Очевидно, что появление русских в Восточной Сибири и последовавшее за этим присоединение Бурятии к России придало совершенно иные направленность и характер происходящим в регионе этническим процессам. Установление Россией устойчивых пограничных рубежей с Монголией и Китаем привело к обособлению бурятских племен от остального монголоязычного мира, к разрыву их традиционных хозяйственно-культурных связей с народами Центральной Азии, Китая, и дальнейшее их этническое развитие шло под непосредственным влиянием русскоязычного населения.
Вторжение нового и весьма могущественного этноса не могло не сказаться на привычном образе жизни и расселении местного населения. Прежде всего необходимо отметить усиление миграционного движения среди аборигенов, которые и до этого вели достаточно подвижный образ жизни. Оно было вызвано несколькими причинами, главные из которых: 1) стремление уклониться от уплаты ясака, 2) лихоимство местной русской администрации, 3) хозяйственная деятельность переселенцев и др.
Интенсивные миграционные движения среди бурят привели к следующим, наиболее ощутимым последствиям: во-первых, к изменению первоначальной территории обитания многих локально-родовых групп; постепенному сужению общей этнической территории, на которой предки бурят были расселены к началу XVII в.; во-вторых, к усилению процесса ломки межродоплеменных барьеров и межэтническому смешению; в конечном итоге к нарушению процесса этнической консолидации в рамках отдельных родоплеменных общностей.
С другой стороны, в результате перемещений среди различных родоплеменных групп начали образовываться некоторые новые территориально-этнографические группы населения. Наиболее крупное среди подобного рода образований - это селенгинские буряты. Такое название исторически закрепилось за тем населением, которое в свое время было приписано к Селенгинскому острогу (основан в 1665 г.), а позднее - к Селенгинской степной думе и Цонгольской инородческой управе. Эта территория охватывала довольно обширный район, доходящий примерно до среднего течения рек Джида и Темник на западе и до среднего течения р. Чикой на востоке, до г. Верхнеудинска на севере и до монгольской границы на юге.
Первое упоминание о родах, плативших ясак в Селенгинский острог, относится к 1675 г. Однако наиболее полные статистические сведения о населении Забайкалья появляются после установления русско-монгольской границы в 1727 г., когда относительно стабилизировалась ситуация с движением населения. В 1732 г. в числе плательщиков ясака Селенгинского присуда отмечены следующие группы населения: атаганы, сартолы, хатагины, узоны, цонголы, три табангутских и подгородный роды, представители ашехабатского, алагуева, харанутского, готол-бумальского, бабай-хурумшинского, ользонова, чернорутского родов, всего 17 административных родов общей численностью 11400 человек обоего пола (Долгих. 1960. С. 315; Румянцев. 1965. С. 90-91). Следовательно, этническую основу селенгинских бурят составили представители родов предбайкальского и монгольского происхождения.
Относительно самостоятельная группа населения образовалась в долине р. Баргузин на основе пришлых эхиритских и некоторых примкнувших к ним родов. Согласно устной традиции самих баргузинцев и данным их исторических хроник, здесь обитают потомки представителей восьми экзогамных родов (найман хари): hэнгэлдэр, шоно, абзай, баяндай, эмхэнэд, булгад, галзууд, сэгэээнэд. Из них последние два не являются исконно эхиритскими по происхождению, хотя, видимо и оказавшиеся, особенно галзуты в их составе достаточно давно. Каждый из названных родов делится, в свою очередь, на несколько костей или подродов. Кроме указанных восьми, Г.Н. Румянцев счел возможным выделение еще нескольких самостоятельных, на его взгляд, родовых групп: буура, ооли, оторшо, басай, шарайд и хурамша (Румянцев. 1949. С. 51). Правда, они в большинстве своем, за исключением двух последних, могут считаться ответвлениями других, более крупных эхиритских родов.
Есть также основание считать, что этнический состав современного населения Закамны сформировался в основном после прихода русских. По имеющимся данным, в XVII в. в Закамне хонгодоров не было (Токарев. 1939. С. 110-111; Долгих. 1960. С. 299—301). Очевидно, то же самое можно утверждать и в отношении других родовых групп — шошоолог, тэртэ, хурхууд, hойхо. По всей вероятности, колонизация территории Закамны предками ее современных обитателей началась непосредственно из Тунки. Об этом свидетельствует близость говора населения обоих районов (Цыдендамбаев. 1911. С. 5), идентичность этнического состава и даже общность некоторых географических названий. Интенсивное заселение и освоение Закаменского края, очевидно, было продиктовано необходимостью мобилизации людских ресурсов для охраны недавно проведенной русско-монгольской границы. Кстати, для охраны границы в Закамну были переселены не только буряты, но и тунгусы, в частности, представители заектаева рода, кочевавшие прежде в долине Иркута (Долгих. 1960. С. 301-303). Конечно, сказанное не исключает вероятности того, что отдельные группы населения начали здесь появляться и в предшествующие годы - то в поисках свободных земель, то уклоняясь от произвола русской администрации (Галданова. 1992. С. 24—25).
В настоящее время закаменские буряты, по всей вероятности, уже не могут рассматриваться лишь как простое ответвление тункинцев, а представляют собой самостоятельную территориальную группу, обладающую особым говором (Будаев. 1978. С. 23; Рассадин. 1996. С. 8-10; Бураев. 1996. С. 14), чему в известной мере способствовало влияние тунгусских и собственно монгольских элементов.
Одновременно происходил довольно активный процесс ассимиляции бурятами отдельных групп тунгусского и тюркского происхождения. Тунгусы, согласно имеющимся данным, еще относительно недавно являлись самой крупной по численности этнической общностью среди коренного населения Сибири. По некоторым оценкам, их численность к началу XVIII в. составляла 36,2 тыс. чел., в то время как численность бурят - 27,3 тыс. чел., якутов - 28,5 тыс. чел., тюрков Саяно-Алтая - 16 тыс. чел. (Долгих. 1960. С. 615-617).
Однако к концу XIX в. данное соотношение резко изменилось. По переписи 1897 г. численность тунгусов (вместе с ламутами и ороченами) составила примерно 61тыс. чел., бурят - 288 тыс. чел., якутов - 226 тыс. чел., тюрков Саяно-Алтая - около ПО тыс. чел. (Патканов. 1912. Т. 1. С. 2-8). Налицо, таким образом, застой в приросте численности тунгусов за рассматриваемый период, что в известной мере можно рассматривать и как последствие опустошительных эпидемий. Вместе с тем обращает внимание буквально скачкообразный рост численности якутов и особенно бурят, что невозможно отнести только за счет естественного прироста населения. Очевидно, значительная часть тунгусских племен оказалась в конечном счете ассимилированной. Так, по данным С. Патканова в конце XIX в. только 44,5% собственно тунгусов (включая ламутов и ороченов) еще помнили родной язык, при этом на русский перешли 31,8%, на бурятский - 15,7%, на якутский - 7,6% (Патканов. 1912. Т. 1. С. 153).
По всей вероятности уже к приходу русских в Восточную Сибирь тунгусские племена находились на стадии сильного смешения с бурятами. В последующем этот процесс, вероятно, приобрел еще более интенсивные формы. При этом важно подчеркнуть следующее обстоятельство: процесс этнической ассимиляции эвенков происходил отнюдь не в условиях численного превосходства со стороны бурят. Можно предположить, что и в более ранние периоды этнического взаимодействия двух этносов численное соотношение складывалось, скорее, не в пользу предков бурят. Как показывает практика, случаи, когда этнический суперстрат далеко не всегда бывает численно более преобладающим, чем субстрат, вопреки имевшимся представлениям, оказалось явлением весьма обычным. Определяющую роль в победе языка пришельцев исследователи усматривают в социальных факторах (Бромлей. 1981. С. 257-273).
Тункинско-Окинский край — единственное место современной этнографической Бурятии, где вплоть до XIX в. проживало тюркоязычное население. В разное время и в разных источниках это население именуется по-разному. Нередко в русских документах XVII в. можно встретить одновременное употребление терминов "соецкие, тувинские и урянские люди" в отношении одной и той же группы людей.
Бурятских, или тункинско-окинских сойотов можно рассматривать как часть упомянутого этнического массива. По данным 1681 г. их численность по Иркутскому острогу составила 31 чел. ясашных (Долгих. 1960. С. 295).
В конце XIX в. их численность по Тункинскому ведомству, по оценкам наблюдателей, составляла 150 душ обоего пола (Долгих. 1960. С. 295), то есть практически она осталась неизменной. По переписи 1897 г. сойоты отдельно не выделены как самостоятельное этническое целое. Поскольку в ходе этой переписи основным этническим определителем являлся язык, то можно констатировать факт утери родного языка сойотами в целом. Аналогичная языковая ситуация зафиксирована в итогах переписи 1926 г., проводившейся по несколько иной программе. Из 229 чел. (161 чел. по Бурят-Монгольской АССР), отнесенных к сойотам, родным назвали язык своей национальности 14 чел., в том числе по БМАССР - 1 чел. (Всесоюзная перепись населения 1926 г. Т. 6. С. 346). Такова официальная статистика.
Профессор Иркутского университета Б.Э. Петри во время своей экспедиции в Восточных Саянах, проведенной в 1920-х годах, нашел сойотов "разбросанными в 12 местах". Всего было обследовано 90 семейств с общим населением 431 чел. Подводя итог своим исследованиям, Б.Э. Петри, в частности, писал: "Итак, мы имеем народ без языка, без своей культуры и без территории. Мы могли констатировать, что и народа нет, а есть ассимилированная бурятами ветвь сойотов. Процесс ассимиляции зашел уже так далеко, что ни о каком возрождении окинских сойотов думать не приходится" (Петри. 1927).
Абсолютно идентичными выглядят результаты наблюдений некоторых других исследователей. "Сотни лет живя среди бурятского населения, сойоты, как вполне сохранившаяся нация со всеми ее признаками (язык, культура, хозяйство и быт) утратили себя. Совершенно потеряли свой язык, восприняли в полной мере бурятский хозяйственный уклад и даже перемешались в крови с бурятами через брачные отношения" (Нефедьев, Гергесов. 1929).
Думается, что к сказанному трудно что-либо добавить. Явление, можно сказать, вполне ординарное и естественное, когда в результате длительного и тесного взаимодействия двух этносов один из них или часть его оказывается поглощенным другим. Характер и особенности данного процесса могут быть обусловлены различными обстоятельствами.
Судя по анализу различных источников, заселение долины Оки и Иркута сойотами происходило в разные времена разными группами населения, бывшими, скорее, представителями различных хозяйственно-культурных типов. Этническая неоднородность сойотов Бурятии подтверждается и тем, что они подразделяются на 3 родовые группы — иркит, хаасут, онхот, между которыми, по мнению исследователей, не прослеживается генетического родства.
Далее, в результате тесного хозяйственно-культурного взаимодействия с пришлым населением начали подвергаться изменениям некоторые черты традиционного этнического облика самих бурят. Изменения эти достаточно разнообразны, коснулись различных сторон хозяйственной деятельности, многих элементов материальной и отчасти духовной культуры.
Обзор этнодемографических и этнокультурных процессов в Бурятии в XVII-XIX вв. свидетельствует об их достаточно сложном и порой противоречивом характере. На основании их анализа представляется возможным более определенно высказаться, в частности, по вопросу о времени сложения бурят в единую народность.
В настоящее время большинство исследователей согласно с тем, что процесс формирования бурятского этноса завершился после прихода русских. Действительно, не приходится сомневаться в том, что именно в результате прихода русских и последовавшего за этим присоединения Бурятии к России возникли условия, которые в конечном счете подготовили почву для завершения процесса консолидации бурят в единую народность.
При этом необходимо указать, что такие важнейшие этнообразующие факторы, как общность территории и языка, на основе которых во многом формируется сознание единства происхождения, у предков бурят начали складываться, как мы попытались показать выше, еще задолго до прихода русских. Именно своеобразие окружающей географической среды предопределили многие специфические черты материальной и духовной культуры, особенности этнического самосознания будущей народности. Сказанное прежде всего относится к населению Предбайкалья, которое, как отмечалось, к началу XVII в. уже находилось на определенной стадии этнической интеграции. Именно это население сыграло в конечном счете роль консолидирующей основы.
Как отмечалось, наиболее ощутимое воздействие географическая среда оказывает на этнос в период его формирования, когда "он как бы адаптируется, приспосабливается к своей природной нише". Очень часто характерные ландшафты этнической территории "запечатлеваются" в сознании населяющих ее людей, становясь своеобразными символами этнической принадлежности (Бро-млей. 1983. С. 212-214). У бурят бесспорно таким символом стало прежде всего оз. Байкал. Даже у хори, несмотря на сложные перипетии их этнической судьбы, оз. Байкал неизменно фигурирует в их генеалогических легендах и преданиях.
Однако, как можно убедиться, консолидирующая роль названных факторов начинает приобретать особую значимость только в сочетании с другими сопутствующими условиями. Так, начавшиеся интенсивные перемещения среди местного населения в связи с приходом русских во многом нарушили сложившиеся этнические связи и ускорили процесс ломки былых межродоплеменных барьеров, создавая тем самым благоприятные предпосылки на пути к сближению разных территориально-этнических групп.
Очевидно также, что население Прибайкалья дорусского периода представляло из себя часть общемонгольского этнического мира, хоть и обладало определенными локальными особенностями. Поэтому именно установление Россией постоянных пограничных рубежей с Китаем и Монголией привело к обособлению бурятских племен от остальных монгольских народов, что создало соответствующие условия для формирования чувства этнической самостоятельности по отношению к последним.
Общеизвестна, например, та важная роль, которую играет в процессе формирования народов наличие атрибутов собственной государственности. До XVII в. у населения Прибайкалья единого административного управления конечно не было. И только после прихода русских буряты объединились в рамках одного государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом весьма существенно, что буряты в итоге оказались в составе одного Иркутского генерал-губернаторства.
В формировании этнической общности бурят важнейшее значение имело то, что они оказались вовлеченными в орбиту новых хозяйственно-экономических отношений, в результате которых началось активное разрушение основ патриархально-натурального производства и былой хозяйственной замкнутости.
Далее в условиях единого государственно-административного управления, общего экономического пространства происходит резкое расширение "культурных информационных связей" внутри этнической общности. Важную роль в этом процессе играют "сборы воедино значительных масс людей на общественные работы или в военных целях, создание внутригосударственных коммуникаций всех видов, передача информации приказного характера и особенно развитие письменности, которая при наличии чтеца (глашатая и т.п.) выполняет свои информационные функции даже в случае неграмотности большинства населения" (Бромлей. 1983. С. 286-287). В масштабах Бурятии местом "общественного сбора" стала, в частности, Кяхтинская торговля, начавшая действовать почти сразу после проведения русско-монгольской границы. В 1758-1760 гг. она составляла 67% всего торгового оборота России со странами Азии. В связи с этим была проложена трансбурятская трасса, ведущая из Кяхты до Иркутска и далее на север и запад.
Весьма существенной представляется роль демографического фактора в консолидационном процессе. Выше мы уже отмечали буквально скачкообразные темпы прироста бурят. С увеличением численности возрастает плотность населения, следовательно, усиливается интенсивность внутриэтнических связей.
На основании анализа уже имеющихся данных мы можем предполагать, что основные признаки того типа этнической общности, которую принято определять термином "народность", как то: общность территории, языка и культуры, единое государственно-административное управление, хозяйственно-экономическое пространство, социальная дифференцированность общества - у бурят в основном сложились к началу XIX в. Разумеется, определенная условность предлагаемой даты очевидна, поскольку попытки точного установления подобных хронологий сопряжены с немалыми сложностями.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей