В 90-х годах в среде бурятского народа происходили сложные этносоциальные и этнополитические процессы: сломались старые формы собственности и власти, в масштабах страны создавались новые политические и экономические структуры общества. Тенденции и векторы разлома старой системы и формирования новой в экономике региона были те же, что и в общероссийской экономике.
Из общих условий "реформирования" надо назвать два очень тяжелых фактора: во-первых, грубо насильственный характер слома ранее сложившейся системы и насаждения новой; во-вторых, быстрота протекания всеобщего развала. Эти два фактора очень болезненно повлияли на перестройку народного хозяйства республики вначале, и продолжают сказываться в настоящее время.
Здесь, естественно, центральное место занимает приватизация государственной собственности и появление новых экономических организаций в условиях складывания и внутреннего и внешнего рынка в регионе и государстве. В республике началось, во-первых, формирование крупного капитала в лице концернов, связанных с центрально-российской и международной валютно-финансовой олигархией, во-вторых, формирование отечественного "среднего" капитала, главным образом, акционированного и торгово-коммерческого типа. И, в-третьих, появились и численно быстро выросли "новые лавочники", владельцы небольших магазинов, киосков, павильонов, закусочных и т.д.
Как неизбежное следствие перестройки экономики начались изменения в социальной структуре общества. Национальный рабочий класс республики начал распадаться на разрозненные группы наемной рабочей силы, обслуживающей государственные, акционерные, частные и другие предприятия и компании. Заметная часть рабочего класса переходит в ряды люмпенов - группы постоянных и временно безработных. Распадается бурятское колхозное крестьянство, часть его ушла в фермерство, другая в ряды мелких торговцев, третья часть пополняет ряды сельских люмпенов. Оставшиеся в колхозах и совхозах крестьяне образуют группы ассоциированных сельскохозяйственных работников. Значительная дифференциация происходит среди бурятской интеллигенции. Часть ее перемещается в ряды новой номенклатуры и предпринимательские структуры. Из обширного слоя служащих - работников неквалифицированного, умственного труда, пенсионеров, учащихся, домохозяек, безработных и т.д. формируется, если можно так выразиться, "общенациональный элемент" - слой мелких лоточных торговцев. По одному этому феномену можно представить симптомы экономического и социального бедствия, постигшего народ. Заметную тенденцию роста обнаруживает бурятское буддийское духовенство. Однако существенно значимым фактором модернизации социальной структуры явилось зарождение начальных элементов нового буржуазного класса.
Начиная с 1991 г. в республике появляется достаточно многочисленный слой предпринимателей, коммерсантов, банкиров, менеджеров, маклеров, агентов недвижимости и т.д. Конечно, более эффективным способом замера параметров нарождающейся экономической и социальной структуры были бы, прежде всего анализы финансово-экономических и материально-ресурсных показателей, но, к сожалению, единых упорядоченных и верифицированных стоимостных данных движения капитала по республике не имеется. Лишь самые общие индексы финансовой и абсолютно числовой характеристики изменения структуры народного хозяйства могут дать определенное представление о происходящих сдвигах. К началу 1994 г. валовый общественный продукт имел прирост до 1 триллиона 69 млрд. 774 млн. руб., то есть более в 185 раза превышение по сравнению с 1990 г. и национальный доход достиг 658 млрд. 727 млн. руб., превысив прежний уровень более чем в 240 раз.
Здесь главным образом просматривается инфляционное разбухание стоимости недвижимых и оборотных средств, но можно несколько различить и общий рост движения товарной массы на рынке республики за счет импортно-экспортных операций. Косвенными индикаторами последнего могут служить показатели от розничной торговли, от поступления доходов от внешнеторговых операций, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, налогов с продаж и частных налогов с продуктов.
Чисто в хозяйственно-структурном отношении общая тенденция сокращения государственного сектора промышленности, транспорта, сельского хозяйства, переплетались с растущей тенденцией частнособственнического, особенно торгово-коммерческого сектора.
В начале 1995 г. в республике насчитывалось свыше 9 тысяч производственных, торгово-коммерческих, финансово-коммерческих предприятий частнокапиталистического и смешанного государственно-капиталистического характера. Это - 63 закрытых акционерных общества (ЗАО), 132 акционерных общества открытого типа (АООТ), 4253 товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), 1901 индивидуальных частных предприятий (ИЧП) и 2719 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), охватывающие практически все города и сельскохозяйственные центры республики. Но основные формирующие крупные финансово-торговые объединения и средние предприятия сосредотачиваются в столице - экономическом и индустриальном центре региона.
В Улан-Удэ базируются свыше 90% ЗАО, около 70% АООТ, 80% ТОО. В сельских районах почти 100% КФХ и 30% ИЧП. Предварительное рекогносцировочное ознакомление с ними показывает, что все крупные и средние городские акционерные объединения и предприятия имеют многонациональный состав сотрудников, состоящий в основном из русских и бурят, а в сельских районах мелкие частные хозяйства и предприятия дифференцируются по однонациональному составу работников.
Например, из 2719 крестьянских (фермерских) хозяйств 1931 хозяйство является бурятским, из 570 индивидуальных частных предприятий на селе 125 - бурятские.
В ракурсе поставленной проблемы очень существенны некоторые этноде-мографические и социально-культурные характеристики новых собственников и руководителей предприятий и хозяйств. Из общего состава собственников и руководителей 63 закрытых акционерных обществ 62% являются бурятами, из собственников и руководителей 132 акционерных обществ открытого типа -40% бурят, из собственников и руководителей 4253 товариществ с ограниченной ответственностью - 47% бурят. Хозяевами 992 индивидуальных частных предприятий являются лица бурятской национальности, что составляет 52% руководителей всех предприятий данного типа, а численность бурят в общем составе владельцев крестьянских (фермерских) хозяйств достигает 71%.
Таким образом, из первоначальных данных появления новых структурных элементов экономической и социальной деятельности можно заключить о достаточной активности процесса. Лишь в порядке гипотезы можно назвать ряд факторов, благоприятствующих развитию предпринимательской, коммерческой деятельности местного бурятского и русского населения региона.
Это, во-первых, наличие хороших природных и геоэкономических ресурсов края, во-вторых, наличие собственной национальной государственности, в-третьих, наличие стабильности межнациональных отношений между двумя народами, в-четвертых, достигнутый довольно высокий образовательно-профессиональный производственный потенциал населения, и, наконец, в-пятых, отсутствие, вернее слабое проявление конкурентной борьбы крупного международного компрадорского и метропольного монополистического капитала, который все еще не успел подобраться к Байкальскому региону. Однако процесс находится в начальной стадии, со временем все может измениться, в том числе соотношение позитивных и негативных факторов.
Небезынтересными представляются данные локального социологического наблюдения, проведенного социологом П.И. Осинским в конце 1993 г. среди группы предпринимателей г. Улан-Удэ.
Из бурятской группы опрошенных предпринимателей 38,7% респондентов оказались в возрасте от 20 до 30 лет, 40,6% — в возрасте от 31 до 40 лет, то есть почти 80% занимающихся бизнесом оказались люди молодого возраста. Среди них преобладают представители мужского пола (74%), женатые (63%). 83,3% из них имеют высшее образование, 5,6% — незаконченное высшее образование и 7,4% — среднее специальное образование. Это почти стопроцентно высокий уровень образования.
Далее, при постановке вопроса - из каких социальных слоев рекрутируются люди бизнеса, выявилась следующая картина: 27,4% предпринимателей — это инженерно-технические работники, 38,8% - интеллигенты, не занятые в материальном производстве, и 14,9% - руководители, ответственные работники предприятий, учреждений. Остальные источники пополнения: рабочие, служащие, студенты, крестьяне-колхозники и т.д. представляют всего по несколько процентов (например, рабочие - 7,5%).
По политическим взглядам большинство респондентов относятся к умеренно-демократическим, радикально-демократическим и центристским слоям общества (57,6%). Однако многие уклонялись от ответа, отвечая так: "затрудняюсь ответить", "вообще не интересуюсь политикой" и т.д. (31,6%).
Более широкую картину формирования социального слоя предпринимателей среди бурятского населения дают материалы исследования 1997 г. Госкомстата Республики Бурятия, дифференцированные нами путем вторичного анализа по показателю "национальность" и данные исследований отдела социологии ИМБиТ СО РАН, проведенных в 1998-1999 гг. При интерпретации этих материалов необходимо отметить, что по ряду суммарных показателей они не гармонируют с данными 1994-1995 гг. В силу того, что шел беспрерывный процесс реорганизации: распад, разорение, исчезновение одних, создание, укрепление, размножение других групп, предприятий, коммерческо-торговых заведений, фермерских хозяйств и т.д. К тому же возникали большие трудности по своевременной их регистрации и стандартизации. По итоговым показателям Госкомстата в 1997 г. в республике было 13 945 организаций различных форм собственности, в последующие годы их увеличение было незначительным.
Следует отметить, что при дифференциации групп предприятий в первую очередь на основе экономических критериев, в том числе цензовых оценок, учитывалась не только форма собственности, но и их отраслевое и территориальное распределение в пределах региона. При чрезвычайной трудности содержательной фиксации групп населения, занимающихся мелкой торговлей, индивидуально-трудовой деятельностью, исследователями была отработана выборочная совокупность, исходящая из 8 тысяч предприятий общего состава (генеральной совокупности).
В целом в современной экономической системе республики общая дифференциация (собственность на основе основных и оборотных средств недвижимости) может быть проведена в четырех основных категориях: 1) сверхкрупная; 2) среднекрупная; 3) малая и 4) мелкая, индивидуально-личностная.
В определенном соответствии с этим формирующийся класс собственников можно разделить на слои: 1) владельцев суперкапитала; 2) средних и крупных собственников; 3) представителей малого бизнеса и 4) представителей частной индивидуально-трудовой деятельности.
Говоря о первом слое собственников, группе лиц, контролирующих крупнейшие акционерные общества и кампании, мы имеем в виду акционерные общества в электроэнергетической системе, на которые приходится около четверти уставного капитала всех акционерных обществ.
В добывающей промышленности созданы 4 акционерных общества, в них было занято более 5,5 тыс. человек, их суммарный уставной капитал составил 0,2 млрд рублей, машиностроении - 10 акционерных обществ с численностью работающих в 21,4 тыс. человек, с величиной уставного капитала 1,8 млрд рублей. К ним примыкают акционерное общество "Амта", АО "Наран-союз-сервис", "Тонкосуконная мануфактура", АО "Улан-Удэ стальмост", АО "Селенгинский ЦКК", АО "Бурятзолото" и др. Здесь активно подвизается иностранный капитал. Например, совладельцами АО "Бурятэнерго", АО "Электросвязь", АО "Бурятзолото являются иностранные кампании, которым принадлежит до 35,5% акций. Владельцы контрольного пакета акций - руководители и менеджеры названных компаний и обществ являются олигархами местного, регионального масштабов. Следует отметить, что среди этого супервысшего слоя нет представителей бурятской национальности. Слой предпринимателей, финансистов, торговцев, менеджеров и т.д. из среды бурятского народа как слой собственников капитала, владельцев контрольных акций, руководителей предприятий формируется и функционирует в остальных трех сферах: среднее и крупное предпринимательство, малое предпринимательство и индивидуальное предпринимательство.
Следует отметить, что в ниже представляемых материалах социологического исследования с целью удобства изложенная категория "средние и крупные предприятия" обозначены сводным индексом "крупные предприятия". Материалы отражают ситуацию конца 1997 г., и, по расчетной 10% выборочной модели от общей генеральной совокупности, в среде предпринимательского слоя республики удельный вес лиц бурятской национальности составил свыше 40%. Их социальная характеристика такова.
Из общего состава предпринимателей и собственников бурятской национальности во главе крупных предприятий лица в возрасте 31—50 лет составили 89%, во главе малых предприятий - 66,2%, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью - 50%. Однако число лиц молодого возраста (20-30 лет) заметно возрастает в группе малых предприятий - 27,7% и особенно в группе занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью — 46,1%.
Число мужчин во главе крупных предприятий составило почти 80%, во главе малых предприятий — 41,5%, в группе занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью - 22,6%.
Таким образом, более половины малых предприятий развивается под руководством женщин, и они же составляют основную часть мелких, лоточных торговцев и так называемых "коробейников" (77,4%). По уровню образования предприниматели и собственники подразделяются следующим образом. Среди руководителей крупных предприятий – лица с высшим образованием и со вторым дипломом высшего образования — составили 66% , с неоконченным высшим и со специальным средним образованием — 18,5%, с общим средним образованием — 11,7%. Среди руководителей малых предприятий — лица с высшим образованием составили 86,2%, со специальным средним образованием— 11,5%.
В группе индивидуально-трудовой деятельности лица с высшим образованием составили 75%, со специальным средним образованием — 11,5%.
Очень важна проблема, из каких социальных слоев рекрутируется начальственная элита. В составе руководителей и владельцев крупных предприятий оказалось 24,5% бывших руководителей советских организаций и учреждений, 50,4% бывших инженерно-технических работников и др. специалистов, 20,3% бывших квалифицированных рабочих. В составе руководителей и владельцев предприятий: 33,7% бывших руководителей и 66,3% бывших инженерно-технических и других специалистов. В составе группы индивидуально-трудовой деятельности подавляющее большинство ассоциированных и неассоциированных крестьян (65%).
По своему социальному происхождению 29,4% руководителей и собственников крупных предприятий - дети интеллигентов и служащих, 53,9% дети крестьян и 15,7% - дети рабочих. В малых предприятиях - соответственно 68,2% дети интеллигентов и служащих, 10,9% крестьян и 11,6% - дети крестьян. Среди занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью 51 % — дети интеллигентов и служащих, 19,6% — дети крестьян и 23,5% — дети рабочих.
Эти данные подтверждают предварительную гипотезу о том, что занятые предпринимательством люди молодого и среднего возраста, главным образом, являются представителями технической и гуманитарной интеллигенции и госслужащих — управленцев с высшим и средним специальным образованием. Исключение составляет сфера индивидуальной трудовой деятельности.
В сфере крупного бизнеса дело начинали, имея собственные накопления 29,2% предпринимателей, на основе займов — 14,6% предпринимателей, на основе как собственного, так и заемного капиталов — 40,6% предпринимателей. В малом бизнесе на базе собственного капитала начали 33,6% предпринимателей, на основе займов — 14,3% на смешанных накоплениях — 22,7%. Здесь стартовые условия фактически были одинаковыми у бурятских предпринимателей с русскими, украинскими и другими предпринимателями в регионе. Но заметное различие проявилось при выявлении источника "кто помогал открыть предприятие?" Оказалось, что в крупном бизнесе у трети предпринимателей-бурят (27,7%) это были родственники и друзья. У других групп предпринимателей этот источник характеризуется значительно меньшими показателями. Здесь можно, наверное, отметить живучесть у бурят компонентов традиционной социальной организации — семейно-родственных отношений.
Переходя к общей оценке социальной структуры бурятского народа следует отметить, что на процесс распада ее элементов, отмеченный выше, наложились новые тенденции.
Процесс качественно новых изменений в социальной структуре бурятского населения республики развивается по крайней мере в пяти направлениях, в русле каждого из которых обнаруживается тенденция появления каких-то новых групп и слоев.
Верхние ступени социальной лестницы занимает высший слой управленцев, который можно назвать национальной региональной элитой. Характерная черта ее - сопряженность с формирующимся местным крупным капиталом и финансовой олигархией.
Следующая ступень - предприниматели, банкиры, коммерсанты, торговцы и т.д., то есть владельцы, имеющие в частной собственности различные предприятия - предтеча буржуазного класса в регионе. Об этом несколько подробно было сказано выше.
Третью по счету, самую многочисленную социальную группу образует основная масса трудового населения - рабочие, колхозники, интеллигенция и т.д. Это средняя группа, но вовсе не средний класс, ибо характерная черта жизнедеятельности этой группы на сегодняшний день - мучительный процесс адаптации к новым условиям жизни, по существу, борьба за социальное и физическое выживание.
Следующую четвертую ступень социальной лестницы занимают хронически бедствующие слои населения - группы пожилых и одиноких пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетных семей, переселенцев, беженцев. И, наконец, пятая – самая низшая ступень социальной иерархии – растущие в численном отношении асоциальные группы населения – алкоголики, наркоманы, проститутки, бомжи, воры и т.д.
Важно отметить характерную черту трансформационного процесса: зыбкость почвы под формирующимися социальными группами, расплывчатость контуров, границ их функционирования, перемещения этих групп.
Важно подчеркнуть, что в рассматриваемом регионе нет еще нового, так называемого среднего класса. Но его практически нет во всем нашем отечестве, в огромном, многомерном российском обществе.
Переходя к проблемам этнополитических процессов, происходящих в среде бурятского народа, целесообразно разделить их на три части: 1) Проблемы профессиональных и социальных интересов слоя нации, функционирующего в сфере государственного, политического управления бурятского чиновничества; 2) Проблемы формирующегося слоя нации в сфере демократических институтов (политических партий, общественных объединений и средств массовой информации); 3) Проблемы обширного слоя рядового бурятского населения, находящегося в сфере управления — подчиненных, или как говорили в недавнем прошлом, "ведомых партией и правительством". Мы останавливаемся в данном случае на трех категориях населения, представляющих основной состав бурятского этноса. Очень существенно здесь коснуться прецедентов недавнего прошлого. Не будет ошибочным утверждение, что политическое сознание и культура поведения массы населения в период социалистического строительства формировались и направлялись только в одном русле: доверия к руководящей политической партии и принципам незыблемости государственной и общественно-политической организации общества.
Любая личность или группа населения могли проявить деятельность только с целью "помощи" партии и государству в укреплении общественных устоев, и эта деятельность выражалась в собраниях, митингах, праздничных демонстрациях, а в повседневной жизни - в выполнении различных постоянных, временных и разовых общественных поручений, осуществляемых гражданами по линии парторганизации, профсоюза и комсомола. Эта структура сознания и поведения, как известно, культивировалась многие десятилетия. Но это - наружные, реактирующие параметры сознания человека. В его глубинных недрах происходят ложные явления. Каждый человек в зрелый период социализации постоянно впитывает в себя политические импульсы и у него формируются нормативы и ценности, которые кристаллизуют самые глубинные пласты его мировоззрения и мироощущения, которые могут настроить человека на конформность поведения и на внутреннее неприятие сложившихся политических реалий.
Интерес к политике чуть ли не с самого раннего возраста заложен в сознании человека, в этом смысле каждый человек — политик. Естественно, уровень отражения окружающей политической реальности у каждой личности собственный, зависящий от множества факторов, в первую очередь, уровня развития ее интеллекта и социальной организации ее жизни, и в этих же параметрах сугубо индивидуален почерк ее социального поведения. Однако очевидно и то положение, что за множеством разных личностных черт просматривается нечто общее, типичное, отражающее общественную систему в целом. Речь идет о феномене общественного сознания, которое в свою очередь и устойчиво, цельно и дискретно, разнородно.
Многоуровневость и противоречивость природы сознания особенно четко проявляется в переломные моменты общественного развития. Еще в 1980-е годы в нашем обществе политическая идеология социализма и советского строя представлялась нерушимой. Вместе с тем в нем быстро возрастали диссонирующие процессы: чувство сомнения, неверия, фальши многих постулатов социализма в сознании людей. Подтачивание политической идеологии общества несомненно имело обоснованием объективно возрастающие противоречия между государством и обществом, между привилегированной властвующей верхушкой, контролирующей и распоряжающейся государственной собственностью, и широкими массами трудящихся. Социальным последствием интерпретируемой системы противоречий явилось определенное отчуждение рядового человека от общественной собственности, от средств производства и результатов своего труда, от государственного и общественного управления. Депрессия политического сознания и политического протеста проявлялась по-разному, порой в весьма своеобразной форме. Одной из таких форм, на наш взгляд, явилось молчаливое взирание массы рядового населения на распад КПСС и советского строя. Наблюдалось равнодушие, даже во многих случаях одобрение происходящего городским и сельским населением. Последовавшие за этим социальные сдвиги вызвали еще большего масштаба внутреннюю борьбу и колебание политического настроя населения, переоценку ценностей и нормативов.
Еще в конце 80-х годов в обследуемом периферийном регионе общественно-политическая жизнь текла в прежнем русле: практически основная масса населения по-прежнему была индифферентна к активным факторам брожения.
В 1987 г. среди 1000 опрошенных трудящихся городов и сел Бурятии 65% людей никаких общественных поручений не выполняли, 31% людей выполняли разовые поручения по месту работы, и только 4% опрошенных (это в основном инженеры и учителя) имели постоянные общественные нагрузки. Вместе с тем на вопрос "Участвовали Вы за последние 5 лет в обсуждении или подготовке в письменной и устной форме (на собраниях, заседаниях и т.п.) документов?" – 39,9% опрошенных отметили, что были на собраниях, обсуждавших проекты законов страны, 24% присутствовали на обсуждении решения Совета народных депутатов, 57,6% - на обсуждении решений профсоюзных, партийных, комсомольских организаций или их выборных органов и 36,8% опрошенных - при обсуждении и ознакомлении с распоряжениями администрации предприятий, учреждений, колхозов и совхозов. В определенной мере созвучными являлись данные исследований 1990 г. по 44 малым селам республики, в совокупности представляющих содержательную модель малого села республики (Рандалов и др. 1993. С. 4-5). Из 1000 опрошенных глав семей на вопрос "Участвуете ли Вы в общественной, политической жизни района (колхоза) совхоза, села?" ответы распределились таким образом: не участвовали ни в каких общественных мероприятиях - 77% опрошенных; выполняли какие-либо отдельные поручения - 10,9%, имели небольшие общественные нагрузки - 9,6% (учителя, бухгалтеры, пенсионеры). При выяснении причин и мотивов такой массовой пассивности к общественной деятельности населением были даны различные объяснения, но главные заключались в следующем: во-первых, в признании отсутствия организующего начала ("никто не привлекал меня к общественной политической работе" -27,7% респондентов), во-вторых, в признании экономической несвободы ("нет времени заниматься общественной работой" - 30% респондентов, наконец, в-третьих, в признании бессмысленности этой функции в условиях их жизни ("нет смысла в общественно-политической работе, общественно-политическая работа вообще не нужна" - 15,7% респондентов). В этом ряду находится еще одна мотивировка, хотя на ее признание решилось немного людей - "не хватает образования, знаний, подготовки" - 6,9% респондентов. Вместе с тем в рассматриваемое время реакция на начавшуюся перестройку на общественной арене была более чем слабой, не фиксировалось возникновение инициативных групп, партий, движений, организация сходов, собраний, делегаций и т.д.
Что касается руководителей среднего и низового звена сельской периферии, то их участие в начавшейся перестройке находилось практически на нулевой отметке. Характерно, что оценку низкого уровня участия людей в перестройке рядовое население в первую очередь связывало с экономической несвободой и отчужденностью от средств производства и управления. В числе серьезных причин и факторов, обрекающих перестройку на провал, были отмечены: "бесправность и зависимость рядовых масс работников, отсюда их безразличие, ибо у них отнята власть, право распоряжения землей, средствами и продуктами труда" (27,5% респондентов), "слишком низкий уровень экономики села, запущенность хозяйства, быта, культуры, нищенское материально-техническое снабжение" (48,4%), "полная зависимость района, совхоза (колхоза) от вышестоящих органов (Министерства, Госплана, обкома и т.д.), их бесправность" (16,2%).
Крупные социальные сдвиги, связанные с экономическим и политическим крушением советского строя, еще не вызвали резкого развала традиционного общественного сознания, хотя начало эрозии было очевидно. Вплоть до середины 90-х годов у значительной части бурятского населения еще сохранялся советский менталитет. Характерно, что в обследованиях 1993 г. (1000 респондентов пропорционально из города и деревни) на вопрос о политических предпочтениях 43% опрошенных указали, что надо сохранить основы социалистического строя и только 8% отметили, что надо как можно быстрее надо переходить к частной собственности, капитализму. При этом 60,3% респондентов выразили позицию закрепления в новой Конституции социалистических принципов права народа на бесплатное медицинское обслуживание, образование, на труд, отдых, жилище, обеспечение старости. Но отмеченные коллизии общественного сознания не должны абсолютизироваться; новые подходы к осмыслению политической жизни проявлялись повсеместно. Основой их утверждения являлись новые политические события, вернее расширяющиеся политические процессы. В республике, как и по всей стране развивались демократические процессы создания нового государственного строя: была принята новая Конституция, были разработаны новая система выборов, новая структура высшей исполнительной и законодательной власти. При реальном участии населения республики были избраны Президент, парламент (Народный Хурал), на демократической основе назначено Правительство республики. Закладывались и другие элементы гражданского общества: свобода совести, печати, свобода коммерческой деятельности, организация политических партий, движений, собраний, демонстраций и т.д. В определенной мере адекватной являлась конверсия политического мышления. Отражение этого мы находим в материалах тех же обследований 1993 г. Например, на вопрос: "На какой же экономической основе должна строиться республика Бурятия?" - более 60% респондентов ответили: "на многоукладной экономике". На вопрос о политических принципах - позиции разделились - 21% респондентов: на принципах Президентской республики, 23% на принципах Парламентской республики и только 14,8% респондентов - на принципах преобразованного варианта Советов.
Вместе с тем очень важно отметить, что формирующиеся новые элементы общественного сознания прошли через тяжелый экономический кризис, депрессию общества, поверженного в бездонную пучину неплатежей зарплаты, пенсий, безработицы, преступлений, коррупции, духовной деградации граждан. Складывающаяся новая демократия, новые политические институты оказались, по сути, не способными защитить от них простого человека. Это не могло не вызвать у массы населения новую волну разочарования, политической апатии, отчуждения от реальных политических событий и процессов. Показательно, что при характеристике деятельности Верховного Совета и Правительства республики свыше 70% респондентов отказались от положительной оценки, лишь 17,5% указали, что Верховный Совет старается что-то делать, но эффекта от его деятельности мало. Так же оценивалась деятельность только что возникших политических партий и движений в республике. К ним отрицательно отнеслись, или же уклонились от оценки 62,2% респондентов, в принципе одобрили появление партий - 34,1% респондентов, но тут же указали, что не видят результатов их деятельности, 89,6% опрошенного населения не одобряли или же не имели представления о Бурят-Монгольской партии, движении "Нэгэдэл", такую же позицию выразили 93,9% респондентов относительно партии "Забайкальского русского союза".
В плане признания лидерства отдельных личностей в масштабах республики вниманию обследуемой группы бурятского населения были предложены фамилии более десяти наиболее часто упоминаемых в средствах массовой информации деятелей республики. Но ни один из них, за исключением Л.В.Потапова и В.Б. Саганова, не получил даже 4% рейтингового показателя. 47,8% респондентов вообще отказались кого-либо признать лидером. Только за Л.В. Потапова, как эффективно работающего руководителя выступили 17,8% респондентов, за В.Б. Саганова - 13,2% респондентов.
В целом анализ событий первой половины 90-х годов показывает, что политический переворот, ликвидация КПСС и советского строя подавляющую массу населения республики явно застали врасплох. Общественно-политическая апатия и пассивность населения сохранялись в течение первых лет перестройки и даже в постперестроечное время. Народ Бурятии, по существу, не воспринял ни одной из новых политических партий и движений, ни одну из многочисленных программ и манифестов.
Ситуация стала медленно меняться с конца 90-х годов. События в республике в 1997-1998 гг. обнаружили некоторые сдвиги в социально-психологическом настрое населения, его заинтересованность в том, что происходит в регионе. Свидетельством этого явилась определенная политическая консолидация русского и бурятского населения вокруг президента Л.В. Потапова во время его избрания на первый в 1994 г., второй в 1998 г. и третий в 2002 г. Президентский срок, а также вокруг мэра города Г.А. Айдаева в выборную кампанию. Такие же симптомы наблюдались в процессе формирования Народного Хурала, когда депутаты бурятской национальности шли от русского электората, депутаты русской национальности имели широкую поддержку бурятского электората. В целом эта позитивная тенденция сохраняется по настоящее время.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей