Бурятские летописцы – первые историки Бурятии

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

К числу крупнейших бурятских летописцев относятся Вандан Юмсунов, Дам­би-Жалсан Ломбоцэрэнов, Шираб-Нимбу Хобитуев, Тугэлдэр Тобоев, Цэдэбжаб Сахаров, Будажаб Будаев и др.

Вандан Юмсунов, автор одного из самых крупных и известных летописных сочинений "Хориин арбан нэгэн эсэгын уг изагуурай туужа" (История происхо­ждения одиннадцати хоринских родов, 1875), родился в 1823 г. в Are. Родители его (отца звали Юмсун Уннуев) с малолетними детьми перекочевали из Аги в Кижингинскую долину, в местность Доодо-Худан. Вандан блестяще окончил школу, созданную английскими миссионерами, где изучались арифметика, алгеб­ра, геометрия, латынь, английский, старомонгольский и тибетский языки. Слу­жил чиновником в канцелярии Хоринской степной думы. Продолжительное время являлся главою саганского рода хоринских бурят.

Известно, что В. Юмсунов, кроме летописи "История происхождения один­надцати хоринских родов", написал еще ряд работ. Его перу принадлежат такие труды, как "Тэдэ агууехэ дээдэ эзэн император одоо сагта амгаланаар айладагша 2-дугаар Александр Николаевичай 3-дугаар тайжа ехэ князь Алексей Александровичай Байгалай умэнэхи областиин нютагуудаар заларан гэгээруулсэн баясхаланта сагай ушарта зорюулсан дурасхаал тэмдэг" (Памятные записки о пребывании в Забайкалье цесаревича Алексея, третьего сына покойного импе­ратора Александра II), "Арба нэгэн эсэгын Хориин ахалагша тайшаа Цэдэб Бадмын болон зуун хуасай отогой гулваа шулэнгэ Цэдэн-Доржо Аюушын - эдэ хоерой 1876 ондо эзэн Санкт-Петербург ниислэл хото аяншалсан ушар" (Поездка в 1876 г. в Санкт-Петербург главного хоринского тайши Цэдэба Бадмына и гла­вы хуацайского рода Цэдэн-Доржо Аюушина). Кроме того, В. Юмсунов перевел на старомонгольский язык книгу профессора-монголоведа A.M. Позднеева "Ургинские хутухты". Им записано большое количество бурятских и монгольских сказок и легенд, вошедших в более поздние публикации.

Дамби-Жалсан Ломбоцэрэнов известен как автор исторической летописи "Сэлэнгын монгол-буряадуудай туухэ" (История селенгинских монгол-бурят), на­писанной в 1868 г. Им написаны еще несколько исторических хроник. Это "По­вествование о происхождении шести родов монгол-бурят Селенгинской степной думы Верхнеудинского округа", "Заметки о роде хатагин" и др. Д-Ж. Ломбоцэрэнов является соавтором крупной исторической летописи "Бишыхан запискэ". В конце летописи "История селенгинских монгол-бурят" говорится: "Эту исто­рию составил главный тайша селенгинских монгол-бурят убаши Дамби-Жалсан Ломбо-Цэрэнэй". Предок его - шуленга Мату Шишийн в качестве помощника Саввы Владиславича (Рагузинского), чрезвычайного и полномочного посла Рос­сийского государства, участвовал в 1727 г. в установлении российско-монголь­ской (российско-китайской) границы. Внук Мату Шишийн - Тармай Бидайин в 1747 г. получил звание шуленги. Аюуша, сын Тармая, в 1767 г. становится пяти­десятником в бурятском казачьем войске. Сын Аюуши Туруту получил эту долж­ность в 1781 г. Сын Туруту Ломбоцэрэн в 1807 г. был утвержден главным тайшой бурят Селенгинской степной думы. Дамби-Жалсан был его сыном. За заслуги в распространении буддизма в бурятском обществе ему было присвоено почетное религиозное звание убаши. Д.-Ж. Ломбоцэрэнов занимал должность главного тайши селенгинских бурят в течение 14 лет в середине XIX в.

Цэдэбжаб Сахаров вошел в историю как автор наиболее значительных сочи­нений по истории баргузинских бурят. Его перу принадлежат такие летописи-хро­ники, как "Баргажанай буряадай туухэ бэшэг" (История баргузинских бурят), "Баргажанай буряадуудай далайн хойноос 1740 ондо нуужэ ерэсэн туухэ домог" (История перекочевки в Баргузин в 1740 г. баргузинских бурят с севера моря (Бай­кала) под предводительством Ондрея Шибшеева). Некоторые считают, что соав­тором "Истории баргузинских бурят" был брат Цэдэбжаба Цыванжаб (Николай).

Первое историческое сочинение о баргузинских бурятах появилось на рус­ском языке в 1869 г. Автором сочинения, опубликованного в "Иркутских гу­бернских ведомствах" под названием "Об инородцах, обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области" был Цыванжаб Сахаров. Это произведе­ние перепечатано в "Трудах Института востоковедения АН СССР" в 1935 г. Дол­гое время его считали наиболее ранним сочинением о баргузинских бурятах. Од­нако не так давно стала известна анонимная летопись "Баргажан-у хуушан домог-ун тобчи тэды-ин угуулэл" (Краткое повествование о старинной истории Баргузина). Ценным источником является "Сокращенная история баргузинских бурят с присовокуплением документов", написанная Цэжэб Цэрэновым.

Цэдэбжаб Сахаров родился в 1839 г. После окончания Верхнеудинского уездного училища работал учителем. Отец его Сахар Хамнайн (Хамнаев) был главным тайшой баргузинских бурят. После смерти своего брата Цэрэнжаба, тоже главного тайши, Цэдэбжаб был избран на эту должность.

"История баргузинских бурят" считается наиболее значительным сочинени­ем по истории баргузинских бурят, написанным на старописьменном монголь­ском (старобурятском) языке. Эта летопись была издана на старомонгольском и русском языках в 1935 г. в Ленинграде с примечаниями известных ученых-мон­головедов и тибетологов А.И. Вострикова и Н.Н. Поппе. Вошла эта летопись и в книгу Г.Н. Румянцева "Баргузинские летописи" (1956), в издания "Буряадай ту­ухэ бэшэгууд" (1992) и "Бурятские летописи" (1995).

Тугэлдэр Тобойн (Тобоев) является автором летописи "Хориин ба Агын бу­ряадуудай урда сагай туухэ" (Прошлая история хоринских и агинских бурят), на­писанной в 1863 г., оригинал которой на монгольском языке хранится в рукопис­ном фонде Санкт-Петербургского филиала ИВ РАН, в фонде Цыбена Жамцарано. В 1935 г. летопись была издана на старомонгольском языке в Ленинграде проф. Н.Н. Поппе, а в 1941 г. - на русском языке в его же переводе. Летопись "Прошлая история хоринских и агинских бурят" представлена в книгах "Буряа­дай туухэ бэшэгууд" и "Бурятские летописи".

Тугэлдэр Тобоев с 1859 по 1878 г. был главным тайшой агинских бурят. Его предок Хабанши служил в 1705 г. проводником при полковнике русской службы Скрипицыне, побывавшем в Бурятии. За оказанные услуги Хабанши были пре­доставлены льготы по податям и повинностям. Большинство предков Т. Тобоева были зайсанами: Хидан, сын Хабанши, сын и внук Хидана. Свою карьеру Ту­гэлдэр начал рано. В 1814 г. он был писарем главного агинского зайсана, а с 1819 г. стал сам зайсаном восточно-хуацайского рода. В 1842 г. Тугэлдэр Тобо­ев был избран вторым тайшой агинских бурят. За усердие на службе награжден серебряным кортиком. За заслуги по внедрению земледелия в хозяйство агин­ских бурят Тобоев представлен к серебряной медали на анинской ленте, чину коллежского регистратора, а в 1858 г. произведен в кавалеры Ордена Станисла­ва третьей степени. В период работы главным тайшой Агинской степной думы не раз награждался орденами и медалями.

Тугэлдэр Тобоев был образованным и высококультурным деятелем, прин­ципиальным руководителем, проявлявшим неустанную заботу о процветании своего народа. Будучи буддистом, он не пренебрегал шаманскими традициями. Тобоев решительно выступал за сохранение и приумножение исторических тра­диций и обычаев, подчеркивал этническое и историко-культурное единство мон­гольских народов, активно боролся со всякого рода преступными элементами, любителями азартных игр, пьяницами, расхитителями народного добра. Тугэл­дэр Тобоев остался в памяти народа как весьма уважаемый и авторитетный тайша, а труд его - летопись о прошлой истории хори-бурят до сих пор остается ценнейшим историческим источником.

Автором широко известной летописи "Хориин арбан нэгэн эсэгын буряад зоной туухэ" (История бурятского народа одиннадцати хоринских родов), напи­санной в 1887 г., является Шираб-Нимбу Хубитын (Хобитуев), зайсан галзутского рода хори-бурят. Дословно название летописи по бурятски звучит так: "Орос гурэн-у Зуун Сибириин дотор суугша буряад хэмээхэ ясатан зон-у туухэ". Име­ются сведения о том, что, находясь за Байкалом, на бурят-монгольской террито­рии князь Эспер Ухтомский обратился к бурятским родоначальникам с прось­бой подготовить исторические записки о бурятских родах и племенах. Летопись Ш-Н. Хобитуева относится к числу этих заказных работ.

Шираб-Нимбу Хобитуев был известен как умелый организатор, пользо­вавшийся широкой популярностью в народе. Продолжительное время он за­нимал должности зайсана, помощника главного тайши Хоринской степной ду­мы. Неоднократно выполнял ответственные поручения народа как полномоч­ный представитель хоринских бурят. Как известно, по инициативе генерал-гу­бернатора Восточной Сибири Синельникова началось преследование верую­щих буддистов, осквернение религиозных святынь бурятского народа. Ш.-Н. Хобитуев во главе депутации хори-бурят в 1872 г. прибыл в Санкт-Пе­тербург и удостоился приема у царя. Хобитуев и сопровождавшие его делега­ты сумели убедить царя в неправильности действий сибирских администрато­ров, добились осуждения действий генерал-губернатора и снятия всех ограни­чений в вероисповедании бурят. Хобитуев регулировал земельные конфлик­ты с русскими поселенцами. Он представлял бурятский народ на Всемирной выставке в Вене, открывшейся в 1872 г.

Следует упомянуть имя весьма плодовитого летописца Будажаба Будаева, заседателя Селенгинской степной думы, написавшего в конце XIX - начале XX в. ряд оригинальных историко-хроникальных сочинений ("История селенгинских шести родов", "История селенгинских монгол-бурят", "О принятии буддизма шестью селенгинскими родами", "История селенгинского казачества" и др.). Всего им написано более десяти летописных сочинений.

Содержательное историческое сочинение "Сэлэнгын монгол-буряадууд ту-хай туухэ бэшэг" (Историческое повествование о селенгинских монгол-бурятах) в 1887 г. написал тайша, глава харанутского рода Сайнцак Юмов.

Переселению отдельных групп западных бурят в Забайкалье посвящена ле­топись "Эхирид булагад соогол эсэгын зоной туухэ бэшэг" (История рода Соогол эхирит-булагатского народа), написанная в 1910 г. Дашанимой Ендоновым. Сочинение Ендонова очень важно ввиду недостаточности летописных источни­ков по истории данной группы бурят.

Долсам-Доржо Гемпилон, творивший в первой половине XIX в., выступает в качестве автора летописи "Турын отогой туухэ" (История образования подго­родного рода). Гемпилон принадлежал к этому достаточно известному и состо­ятельному селенгинскому отоку, основателем которого был Андахай, выходец из Халха-Монголии. Долсам-Доржо имел почетное духовное звание тойн, ко­торое давалось главным образом лицам аристократического происхождения. Кроме того, он имел степень гелуна. Монголовед Н.П. Шастина отмечала, что Д.-Д. Гемпилон был духовным наставником главного тайши Селенгинской степ­ной думы Юмдэлэка (Дамби-Жалсана) Ломбоцэрэнова и тайши Шираб-Ниндака Вампилова (Шастина. 1964. С. 147-148). С помощью Ломбоцэрэнова Гемпи­лон выстроил буддийский храм. Кроме того, он распоряжался двумя дацанами, о которых сообщал в письме монголоведу-казанскому ученому О.М. Ковалев­скому, с которым познакомился и сблизился во время пребывания последнего в Забайкалье в 1828—1833 гг. Гемпилон участвовал в комплектовании библиоте­чек для Казанского университета, участвовал в отправке четырех бурятских мальчиков на учебу в Казань, в подборе из среды бурятской интеллигенции учителей-наставников для Казанской гимназии и сотрудников для типографии университета в Казани. Как известно, О.М. Ковалевский поощрял бурятских летописцев, составлявших исторические сочинения. Так, например, по его просьбе и была составлена одна из самых крупных летописей "Бишыхан запискэ". Вполне вероятно, что он внушил Гемпилону мысль написать историче­скую хронику о Тураевом роде. Судя по его письмам, они часто встречались и беседовали, читали вместе сочинения на монгольском и тибетском языках, в ча­стности буддийские произведения ("Сутру свершения тайного обета", "Книгу наставлений хранителей учения" и др.).

Выдающийся религиозный и общественно-политический деятель Агван Доржиев является автором ряда произведений по проблемам морали и нравст­венности, по истории и идеологии буддизма, в частности таких работ, как "Жи­тие победоносно отошедшего Всемогущего, именуемое "Солнечный свет, крат­ко раскрывающий лотос учения", "Краткая биография святого Учителя и прин­ца Буянта" и др. Его перу принадлежит историческое (летописное) сочинение "Монгол-буряад улас анхан хаанаас тасаржа, ямар орондо, али сагта, хэн хаантай суужа байгсан тухай хуряангы туухэ бэшэг" (Краткая история о том, где, в какой стране, в какое время, под властью каких ханов жил монгол-бурятский народ), опубликованное в 1906-1907 гг. литографическим способом в типогра­фии Ацагатского дацана.

Существуют летописи и исторические хроники, написанные коллективом авторов. Примером тому является "Бишыхан запискэ", состоящая из более де­сятка исторических записок об отдельных родах не только селенгинских бурят, но и других бурятских родов. Последняя глава летописи рассказывает об истории перехода отдельных родов западных бурят из Предбайкалья в Забайкалье, в долину р. Селенга. Авторы летописи "Бишыхан запискэ" - авторитетные деяте­ли селенгинских родов первой половины XIX в. Среди них: тайши Д-Ж. Ломбоцэрэнов, Ниндак Вампилов, родоначальники - зайсаны, шуленги Юмдаша Буян-тын (сонгольский род), Банзаракци Гениндашын (сартульский род), Цэдэб Гэсэрэй (род узон), Ринчиншойдор Замбалын (подгородный род), табангутские зай­саны Ешидоржо Галсанай, Дугаржаб Ленхобын, Цэбэн Норбын.

Следует упомянуть имена таких известных бурятских летописцев, как Аюу­ша Очирой, Аюуша Саагиев (Сахьяев), Соло Ванданов, Доржо Дарбаев, Жигжид Галсанов, Р. Санжиев, Ц.-Д. Бадмацэрэнов, Ю. Лумбунов, Эрхэтуев, Лубсанов и др., которые являются авторами содержательных летописных произведений.

Заслуги бурятских летописцев очевидны. Их сочинения, созданные на старо­монгольской письменности, которая являлась основой бурятского литературно­го (письменного) языка до начала 30-х годов XX в., вошли в золотой фонд бу­рятского летописного наследия и составляют в общебурятской литературе попу­лярный жанр. Бурятские летописи представляют собой ценнейшие источники по истории и традиционной культуре бурят-монгольского народа.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Чимшпдоржиев Ш. Б. | Источник(и): Буряты. Народы и культуры. - М. Наука, 2004 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015