Поскольку семья, будучи социальной микроячейкой, отражает качественное своеобразие каждой ступени развития общества, то и в течение XX в. семья бурят развивалась, как и повсюду, в самой тесной связи с общими социально-политическими, экономическими и культурными преобразованиями, которые происходили в обществе. Начиная с конца 20-х годов и особенно в последующие десятилетия, в семейных отношениях бурят и их быте произошли глубокие изменения. Перестройка происходила постепенно, и формирование новых черт в семье определялось изменениями в общественно-экономической и культурной жизни народа. Одним из значительных достижений, обусловивших утверждение новых семейно-бытовых отношений у бурят, было изменение социального положения женщины, вовлечение ее в общественное производство и общественную жизнь. Всеобщее обучение подрастающего поколения (без предпочтения мальчикам, как было в прошлом), ликвидация неграмотности, все возрастающая общественная активность бурятки поставили ее в один ряд с мужчиной в разных сферах жизни. Все эти процессы вели к изменениям в социально-экономической основе семьи, ее структурных связях, семейно-бытовой культуре.
До конца 30-х годов, несмотря на происходившие преобразования в целом в жизни общества, в семейной сфере бурят продолжали сохраняться многие традиционные нормы и формы, традиции и обычаи. Активный процесс трансформации всех сторон семьи и семейного быта начался в послевоенные годы.
Произошли коренные перемены в образовательно-культурном, социально-квалификационном уровне взрослых членов семьи, в их психологии и мировоззрении. Так, если в 1959 г. на 1000 бурят, проживавших в Бурятской республике, приходилось 21 человек с высшим и 259 человек со средним (полным и неполным) образованием, то в 1970 г. соответственно 54 и 382 человека, а в 1979 г. - 100 и 541 человек (кстати, по этим показателям буряты вышли на одно из первых мест, среди всех народов страны) (Басаева, Нимаев. 1985. С. 27).
В послевоенные годы заметно увеличивается число городского бурятского населения. Согласно переписи 1970 г. в целом по РСФСР у бурят насчитывалось 57401 семья, из них в городах - 11611, в сельской местности - 45790 семей. Большая часть бурятских семей проживала в Бурятской АССР, где в начале 70-х годов их насчитывалось 34347 (городских - 7320, сельских - 27027). В течение 70-х годов в республике общее число бурятских семей заметно увеличилось и к переписи 1979 г. насчитывалось уже 41907 семей (городских — 14604, сельских - 27303). Так за 10 лет (со времени переписи 1970 г.) общее количество семей бурят увеличилось на 7560 и, главным образом, за счет городских семей: их стало вдвое больше (14604 семьи против 7320) (Басаева, Нимаев. 1985. С. 19).
Произошли значительные изменения в составе и структуре бурятской семьи. Как было отмечено выше, в прошлом широко бытовали формы большой неразделенной семьи, когда одним общим хозяйством с родителями жили их сыновья. И хотя господствующей формой давно стала отдельная малая семья, традиции большесемейного уклада и тесных родственных связей сохранялись очень стойко, и в пережиточном виде наблюдаются и в настоящее время.
Материалы исследований, проведенных в 70-х годах XX в. показывают, что преобладающим типом семьи стала двухпоколенная семья, в большинстве своем состоящая из родителей и несовершеннолетних детей (от 53% до 68% в разных местах). На втором месте идут трехпоколенные семьи, состоящие из родителей (или одного из них), их женатых и неженатых детей и внуков (их насчитывается от 19,6% до 32%), на третьем месте - однопоколенные семьи, составляющие от 10,3% до 22,7% (Басаева. 1984. С. 84-88). Высокий процент трехпоколенных семей у бурят свидетельствует о том, что и в исследованное время устойчиво сохранялись традиции совместного проживания пожилых (или престарелых) родителей с семьей женатого сына или замужней дочери. У бурят и теперь очень редки случаи, чтобы старики родители жили отдельно от семейных детей, если нет неженатых. Эта особенность бурятской семьи говорит и о том, что во взаимоотношениях поколений сохраняются традиционные установки, уважительное отношение молодых к старшим - родителям, сознание долга и особых обязанностей перед ними. В свою очередь, старшие проявляют терпеливое, тактичное отношение к молодым, т.к. они не могут не учитывать разницы в профессиональном и культурно-образовательном уровнях своего и младшего поколений.
До начала 90-х годов XX в. наблюдалась, особенно в сельских семьях бурят, некоторая специфика и в таком параметре семьи, как количество детей, что по-прежнему остается одной из важнейших ценностей. Хотя по сравнению с 1950-1960 гг. в 1970-1980 гг. несколько снизилась рождаемость, тем не менее сохранялась у сельчан приверженность к традициям многодетности, причем эта черта определялась самим населением как необходимая, нормальная форма жизни. Среди бурятских сельских семей было очень мало бездетных, поскольку жизнь без детей считалась неполноценной, несчастливой. Если не было своих, то, как и в прошлом, брали детей из семей многодетных родственников или из детских домов. Именно наличием детей и традициями совместного проживания близких родственников объяснялись показатели среднего размера семьи, устойчиво более высокие (по материалам переписи населения), чем в целом по РСФСР (Басаева. 1984. С. 88-90).
За послевоенные годы произошли существенные изменения в укладе бурятской семьи, в ее бытовой культуре и социальном поведении людей, повлекшие за собой и некоторую переоценку традиционной системы ценностей и ее культуры, иначе говоря, формирование новых норм внутрисемейных и межличностных взаимоотношений, культурно-ценностных установок. Взаимоотношения между членами семейного коллектива изменились в сторону демократизации и равенства. Значительно изменился институт главенства. В традиционной системе семейной организации у бурят, как говорилось выше, во главе семьи стоял, как правило старший мужчина - отец. Он был полновластным хозяином всего движимого и недвижимого имущества семьи, ему должны были беспрекословно подчиняться все остальные члены семьи. В новых условиях обязанности по обеспечению функционирования семьи стали распределяться более или менее равномерно. Исчезла почва для власти одного члена семьи над всеми остальными, поскольку экономическая самостоятельность и культурный уровень взрослых членов семьи не могли не повлиять на внутрисемейный строй. Тем не менее, понятие "глава семьи" сохраняется, и взаимоотношения в семье основываются на его моральном авторитете, хотя во многих случаях оно имеет формальный характер. В целом, продолжала действовать традиционная установка - главой считался мужчина, отец, но его роль и положение в семейной жизни значительно трансформировались. Поскольку главе семьи принадлежит ответственность за ее материальное обеспечение, ему же отводится роль направляющего хозяйственную деятельность семьи. Немало семей, где руководит семьей не обязательно тот, кто материально обеспечивает ее, а тот, кто соответствует этой роли по своим личным качествам, то есть тот, кто способен наилучшим образом организовать повседневную жизнь семьи и пользуется большим авторитетом. Нередко фактическим руководителем во всех сферах жизнедеятельности семьи является жена, у которой не меньший и заработок, и профессионально-культурный уровень.
Однако, при всех отмеченных новых чертах, в сельских семьях старшего и среднего поколений сохраняется особое отношение к мужчине, отцу как главному человеку в семье. И даже тогда, когда жене принадлежит руководящая роль в жизни семьи, сохраняется взгляд на мужа как на главу семьи - давнее привычное соблюдение сложившегося в прошлом стереотипа мужа (Басаева 1984 С. 91-92).
Существенно изменились и отношения между родителями и детьми. Традиционные нормы, ориентировавшие на безоговорочное послушание младших старшим, без попыток возражения или обсуждения, трансформировались. Отношения основаны на взаимопонимании, дружбе и уважении друг к другу. Молодежь в большинстве своем с почитанием относится к родителям, а те, в свою очередь, уважительно - к более грамотному, образованному молодому поколению. Немало семей, возглавляемых представителями молодого поколения при жизни еще трудоспособных родителей - в этих случаях решающую роль играют факторы образования и общего культурного уровня, которые выше у молодых. Но и в таких случаях взрослые дети признают лидерство родителей, выслушивают их советы и по возможности следуют их указаниям. Отмеченные особенности внутрисемейных отношений бурят были характерны до начала 90-х годов XX в.
Изменения, происшедшие во взаимоотношениях членов семьи, связаны прежде всего с тем, что все взрослые члены имеют самостоятельные источники дохода и материально независимы друг от друга. Женщина имеет не меньшие доходы, чем мужчина. Даже если она зарабатывала меньше мужа, ее вклад в домашнее хозяйство дополнительно к денежному заработку по-прежнему весьма значителен. По уровню образования она чаще всего не уступает мужу, не так уж редко оказывается выше. И эти обстоятельства определяли не только ее материальную независимость, но и психологическую самостоятельность и престиж в семье, и это не могло не отражаться на внутрисемейном строе, нормах поведения супругов и других взрослых ее членов. Тем не менее особенно в семьях старшего и среднего поколения сохраняются традиционные эталоны и модели поведения.
Тесные родственные связи характерны для бурятской семьи и сегодня. С пожилыми родителями, как правило, живут взрослые дети или один из них со своей семьей. Одних родителей, особенно преклонного возраста, семейные дети не оставляют. Именно такие взаимоотношения родителей и детей способствуют сохранению традиций совместного проживания стариков с одним из женатых сыновей или замужней дочерью и объясняют довольно высокий уровень трехпоколенных семей в современном быту.
Прочные родственные связи сохраняются и в настоящее время не только между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, но и между родственниками второго и даже третьего поколений по боковой линии и выражаются в постоянных тесных контактах, взаимовыручке и взаимоподдержке. Оказание материальной и моральной помощи кому-либо из родственников, особенно близким, считается делом обязательным, не подлежащим обсуждению. И если встречаются отклонения от нормы, они, как правило, получают общественное осуждение.
Во второй половине XX в. значительно преобразовался материальный быт бурятской семьи. Изменился тип поселений. Вместо небольших улусов, в которых усадьбы отдельных домохозяев были разбросаны на значительном удалении друг от друга, выросли крупные, компактные поселения с уличной планировкой. Повсеместно распространились новые, просторные, нередко многосекционные дома, в которых наблюдается принцип функционального зонирования. Традиционные жилища бурят (юрты) сохранялись у отдельных семей в некоторых районах Бурятии (в Тункинском, Закаменском, Окинском), у агинцев в Читинской области и в основном используются как летнее жилище. Национальная специфика почти утрачена не только в самом жилище, но и в интерьере. В каждой семье все внутреннее убранство, мебель, вещи домашнего обихода промышленного производства. Повсеместная электрификация не только городов, но и всех сел и улусов преобразила быт сельской бурятской семьи. Благодаря ей в домашнем быту стали широко использоваться разнообразные предметы бытовой техники: электроплитки, электрочайники и самовары, утюги и холодильники, а в некоторых семьях и электроплиты. Все эти предметы, широко распространившись в домашнем обиходе, совершенно видоизменили в свою очередь и набор кухонной утвари, культуру быта в целом, а главное - избавили женщину-хозяйку от множества связанных со старым бытом хлопот. Повсеместно в сельских семьях получили "прописку" радиоприемники и телевизоры.
Разнообразным стало питание за счет широкого использования изделий промышленного производства, что не только значительно расширило набор продуктов питания, но способствовало заимствованию многих блюд национальной кухни других народов. Однако, из всех разделов материальной культуры наименьшей трансформации подверглась традиционная кухня бурят, и для старшего и среднего поколений отмечается особое пристрастие к традиционным мясным и молочным блюдам, особенно в сельских семьях.
Распространились повсеместно урбанизированные формы одежды. Традиционный костюм сохранялся для повседневной носки в основном среди людей пожилого возраста, главным образом среди лиц женского пола, а в последнее десятилетие XX в. стал широко возрождаться как праздничная одежда среди людей не только пожилого, но и среднего возраста. Широко практикуются изделия из традиционных видов сырья (шерсти, овчины, меха, кожи) - варежки, носки, шубы, куртки и т.д., которые занимают довольно значительную долю в рабочей одежде сельских жителей. Значит, сохраняются и практикуются традиционные способы обработки и выделки этих видов сырья и изготовление из них одежды, что всегда было уделом и обязанностью женщины-бурятки.
В целом, нельзя не отметить заметное ухудшение быта, особенно сельской бурятской семьи в 90-е годы XX в., что связано с процессами перестройки сельскохозяйственного производства и общим упадком экономики страны.
Воспитание детей. Начиная с 20-х годов, в ходе преобразований в народном хозяйстве, общественных отношениях и быте, культурной революции изменялись и методы воспитания детей. Одной из главных задач стало развитие просвещения, и организация школьного дела приобрела первостепенную важность. Повсеместно стали открываться школы. Бурятское население проявляло огромный энтузиазм, всемерно поддерживая начинания органов народного образования, нередко беря на себя строительство и расходы по содержанию школ. Число школ росло из года в год. Например, в 1930-1931 учебном году охват детей младшего школьного возраста (8-11 лет) вырос до 76,2% а к 1933 г. было в основном введено всеобщее начальное обучение с охватом детей 8-11-летнего возраста на 94,2% (Басаева. 191 А. С. 66). Изменялось отношение родителей к общему развитию детей, обеспеченности одеждой, школьными принадлежностями. Постепенно в семейном быту складывались новые взгляды и традиции, повышалась культура ухода за ребенком. К концу 30-х годов в силу ослабления деятельности религиозных учреждений и священнослужителей, многие религиозные обряды, связанные с рождением ребенка, утрачивают свою обязательность, но суеверия, обереги, предохранительные меры сохранялись.
Разительные перемены произошли в послевоенные годы. Все женщины стали пользоваться медицинской помощью и в дородовой, и после родовой периоды. Большинство родов проходит в родильных домах. Обращаться к помощи акушерок, если по тем или иным обстоятельствам роды проходят дома, стало естественным и обычным. В отдаленных от роддомов улусах прибегают и к помощи повитухи. В этих случаях отношение к последу по-прежнему трепетное: его не выбрасывают, а обязательно закапывают где-нибудь в укромном месте, сопроводив необходимыми по традиции атрибутами. Делает это непременно кто-нибудь из женщин, но не устраивая особого обряда. Прежних "очистительных" обрядов в современном быту не сохранилось. По-прежнему в некоторых семьях особое значение придается первой стрижке волос и подстриганию ногтей: и то, и другое производится только днем, но ни в коем случае не после заката солнца. Первые (утробные) волосы не выбрасываются, а тщательно прячутся или по старинке зашиваются в подушку ребенка. Подобные пережитки прежних обычаев (различных предохранительных мер, оберегов) соблюдаются в семьях, где совместно проживают представители старшего поколения, считающие уместным и даже необходимым соблюдать традиции.
Но в целом, воспитание детей в бурятских семьях совершенно иное, и здесь, несомненно, влияние культурно-образовательного уровня родителей, дошкольных учреждений и школы. Однако, свойственная бурятам требовательность уважения и почтительного отношения детей к старшим, послушания, умения, вести себя тихо и незаметно в присутствии посторонних характерна и для современной семьи. Встречаются тем не менее семьи, где старики слишком балуют маленьких детей, удовлетворяя их капризы. Наказывать детей они считают непозволительным: "Вырастет - образумится" - говорят они (Ухэр болоходоо ухаа орохо). Если в прошлом забота о детях выражалась в основном в том, что бы вырастить их здоровыми людьми, хорошими работниками, то в послевоенные годы, особенно в 60-80-е годы большое внимание уделялось их умственному развитию, общему культурному воспитанию. В формировании нового отношения родителей к развитию ребенка огромную роль сыграла и играет школа, библиотеки, радио и телевидение, да и несравненно более высокий образовательный уровень родителей, которые всячески содействуют получению детьми образования.
Развитие брачных отношений в Бурятии, как и по всей стране, были тесно связано с процессами социально-экономических и культурных преобразований, в результате которых сложились новые условия для общения и дружеских контактов молодежи, новые критерии оценки и выбора брачного партнера. Перемены происходили постепенно, определяясь этапами преобразований в целом, ростом образования и культуры.
В современных условиях не осталось и следа от прежних экономических расчетов при вступлении в брак, от какого-либо давления или принуждения со стороны родственников. Молодые люди вступают в брак вне зависимости от социального и материального положения обеих сторон. Полная свобода выбора -главная особенность брачных отношений, характерная как для города, так и для села. Вместе с тем микросреда, в которой формируются культурные и ценностные ориентации молодого человека, его жизненные установки, моральные нормы, оказывает немалое влияние на его представление о брачном партнере. Материалы наблюдений свидетельствуют, что чаще всего общаются и тянутся друг к другу молодые люди одной социально-культурной среды. В общении молодежи, в этикете ухаживания произошли существенные изменения. Еще в недавнем прошлом у бурят, особенно в сельских поселениях, сохранялись традиции не выказывать своих чувств при людях. Открытое ухаживание вообще не допускалось. Влюбленные могли встречаться только тайком, чтобы посторонние, даже родственники, не знали об их взаимоотношениях. Если не было возможности встречаться наедине, молодые люди объяснялись в любви с помощью записок, писем, которые передавали адресату через самых надежных друзей или родственников-подростков. С их же помощью устраивали и тайные встречи.
В 70-80-е годы можно было наблюдать уже более свободное внешнее проявление привязанности и любви. Молодые люди могли уже открыто встречаться, совместно посещать клубы, кино, быть вместе на праздниках, вечеринках. Однако в селах в этикете ухаживания сохранялись местные традиции: сдержанность в выражении чувств, открытое проявление нежности при людях, в общественных местах, особенно в присутствии старших, считалось неприличным. До тех пор, пока молодые не приходили к окончательному решению о браке, они старались не демонстрировать своих чувств. В городах же юноши и девушки, приехавшие из села, постепенно приобщались к нормам поведения городской молодежи (Басаева. 1984. С. 98).
Особенностью развития семейно-брачной структуры у бурят и одним из показателей, происходящих в обществе межэтнических процессов, является рост национально-смешанных браков. Если обратиться к историческим источникам, можно встретить многочисленные свидетельства исследователей и наблюдателей о национально-смешанных браках бурят с русскими, эвенками и другими народами.
За десятилетия советского периода в связи с бурным развитием промышленного производства и культурных учреждений в республике отмечался большой приток населения - представителей разных национальностей. Тесное общение на производстве, хозяйственные и бытовые контакты приводили к сближению людей, взаимовлияниям в разных сферах культуры, что явилось одним из условий роста числа межнациональных браков. До недавнего прошлого смешанные браки бурят с представителями других народов заключались в основном бурятами-мужчинами, бурятки выходили замуж за небурята нечасто. В послевоенные годы, особенно в последние десятилетия, заметно выросло число браков буряток с мужчинами других национальностей, хотя мужчины-буряты продолжают сохранять преимущественный процент в смешанных браках (Басаева. 1984. С. 100-103).
В прошлом отношение к смешанным бракам далеко не всегда было положительным. Такие браки нередко вызывали противодействие со стороны родителей и старших родственников. И объяснялось это не столько стремлением сохранить "чистоту крови", сколько боязнью, что такие браки могут внести определенный дискомфорт в привычный уклад семьи, сложившиеся нормы внутрисемейных взаимоотношений, соблюдение традиционных обычаев и обрядов, связанных с разными событиями семейной жизни. В последние десятилетия отношение к смешанным бракам заметно изменилось, и большая часть бурят смотрит на такие браки как на явление нормальное.
Свадебная обрядность за прошедшие десятилетия претерпела определенную эволюцию. В 20—30-е годы наблюдался постепенный отход от традиционной обрядности: сокращались и трансформировались старые свадебные обычаи и обряды. Бракосочетание нередко сопровождалось семейной вечеринкой, почти лишенной обрядности.
Возрождение свадебных торжеств началось в послевоенное время. Год от года свадьба стала отмечаться все более торжественно, с приглашением многочисленных гостей, нередко превращаясь в общеулусное празднество. В немалой степени и конце 50-х - 60-е годы такому размаху свадебных торжеств способствовало повышение материального благосостояния населения. Поскольку нового церемониала не было, люди, чтобы наполнить свадьбу яркими ритуалами, стали обращаться к старинным свадебным традициям. Поначалу использовались отдельные, наиболее красочные игровые церемонии и обряды или их некоторые элементы. С годами стали возрождаться многие ритуалы и церемонии. В большинстве случаев, в новых условиях они переосмысливались, некоторые из них, сохраняя старую форму, наполнялись новым содержанием.
Современная бурятская свадьба, наиболее распространенная в сельской местности, в известной мере сохранила традиционную этапность свадебного церемониала, начиная с церемонии сватовства и кончая послесвадебными обрядами. Но при сохранении старой формы содержание большинства ритуалов и действий стало иным, значительно сократились и упростились их элементы. Поскольку теперь браки молодых заключаются не только в пределах отдельных локальных групп бурят, но и между представителями разных групп как предбайкальских, так и забайкальских бурят, то в комплексе бытующих традиционных церемоний отмечается использование ритуалов, которые выходят за рамки былых локальных границ и становятся общебурятскими. Вместе с тем, свадебная обрядность все более насыщается новыми интернациональными чертами, новыми современными ритуалами, которые органично вплетаются в общую систему обрядов. Например, в свадебных торжествах стали нормой торжественная регистрация брака, обязательный белый наряд невесты - длинное свадебное платье с кружевной или шелковой фатой, строгий черный костюм жениха, обмен обручальными кольцами и т.д.
Таким образом, современные бурятские свадьбы представляют собой синтез традиционных и новых форм обрядности. Их соотношение в разной местности и в каждой конкретной свадьбе неодинаково. Все зависит от местных традиций, от того, кто задает тон и возглавляет организацию свадьбы, от культурно-профессиональных и общеобразовательных характеристик самих молодоженов и их родителей. Однако нельзя не отметить, что повсеместно устойчиво сохраняются народные традиции приема и угощения гостей, разнообразных состязаний, от спортивных до песенных, обращение к поэтическому слогу, ритмическим нормам и законам устной поэзии, сопровождение обрядов чрезвычайно красочными поэтическими благопожеланиями. Сохраняются традиции взаимопомощи, поддержки и участия всех членов родственной группы в проведении свадебных торжеств (Басаева. 1984. С. 105-121).
Все сказанное выше свидетельствует о том, что семья как аккумулятор этнокультурных традиций и ценностей, микросреда этнических процессов и социализации личности продолжает осуществлять одну из важнейших своих функций - передачу социального опыта и этнокультурной информации молодым поколениям, обеспечивая тем самым преемственность этнической культуры.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей