БУРЯТСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ И ЖИВОПИСЬ. Буддийская иконография в Бурятии формировалась в XVIII—XX вв. под определяющим влиянием тибетского иконографического канона, испытавшего на себе воздействие художественных и эстетических традиций Индии, Ирана и Китая. Религиозная иконографическая живопись на свитках-танка (тибетская танка — буквенный свиток) формировалась, как правило, в рамках той или иной религиозно-философской школы тибетского буддизма. В Бурятии преобладало учение школы Гелуг.
Танка обычно представляет собой изображение на шелке или хлопчатобумажной ткани, преимущественно религиозного содержания, выполненное минерными красками на клеевой основе по грунтовке из мела и животного клея. Подготовленная грунтовка вначале размечается иглой, затем в строгой последовательности наносятся линии рисунка и краски. В последнюю очередь, после совершения необходимого религиозного ритуала, на зарисованной поверхности (тибетский мелонг — буквенное зеркало) прописываются глаза изображаемого божества. Различаются следующие типы танка: 1) «цхокшинг» (тибетское буквенное собрание-поле) — персонажи пантеона изображаются в виде кроны космического Дерева, прорастающего через прошлый, настоящий и будущий мир; 2) «райские чистые земли»: Сукхавати (центральная фигура — Будда Амитабха), Тушита (Бодхисаттва Майтрейя), Абхирати (Будда Акшабхья), Поталака (Бодхисаттва Авалокитешвара), Вайдурья-нирбхаса-кшитра (Будда Бхайшаджьягуру), Наро-дакини-кшетра (Наро Дакини), Шамбхала (25-й царь Шамбхалы — Ригдан Драгбо Хорлоцанчжан); 3) «колесо сансары» (бурятский сансариин хурдэ) с изображением 6 сфер буддийской Вселенной: богов, людей, демонов-асуров, духов-прета, животных, ада; 4) «мандала» — символическое изображение Вселенной; 5) изображение персонажей определенных тантрических циклов. 2-й тип иногда рассматривают как разновидность типа 1.
Наиболее распространенными в бурятской иконографии и живописи были изображения «райских земель» и персонажей иконографии школы Гелуг (Дже Цзонкапа, Шридеви Лхамо, Чинтамани Сита Махакала, Ушнишавиджайя, Сита Тара, Амитаюс, Ваджрабхайрава, Гухьясамаджа, Чакра-самвара, Калачакра и др.). Множество танка посвящено Миларепе, Падма Самбхава, Мачиг Лабдон. Среди известных бурятских художников — создателей танка — Т. Будаев, О. Будаев, Д. Дондоков, А.Е. Хангалов.
С.Ю. Лепехов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей