Бурятский лунно-звездный календарь

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Красноречивым свидетельством того, что представления о календаре как системе исчисления равновременных промежутков времени в этнической куль­туре бурят сложились в связи с формированием представлений о лунном кален­даре, является полисемантичность бурятского термина hapa, который включает в себя несколько понятий сразу: название планеты Луна, месяц как календарная единица и календарь - цикличная система счета времени. Последнее подтвер­ждается тем, что официальный григорианский календарь, принятый в Россий­ском государстве, восточные буряты называли ород hapa - русский календарь, а лунный календарь 12 и 60-летнего цикла, воспринятый от монголов, - монгол hapa - монгольский календарь.

В календарной культуре бурят выявляется тип лунно-звездного календаря круглого года с двумя сезонами, представляющий собой симбиоз звездного и лун­ного календарей. Особенностью данного календаря является традиция учета вре­мени в разных сезонах по разным типам месяцев, в целом же в годовом цикле ста­бильно насчитывалось 13 месяцев. Это обстоятельство было обусловлено тем, что учет месяцев в сезоне холодов — периоде астрономической видимости созвез­дия Плеяд производился по 27-дневным сидерическим (звездным) месяцам.

В теплый сезон время учитывалось по 30-дневным синодическим месяцам. Отсчет суток в этом типе календаря начинался с вечера.

Согласно этому типу календаря восточные буряты делили годовой цикл на длительный осенне-зимне-весенний сезон холодов и короткий сезон тепла. В ка­честве ориентира в определении начала и завершения сезонов выступали схож­дение Луны с Плеядами на 19-й лунный день (август) и заход созвездия за зем­ной горизонт, по времени совпадающий с майским новолунием.

Поэтому календарю, в значении новогоднего праздника у восточных бурят, еще во второй половине XIX столетия выступали осенние торжества под назва­нием санга hара с обрядами кровавых жертвоприношений домашних животных, которые были приняты у бурят-шаманистов. Название же праздника восходит к корню сан/han, в языках тунгусо-маньчжурских народов имеющему широкий спектр понятий, логично связанных между собой единой оперативной функцией, лежащей в контексте обрядовых действий новогоднего праздника. Это разжига­ние дымокуров, нанесение зарубки на дереве, расщепление дерева, бирка с за­рубками и календарь, представляющие собой действия и предметы, относящие­ся к семантическому кругу (пучку) понятий - год, Новый год, новогодний празд­ник, календарь как система счета времени.

Весенний праздник восточных бурят, устраивавшийся по этой календарной системе, назывался сайга и его ведущей особенностью являлось ритуальное кро­пление первого молока. По своему названию и содержанию весенний праздник восточных бурят обнаруживает генетическую связь с культурой тюркских ско­товодческих народов Сибири. Так, например, сезон лета у якутов означается термином сайын. Исходя из двух основных дат календаря, деливших год на два неравных по длительности сезона, можно сказать, что лунно-звездный кален­дарь восточных бурят обслуживал нужды охотничье-скотоводческого типа хо­зяйства.

Структура варианта лунно-звездного календаря, функционировавшего у за­падных бурят, была более приспособлена к сезонной смене деятельности в об­ществе со скотоводческим типом хозяйства со стойловым и пастбищным содер­жанием скота. Западные буряты начало года по этому календарю отмечали со дня схождения Луны в фазе полноты с созвездием Плеяд, которое наблюдается в октябре. В годовом цикле выделялись зимне-весенний и летне-осенний сезоны.

В архетипе лунно-звездного календаря бурят представление о движении времени соотносилось с передвижением в суточном и сезонном цикле небес­ных объектов. Движение времени в холодном сезоне года ассоциировалось с перемещением на небе точки восходов созвездия Плеяд в направлении вос­ток-запад. В теплом сезоне года - с движением Луны от фазы новолуния в мае до фазы полнолуния в октябре у западных бурят, у восточных бурят - до 19-го лунного дня в августе.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Дашиева Н. Б. | Источник(и): Буряты. Народы и культуры. - М. Наука, 2004 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015