К числу крупнейших бурятских летописцев относятся Вандан Юмсунов, Дамби-Жалсан Ломбоцэрэнов, Шираб-Нимбу Хобитуев, Тугэлдэр Тобоев, Цэдэбжаб Сахаров, Будажаб Будаев и др.
Вандан Юмсунов, автор одного из самых крупных и известных летописных сочинений "Хориин арбан нэгэн эсэгын уг изагуурай туужа" (История происхождения одиннадцати хоринских родов, 1875), родился в 1823 г. в Are. Родители его (отца звали Юмсун Уннуев) с малолетними детьми перекочевали из Аги в Кижингинскую долину, в местность Доодо-Худан. Вандан блестяще окончил школу, созданную английскими миссионерами, где изучались арифметика, алгебра, геометрия, латынь, английский, старомонгольский и тибетский языки. Служил чиновником в канцелярии Хоринской степной думы. Продолжительное время являлся главою саганского рода хоринских бурят.
Известно, что В. Юмсунов, кроме летописи "История происхождения одиннадцати хоринских родов", написал еще ряд работ. Его перу принадлежат такие труды, как "Тэдэ агууехэ дээдэ эзэн император одоо сагта амгаланаар айладагша 2-дугаар Александр Николаевичай 3-дугаар тайжа ехэ князь Алексей Александровичай Байгалай умэнэхи областиин нютагуудаар заларан гэгээруулсэн баясхаланта сагай ушарта зорюулсан дурасхаал тэмдэг" (Памятные записки о пребывании в Забайкалье цесаревича Алексея, третьего сына покойного императора Александра II), "Арба нэгэн эсэгын Хориин ахалагша тайшаа Цэдэб Бадмын болон зуун хуасай отогой гулваа шулэнгэ Цэдэн-Доржо Аюушын - эдэ хоерой 1876 ондо эзэн Санкт-Петербург ниислэл хото аяншалсан ушар" (Поездка в 1876 г. в Санкт-Петербург главного хоринского тайши Цэдэба Бадмына и главы хуацайского рода Цэдэн-Доржо Аюушина). Кроме того, В. Юмсунов перевел на старомонгольский язык книгу профессора-монголоведа A.M. Позднеева "Ургинские хутухты". Им записано большое количество бурятских и монгольских сказок и легенд, вошедших в более поздние публикации.
Дамби-Жалсан Ломбоцэрэнов известен как автор исторической летописи "Сэлэнгын монгол-буряадуудай туухэ" (История селенгинских монгол-бурят), написанной в 1868 г. Им написаны еще несколько исторических хроник. Это "Повествование о происхождении шести родов монгол-бурят Селенгинской степной думы Верхнеудинского округа", "Заметки о роде хатагин" и др. Д-Ж. Ломбоцэрэнов является соавтором крупной исторической летописи "Бишыхан запискэ". В конце летописи "История селенгинских монгол-бурят" говорится: "Эту историю составил главный тайша селенгинских монгол-бурят убаши Дамби-Жалсан Ломбо-Цэрэнэй". Предок его - шуленга Мату Шишийн в качестве помощника Саввы Владиславича (Рагузинского), чрезвычайного и полномочного посла Российского государства, участвовал в 1727 г. в установлении российско-монгольской (российско-китайской) границы. Внук Мату Шишийн - Тармай Бидайин в 1747 г. получил звание шуленги. Аюуша, сын Тармая, в 1767 г. становится пятидесятником в бурятском казачьем войске. Сын Аюуши Туруту получил эту должность в 1781 г. Сын Туруту Ломбоцэрэн в 1807 г. был утвержден главным тайшой бурят Селенгинской степной думы. Дамби-Жалсан был его сыном. За заслуги в распространении буддизма в бурятском обществе ему было присвоено почетное религиозное звание убаши. Д.-Ж. Ломбоцэрэнов занимал должность главного тайши селенгинских бурят в течение 14 лет в середине XIX в.
Цэдэбжаб Сахаров вошел в историю как автор наиболее значительных сочинений по истории баргузинских бурят. Его перу принадлежат такие летописи-хроники, как "Баргажанай буряадай туухэ бэшэг" (История баргузинских бурят), "Баргажанай буряадуудай далайн хойноос 1740 ондо нуужэ ерэсэн туухэ домог" (История перекочевки в Баргузин в 1740 г. баргузинских бурят с севера моря (Байкала) под предводительством Ондрея Шибшеева). Некоторые считают, что соавтором "Истории баргузинских бурят" был брат Цэдэбжаба Цыванжаб (Николай).
Первое историческое сочинение о баргузинских бурятах появилось на русском языке в 1869 г. Автором сочинения, опубликованного в "Иркутских губернских ведомствах" под названием "Об инородцах, обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области" был Цыванжаб Сахаров. Это произведение перепечатано в "Трудах Института востоковедения АН СССР" в 1935 г. Долгое время его считали наиболее ранним сочинением о баргузинских бурятах. Однако не так давно стала известна анонимная летопись "Баргажан-у хуушан домог-ун тобчи тэды-ин угуулэл" (Краткое повествование о старинной истории Баргузина). Ценным источником является "Сокращенная история баргузинских бурят с присовокуплением документов", написанная Цэжэб Цэрэновым.
Цэдэбжаб Сахаров родился в 1839 г. После окончания Верхнеудинского уездного училища работал учителем. Отец его Сахар Хамнайн (Хамнаев) был главным тайшой баргузинских бурят. После смерти своего брата Цэрэнжаба, тоже главного тайши, Цэдэбжаб был избран на эту должность.
"История баргузинских бурят" считается наиболее значительным сочинением по истории баргузинских бурят, написанным на старописьменном монгольском (старобурятском) языке. Эта летопись была издана на старомонгольском и русском языках в 1935 г. в Ленинграде с примечаниями известных ученых-монголоведов и тибетологов А.И. Вострикова и Н.Н. Поппе. Вошла эта летопись и в книгу Г.Н. Румянцева "Баргузинские летописи" (1956), в издания "Буряадай туухэ бэшэгууд" (1992) и "Бурятские летописи" (1995).
Тугэлдэр Тобойн (Тобоев) является автором летописи "Хориин ба Агын буряадуудай урда сагай туухэ" (Прошлая история хоринских и агинских бурят), написанной в 1863 г., оригинал которой на монгольском языке хранится в рукописном фонде Санкт-Петербургского филиала ИВ РАН, в фонде Цыбена Жамцарано. В 1935 г. летопись была издана на старомонгольском языке в Ленинграде проф. Н.Н. Поппе, а в 1941 г. - на русском языке в его же переводе. Летопись "Прошлая история хоринских и агинских бурят" представлена в книгах "Буряадай туухэ бэшэгууд" и "Бурятские летописи".
Тугэлдэр Тобоев с 1859 по 1878 г. был главным тайшой агинских бурят. Его предок Хабанши служил в 1705 г. проводником при полковнике русской службы Скрипицыне, побывавшем в Бурятии. За оказанные услуги Хабанши были предоставлены льготы по податям и повинностям. Большинство предков Т. Тобоева были зайсанами: Хидан, сын Хабанши, сын и внук Хидана. Свою карьеру Тугэлдэр начал рано. В 1814 г. он был писарем главного агинского зайсана, а с 1819 г. стал сам зайсаном восточно-хуацайского рода. В 1842 г. Тугэлдэр Тобоев был избран вторым тайшой агинских бурят. За усердие на службе награжден серебряным кортиком. За заслуги по внедрению земледелия в хозяйство агинских бурят Тобоев представлен к серебряной медали на анинской ленте, чину коллежского регистратора, а в 1858 г. произведен в кавалеры Ордена Станислава третьей степени. В период работы главным тайшой Агинской степной думы не раз награждался орденами и медалями.
Тугэлдэр Тобоев был образованным и высококультурным деятелем, принципиальным руководителем, проявлявшим неустанную заботу о процветании своего народа. Будучи буддистом, он не пренебрегал шаманскими традициями. Тобоев решительно выступал за сохранение и приумножение исторических традиций и обычаев, подчеркивал этническое и историко-культурное единство монгольских народов, активно боролся со всякого рода преступными элементами, любителями азартных игр, пьяницами, расхитителями народного добра. Тугэлдэр Тобоев остался в памяти народа как весьма уважаемый и авторитетный тайша, а труд его - летопись о прошлой истории хори-бурят до сих пор остается ценнейшим историческим источником.
Автором широко известной летописи "Хориин арбан нэгэн эсэгын буряад зоной туухэ" (История бурятского народа одиннадцати хоринских родов), написанной в 1887 г., является Шираб-Нимбу Хубитын (Хобитуев), зайсан галзутского рода хори-бурят. Дословно название летописи по бурятски звучит так: "Орос гурэн-у Зуун Сибириин дотор суугша буряад хэмээхэ ясатан зон-у туухэ". Имеются сведения о том, что, находясь за Байкалом, на бурят-монгольской территории князь Эспер Ухтомский обратился к бурятским родоначальникам с просьбой подготовить исторические записки о бурятских родах и племенах. Летопись Ш-Н. Хобитуева относится к числу этих заказных работ.
Шираб-Нимбу Хобитуев был известен как умелый организатор, пользовавшийся широкой популярностью в народе. Продолжительное время он занимал должности зайсана, помощника главного тайши Хоринской степной думы. Неоднократно выполнял ответственные поручения народа как полномочный представитель хоринских бурят. Как известно, по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Синельникова началось преследование верующих буддистов, осквернение религиозных святынь бурятского народа. Ш.-Н. Хобитуев во главе депутации хори-бурят в 1872 г. прибыл в Санкт-Петербург и удостоился приема у царя. Хобитуев и сопровождавшие его делегаты сумели убедить царя в неправильности действий сибирских администраторов, добились осуждения действий генерал-губернатора и снятия всех ограничений в вероисповедании бурят. Хобитуев регулировал земельные конфликты с русскими поселенцами. Он представлял бурятский народ на Всемирной выставке в Вене, открывшейся в 1872 г.
Следует упомянуть имя весьма плодовитого летописца Будажаба Будаева, заседателя Селенгинской степной думы, написавшего в конце XIX - начале XX в. ряд оригинальных историко-хроникальных сочинений ("История селенгинских шести родов", "История селенгинских монгол-бурят", "О принятии буддизма шестью селенгинскими родами", "История селенгинского казачества" и др.). Всего им написано более десяти летописных сочинений.
Содержательное историческое сочинение "Сэлэнгын монгол-буряадууд ту-хай туухэ бэшэг" (Историческое повествование о селенгинских монгол-бурятах) в 1887 г. написал тайша, глава харанутского рода Сайнцак Юмов.
Переселению отдельных групп западных бурят в Забайкалье посвящена летопись "Эхирид булагад соогол эсэгын зоной туухэ бэшэг" (История рода Соогол эхирит-булагатского народа), написанная в 1910 г. Дашанимой Ендоновым. Сочинение Ендонова очень важно ввиду недостаточности летописных источников по истории данной группы бурят.
Долсам-Доржо Гемпилон, творивший в первой половине XIX в., выступает в качестве автора летописи "Турын отогой туухэ" (История образования подгородного рода). Гемпилон принадлежал к этому достаточно известному и состоятельному селенгинскому отоку, основателем которого был Андахай, выходец из Халха-Монголии. Долсам-Доржо имел почетное духовное звание тойн, которое давалось главным образом лицам аристократического происхождения. Кроме того, он имел степень гелуна. Монголовед Н.П. Шастина отмечала, что Д.-Д. Гемпилон был духовным наставником главного тайши Селенгинской степной думы Юмдэлэка (Дамби-Жалсана) Ломбоцэрэнова и тайши Шираб-Ниндака Вампилова (Шастина. 1964. С. 147-148). С помощью Ломбоцэрэнова Гемпилон выстроил буддийский храм. Кроме того, он распоряжался двумя дацанами, о которых сообщал в письме монголоведу-казанскому ученому О.М. Ковалевскому, с которым познакомился и сблизился во время пребывания последнего в Забайкалье в 1828—1833 гг. Гемпилон участвовал в комплектовании библиотечек для Казанского университета, участвовал в отправке четырех бурятских мальчиков на учебу в Казань, в подборе из среды бурятской интеллигенции учителей-наставников для Казанской гимназии и сотрудников для типографии университета в Казани. Как известно, О.М. Ковалевский поощрял бурятских летописцев, составлявших исторические сочинения. Так, например, по его просьбе и была составлена одна из самых крупных летописей "Бишыхан запискэ". Вполне вероятно, что он внушил Гемпилону мысль написать историческую хронику о Тураевом роде. Судя по его письмам, они часто встречались и беседовали, читали вместе сочинения на монгольском и тибетском языках, в частности буддийские произведения ("Сутру свершения тайного обета", "Книгу наставлений хранителей учения" и др.).
Выдающийся религиозный и общественно-политический деятель Агван Доржиев является автором ряда произведений по проблемам морали и нравственности, по истории и идеологии буддизма, в частности таких работ, как "Житие победоносно отошедшего Всемогущего, именуемое "Солнечный свет, кратко раскрывающий лотос учения", "Краткая биография святого Учителя и принца Буянта" и др. Его перу принадлежит историческое (летописное) сочинение "Монгол-буряад улас анхан хаанаас тасаржа, ямар орондо, али сагта, хэн хаантай суужа байгсан тухай хуряангы туухэ бэшэг" (Краткая история о том, где, в какой стране, в какое время, под властью каких ханов жил монгол-бурятский народ), опубликованное в 1906-1907 гг. литографическим способом в типографии Ацагатского дацана.
Существуют летописи и исторические хроники, написанные коллективом авторов. Примером тому является "Бишыхан запискэ", состоящая из более десятка исторических записок об отдельных родах не только селенгинских бурят, но и других бурятских родов. Последняя глава летописи рассказывает об истории перехода отдельных родов западных бурят из Предбайкалья в Забайкалье, в долину р. Селенга. Авторы летописи "Бишыхан запискэ" - авторитетные деятели селенгинских родов первой половины XIX в. Среди них: тайши Д-Ж. Ломбоцэрэнов, Ниндак Вампилов, родоначальники - зайсаны, шуленги Юмдаша Буян-тын (сонгольский род), Банзаракци Гениндашын (сартульский род), Цэдэб Гэсэрэй (род узон), Ринчиншойдор Замбалын (подгородный род), табангутские зайсаны Ешидоржо Галсанай, Дугаржаб Ленхобын, Цэбэн Норбын.
Следует упомянуть имена таких известных бурятских летописцев, как Аюуша Очирой, Аюуша Саагиев (Сахьяев), Соло Ванданов, Доржо Дарбаев, Жигжид Галсанов, Р. Санжиев, Ц.-Д. Бадмацэрэнов, Ю. Лумбунов, Эрхэтуев, Лубсанов и др., которые являются авторами содержательных летописных произведений.
Заслуги бурятских летописцев очевидны. Их сочинения, созданные на старомонгольской письменности, которая являлась основой бурятского литературного (письменного) языка до начала 30-х годов XX в., вошли в золотой фонд бурятского летописного наследия и составляют в общебурятской литературе популярный жанр. Бурятские летописи представляют собой ценнейшие источники по истории и традиционной культуре бурят-монгольского народа.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей