качества и сроки выполнения заказов. В ходе социол. обследований, проведенных в 1980-е гг., 64% опрошенных гор. жителей Сибири отмечали необходимость повышения качества работ, 51 — сокращения их сроков, 35 — снижения стоимости и только 12% были удовлетворены уровнем бытового обслуживания. Как и в предшествующие десятилетия, для решения бытовых проблем население обращалось к частным лицам. У частников шили одежду 14% опрошенных, ремонтировали бытовые приборы, транспорт, жилье — 10%. Необходимость оживления рыночных механизмов регулирования взаимоотношений предприятий бытового обслуживания и клиентов, привлечения частной инициативы для обслуживания возрастающих потребностей населения становилась все более очевидной.
В 1990-е гг. в условиях перехода к рынку в сфере бытового обслуживания произошли значительные изменения. Прекращение государственного финансирования и приватизация предприятий службы быта привели к значительному сокращению сети бытового обслуживания, уменьшению объема и ухудшению качества выполняемых заказов. Низкая обеспеченность районов Сибири и Дальнего Востока предприятиями бытового обслуживания способствовала монополизации рынка бытовых услуг и значительному увеличению их стоимости. Из-за высоких цен и низкой платежеспособности населения спрос на бытовое обслуживание резко снизился. В связи с этим произошло уменьшение его доли в структуре платных услуг. Так, в Амурской области удельный вес бытовых услуг сократился с 28% в 1990 до 8,1% в 2000. Сократилось обслуживание населения по ремонту и пошиву одежды и обуви, изготовлению и ремонту мебели, стирке белья. Повысился удельный вес дорогостоящих услуг, в том числе технического обслуживания и ремонта транспортных средств, ремонта и строительства жилья и др. В начале XXI в. в Сибири и на Дальнем Востоке в условиях рыночной экономики осуществляется восстановление и дальнейшее развитие инфраструктуры бытового обслуживания.
Лит.: Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926—1937. Новосибирск, 1988; Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х — 1950-е гг.). Новосибирск, 1991.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей