Большая патриархальная семья составляла основную социальную и хозяйственную ячейку бурятского общества. Общество бурят было родовым, т.е. существовало деление на роды, родовые группы, затем — племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка-родоначальника (удха узуур), люди рода были связаны тесными кровными узами.
Соблюдалась строгая экзогамия, т.е. бурят не мог жениться на девушке своего рода, даже если родство между ними было весьма условным, в несколько поколений.
Большая семья жила обычно следующим образом — каждый улус обыкновенно состоял из нескольких аилов. В аиле было одна, две, три и более юрт с разными пристройками. В одной из них, она обычно стояла в центре, жил старейшина семьи, старик со старухой, иногда с сиротами — родственниками. У некоторых бурят, как и у монголов, с родителями жила семья младшего сына — одхона (монг. — отчигин), который должен был заботиться о родителях. В другой юрте (юртах) жил сын старика с семьей.
У всего аила были общие пашни, покосы — утуги, скот. Далее в улусе жили их родственники - дядья (нагаса), двоюродные братья. Образ большой патриархальной семьи можно найти в бурятском эпосе Гэсэр, где описывается семьи восточных и западных богов — тэнгэринов. Причём из эпоса видно, что раньше у бурят был матриархат, поскольку всем распоряжается в основном матушка Манзан-Гурмэ, а глава западных тэнгэринов Эсэгэ Малаан совершенно бездействует.
Во многих семьях были представители трех поколений, женатые сыновья жили вместе с отцом, иногда и с дедом.
Род представлял из себя более сложную организацию - часто представители одного рода могли жить в нескольких улусах, а позже в одном улусе могли жить люди из разных родов. Во главе рода стоял предводитель — нойон, позже, при русских, — шуленга, или зайсан (в Забайкалье).
Когда род сильно увеличивался и подрастали поколения, из-за интересов его ветвей прибегали к его разделению — проводился обряд отхода от родства, когда выделившаяся семья составляла отдельный род — обок.
На обряд съезжались все старейшины рода, все молились духам и предкам, и на меже-границе земель семей ломали надвое котел и лук, и говорили, что как две половины котла и лука не составят единого целого, так и две ветви рода больше не соединятся. Так один род разбивался на родовые подразделения, пример — Батлаевская семёрка у булагат.
Несколько родов в свою очередь составляли племя (у бурят племя называется по имени первопредка). Племя составляло либо просто общность людей, соединённых племенными узами, как у булагат и эхиритов, либо имелся глава племени - как правило, глава самого старейшего рода, как у хори-бурят.
Обособленные группы родов, в свою очередь, также могли выделяться в племенное образование, как икинаты или ашаабгаты.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей