В лунно-солнечном календаре бурят, совмещенном с периодом обращений созвездия Орион и Сириуса, в качестве даты наступления нового годового цикла выступали дни, предваряющие день летнего солнцеворота.
В качестве идейной основы этого типа календаря у бурят выступает универсальный для скотоводческих народов Центральной Азии и Сибири сюжет космогонического мифа о трех маралах (три звезды пояса созвездия Орион) и небесном стрелке (Сириус). Главной отличительной чертой этого мифа является то, что на смену идее о краже Солнца и его возвращении, свойственного архаическим календарным мифам охотников, приходит представление о творении Солнца в течение ночи и его рождении на рассвете.
Смена основного мифологического кода календаря, присущего культуре охотников, у скотоводческих народов коррелировала со сменой мировоззренческих аспектов, связанных с представлениями об истоках жизни и смерти. Если в архаических мифах творения лоси уносят Солнце, то новые идеи отводят небесным маралам роль матерей-прародительниц, источника рождения Солнца. Последнее в мифе выражено в акцентировании места попадания стрелы небесного стрелка в живот - умай одной из трех самок небесного марала. В суточном цикле это событие происходит на рассвете, перед восходом Солнца.
В языках тюрко-монгольских и тунгусо-маньчжурских народов Сибири и Центральной Азии с термином умай соотносятся понятия май/умай/пай/оми, означающие сакральную субстанцию солнечной природы - душу.
Семантически "стрельба в живот" выступает метафорой сексуального акта, посредством которого мужское божество творило (закладывало) душу в утробу женского божества, а то, в свою очередь, наделяло ею порождаемое существо – Солнце. В связи с этим мифологический сюжет о космическом стрелке, поразившем перед утром живот одной из самок небесных маралов, представляется мифом творения с мотивом рождения Солнца от божественной пары — Мать-зверя и небесного стрелка с функцией фаллического божества, представленных в образе звезд.
В шаманской мифологии бурят образу трех небесных маралов соответствуют образы трех богинь Майлган с функциями "творцов душ людских", покровительниц деторождения и рожениц. В качестве же небесного стрелка с функциями божественного первопредка и громовника выступает божество Хухэдэй Мэргэн. Такое же значение Сириус и Орион имеют в мифологии монголов и тюркских народов Южной Сибири.
Таким образом, единая для ряда тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Сибири сюжетная линия мифа отражает общие для скотоводческих народов региона календарные исчисления, ориентированные на астрономические циклы обращения созвездия Орион и Сириуса.
В традиционной культуре бурят, в структуре суток, обусловленных этим мифом, период ночи воспринимается как время творения нового Солнца, утро – время рождения, день - молодости, вечер - старения. У бурят отсутствует понятие "смерть Солнца", что оценивается как отражение универсальных представлений о циклично развивающемся времени в солнечных календарях.
В календарных представлениях, обусловленных сюжетом мифа с мотивом рождения Солнца самкой небесного марала, смерть не мыслилась окончательной и бесповоротной, а имелась в виду "смерть - новое творение-рождение".
Механизм функционирования этой идеи проявляется в свете качественного восприятия пространства в архаических мифах рождения, "где всякое порождение, в конечном счете, сводится к перемещению и к превращению" (Мелетинский. 1995. С. 196). Отсюда, теленок (Солнце), рождаемый космической матерью (самкой марала) на рассвете, перемещаясь изнутри наружу, превращается в Солнце. Данный механизм применим и к обратному процессу, когда Солнце после заката вновь перемещается (возвращается) в утробу (умай) космической матери-зверя в образе звезды и с этого момента начинается новый суточный цикл, состоящий из двух частей. Первая часть - период творения Солнца - ночь, вторая - утренний заход звезд и созвездий, период жизни Солнца - день.
В целом в суточном цикле выделялись шесть частей. В пространственном отношении модели шестичастных суток, соответствовала модель шестигранного мира и как его универсальный образ - шестистенная юрта бурят.
В представленной схеме стрела охотника, поражающая на рубеже дня и ночи живот космической самки, в силу причастности к акту рождения является маркером центра.
В графическом осмыслении движение в течение ночи - в суточном цикле и в течение зимне-весеннего сезона - в годовом цикле, представляется в виде вектора с направлением "запад-восток" (против хода Солнца), а временной - с вечера до утра. Это период мифологического творения Солнца. Период жизни Солнца, протекающий с рассвета до заката, в суточном цикле соотносится с его движением в периоде летне-осеннего сезона. В пространственном отношении движение времени в этот период суток и года представляется как вектор, направленный с востока на запад. В графической модели мира, представленной сторонами света, выстраивались два семантических ряда, сходящихся в точке "восток". Первый: запад-начало творения - север-середина - восток-конец творения. Из него вытекал второй: восток-рождение - юг-молодость - запад-старость (смерть-перерождение). Семантически точка "запад" является пространственным коррелянтом понятия "внутренний" и одновременно обладает двумя противоположными функциями - смерть и новое перерождение. Отсюда коррелянтом востока - пространственного центра выступает гора - центр и мировая вертикаль, соединяющая сакральный верх и рождающий низ, внутренний и внешний.
В мировоззрении общества с таким календарем, обряды, соотнесенные по времени с днями сезонного восхода Сириуса (июль, восток), знаменовали начало нового творения Солнца и совершенного мира - Новый год. С этой датой в традиционной культуре бурят совпадают летние обряды с молениями о дожде с ритуальной стрельбой из лука.
Это обстоятельство определяет исключительное значение созвездия Орион и Сириуса в календарной культуре ряда народов Центральной Азии и Сибири. Архетип же календаря, в структуре которого присутствовали сутки с двумя разными по содержанию частями, относится к прообразу календаря солнечного цикла.
В заключении еще раз отметим, что календарь и календарная обрядность бурят представляет собой сложное явление, обусловленное, с одной стороны – многопрофильностью и сочетанием разных типов хозяйства у локальных групп бурятского народа, с другой — сложностью этнической и культурной истории бурятского народа.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей