Бычков, Борис Тимофеевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Бычков Борис Тимофеевич (16 августа 1928, Москва – 2005, Иркутск) художник (декоративно–прикладное искусство), народный художник России, член–корреспондент Академии художеств России, один из наиболее квалифицированных мастеров худож. обработки стекла в Сибири.

Биографическая справка

Бычков Борис Тимофеевич родился 16 августа 1928 года в Москве.

В 1949 году закончил Московское художественное училище «Памяти 1905 года».

В 1957 году закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им.В.И.Мухиной, отделение художественной обработки стекла у Б.А.Смирнова..

Работал художником в Чкаловском театре драмы и комедии.

С 1958 по 1962 г. работал на Гусевском хрустальном заводе в г.Гусь-Хрустальный Владимирской обл.

С 1962 г. жил и работал в Иркутске.

С 1962 по 1972 г. преподавал в Иркутском училище искусств на керамическом и декоративно-оформительском отделении, среди его учеников — Л.Н.Назарова и С.П.Назаров, Н.Е.Житков, А.П.Иванов.

Член Союза художников с 1964 г., в разные годы возглавлял Иркутскую организацию СХ России.

Участвовал в областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставках с 1957 г.

Участие в выставках

  1. областных – с 1962 ;
  2. зональных – 1964, 1967, 1969, 1975, 1980. 1985;
  3. республиканских (Москва) – с 1960 ;
  4. всесоюзных (Москва) – 1957, 1959, 1960, 1961, 1962, 1964, 1976, 1980, 1981, 1986 г;
  5. международных (Москва) – 1961;
  6. ВДНХ – 1959, 1960, 1961, 1962, 1964 г;
  7. зарубежных. За рубежом работы художника Бычкова Бориса Тимофеевича выставлялись в США, Польше, Германии, Финляндии, Греции, Югославии, Марокко, Австрии, Корее, Эфиопии, Канаде, Венгрии, Болгарии, Монголии, других странах. Награжден Борис Тимофеевич медалями «За доблестный труд», «За трудовую доблесть», юбилейными медалями, дипломами Министерства культуры, Почетными грамотами Союза художников, премией областного комитета по культуре.

Где учился

  1. Московский институт изобразительных искусств имени В.И. Сурикова
  2. Московское академическое художественное училище Памяти 1905 года

Где преподавал

  1. Иркутское художественное училище

Ученики

  1. Гаращук Светлана Николаевна
  2. Житков Николай Ефимович
  3. Иванов Анатолий Петрович
  4. Лебева Нина Тихоновна Лебедева
  5. Лодянова Наталья Алексеевна
  6. Назаров Сергей Пахомович
  7. Назарова Людмила Николаевна
  8. Югатов Виктор Иванович

Творчество

В мастерской Бориса Тимофеевича Бычкова на полках, на столах и на полу стоит множество подготовительных эскизов, пробных образцов и частей уже готовых композиций. В Сибири он — один из наиболее квалифицированных мастеров художественной обработки стекла. Круг творческих устремлений художника довольно разнообразен: он работает как в области классической обработки стекла алмазным гранением, так и в гутной технике, витраже и керамике.

Творческая биография Бычкова началась с театра. В пятидесятые годы он работал художником–постановщиком в Таджикском театре драмы и комедии, а также в театре кукол. Им было выполнено оформление спектакля С. Михалкова «Потерянный дом», пьесы А. Островского «Поздняя любовь» и сказок «Аленький цветочек» и «Девочка и медведь».
Итогом обучения художественной обработке стекла стала дипломная работа в Ленинградском институте им. В. И. Мухиной. Ее темой стал витраж «Октябрь» (или «1917 год»), предназначенный для вестибюля Музея революции. Фрагмент витража экспонировался в 1957 в Москве на выставке, посвященной Всемирному фестивалю молодежи и нашел воплощение в Иркутском краеведческом музее.

И в дальнейшем витраж становится постоянной сферой творческого поиска художника. В нашем городе Бычков создал витражи для областной библиотеки им. Молчанова–Сибирского «Над Байкалом» (1983) и «Сибирь строится» (1983), витраж «Иркутск» для гостиницы «Интурист» (1976—1977). Интересна работа, выполненная для города–побратима Карл–Маркс–Штадта (1987).

Художнику неоднократно приходилось заниматься разработкой образцов утилитарного назначения для производства в массовых тиражах. Его изделия характерны образностью и интересными композициями изобразительных элементов. Бычков выполняет изделия выдувные и прессованные массового производства, такие, как наборы для воды «Дождик», «Камыш», «Веточка» (1957—1958), использует цветное накладное стекло, глубокое травление, выполняет серийные и уникальные вещи: например, скульптура «Гусь» или декоративная ваза «Индустриальная» (1961), собственность ГРМ. При моделировании изделий для промышленности художник находит функционально удобные для употребления формы, простые в технологическом исполнении, дешевые в производстве, ведет настойчивые поиски своего, характерного образного строя произведения.

Сибирь дала автору не только новые темы, но и новые пластические формы, новое пространственное мышление; декоративные вазы «Сибирь» и декоративный ансамбль «Байкал и Ангара» (хрусталь, 1964), «Энергетика Сибири» (хрусталь, 1974), «Цветы Байкала» (цв. стекло, гутная техника, 1978—1981). Поездка художника на строительство западного участка БАМа дала ему материал для создания декоративных композиций «БАМ строится» (хрусталь, алмазная грань, 1980), «Стройки Сибири» (алмазная и широкая грань, 1980). В них Бычков использует простые динамичные объемы, характерные продуманными масштабами и выразительными строгими пропорциями, дает им меткие образные характеристики. Преломлением сибирской темы в историческом аспекте явилось «Посвящение женам декабристов» (кубки, 13 шт., цв. хрусталь, стекло, травление, матование, 1974). «Мерцают хрустальными портретами Волконской, Трубецкой и Нарышкиной торжественные кубки Б. Т. Бычкова»,— говорилось в информации о зональной выставке «Сибирь социалистическая», где экспонировались эти работы.

Интересная находка художника — декоративная композиция «Застывшие звуки» (Иркутский художественный музей и ресторан «Интурист», цв. хрусталь, металл, 1974). Автор умело использует пластические и декоративные свойства материала, возможности цветовой палитры. В стеклопластике Бычков обладает особым способом мышления, в основе которого лежит скульптурное видение формы, идущее от практики объемного трехмерного изображения предмета в пространстве, что дает ему возможность обращаться к самому широкому кругу тем и сюжетов, создавать образную интерпретацию самых разнообразных явлений жизни: в декоративных композициях: «Дружба — найрамдал» (цв. стекло, латунь, 1981); «Монгольские мотивы» (цв. стекло, гутная техника, 1981); «Бутоны» (цв. хрусталь, 1980).

Нередко обращение Бычкова к иным материалам: керамике и смальте (панно в ресторане «Интурист» на Байкале, «Рождение стекла», мозаичное панно на фасаде стекольного завода в Тулуне, декоративная композиция «Рождение кристалла» в ресторане «Интурист» в Иркутске (лазурит, нефрит, чароит, кварц, латунь). В декоративно–прикладном искусстве художник выражает свое понимание мира, свой идеал. Он много ездит, наблюдает жизнь, пишет этюды — это и есть та питательная почва, которая формирует творчество Б. Т. Бычкова.

Мнение эксперта

Зав. научно–экспозиционным отделом ИОХМ, С.Шемякина:

"Своими витражами, осветительными приборами, мемориальными досками, декоративными композициями Борис Бычков вписал новые и прекрасные страницы во внешний и внутренний облик нашего города и других городов Сибири. Байкальскую синеву, золото осенней листвы, неброскую красоту цветущих полей вобрало в себя стекло мастера, многие годы в единственном числе представлявшего в Иркутске древнейшее искусство – стеклоделие. Борис Тимофеевич годами постигал естественные, но такие удивительные свойства и возможности этого уникального материала – стекла: его светоносность и прозрачность, твердость и пластичность, фантастическую цветовую гамму. Годами накапливался опыт и мастерство. И все сложнее, насыщеннее образно, с внутренним подтекстом, становились его композиции.
Витражи "Иркутск" в гостинице "Интурист", "Синяя птица" в ДК Братска, люстры Иркутского музыкального театра, фирм "Востоксибсантехмонтаж" и "Агродорспецстрой", декоративные композиции "Застывшие звуки" и "Победа" в собрании Иркутского художественного музея – вот далеко не полный перечень известных иркутянам работ художника. Его ансамбли, сервизы, вазы, композиции из хрусталя и цветного стекла экспонируются и в постоянной экспозиции музея, и на вернисажах. Большой и талантливый художник Борис Тимофеевич Бычков находился в постоянном поиске новых образов и форм, отражающих его тонкий вкус, раскованную фантазию, философские раздумья о сущности бытия.

В последние годы созданы его лучшие композиции: "Обереги древних славян" (ИОХМ), "Из глубины веков" (ИОХМ), "Три пламени" (Музей современного искусства. Москва). Две его композиции 2003 года: "Цветы из царства Плутона" и "Ростки" – экспонируются в эти дни на посмертной выставке, открытой в музее в январе с. Очень трудным, но плодотворным был для художника 2003 год. Он работал над постаментом для памятника маршалу К.Жукову, создавал для Константиновского дворца (Стрельна. Санкт–Петербург) к 300–летию города двухметровую великолепную конструкцию "Байкал" из искусственного горного хрусталя, а к 9–й зональной – декоративные композиции.

Нагрузки, непосильные и для молодого человека, но Борис Тимофеевич всегда работал, как в последний раз, и всегда оставался не удовлетворенным сделанным. Такой он был неуемный и творческий человек. А вот сделать большую персональную выставку не успел. И выпустить каталог своих работ тоже. А столько было замыслов и проектов! Планов и замыслов Бориса Тимофеевича хватило бы не на одну жизнь. Много размышлял он над проблемами мироздания, стремился своими произведениями приблизить к нам далекое прошлое и живое настоящее. Произведения, творимые его руками, руками мастера, всегда несли в себе его отношение к миру, частицу его характера и души".

Литература

  1. Татьяна Ларёва.Художники Иркутска.  — 1994.

Ссылки

  1. Бычков Борис Тимофеевич // Артхив : сайт
  2. Бычков Борис Тимофеевич // История и культура Сибири : сайт
  3. Бычков Борис Тимофеевич // Семенов. Галерея : сайт
  4. Бычков Борис Тимофеевич // Прибайкалье в лицах : сайт
  5. С.Шемякина. Последние цветы Б.Бычкова (1928–2005) // Музеи России: сайт

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 25 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.