Новости

Бурятская иконография и живопись // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БУРЯТСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ И ЖИВОПИСЬБуддийская иконография в Бурятии формировалась в XVIII—XX вв. под определяющим влиянием тибетского иконографического канона, испытавшего на себе воздействие художественных и эстетических традиций Индии, Ирана и Китая. Религиозная иконографическая живопись на свитках-танка (тибетская танка — буквенный свиток) формировалась, как правило, в рамках той или иной религиозно-философской школы тибетского буддизма. В Бурятии преобладало учение школы Гелуг.

Танка обычно представляет собой изображение на шелке или хлопчатобумажной ткани, преимущественно религиозного содержа­ния, выполненное минерными красками на клеевой основе по грунтовке из мела и животного клея. Подготовленная грунтовка вначале размечается иглой, затем в строгой последовательности наносятся линии рисунка и краски. В последнюю очередь, после совершения необходимого религиозного ритуала, на зарисованной поверхности (тибетский мелонг — буквенное зеркало) прописываются глаза изображае­мого божества. Различаются следующие типы танка: 1) «цхокшинг» (тибетское буквенное собрание-поле) — персонажи пантеона изображаются в виде кроны космического Дерева, прорастающего через прошлый, настоящий и будущий мир; 2) «райские чистые земли»: Сукхавати (центральная фи­гура — Будда Амитабха), Тушита (Бодхисаттва Майтрейя), Абхирати (Будда Акшабхья), Поталака (Бод­хисаттва Авалокитешвара), Вайдурья-нирбхаса-кшитра (Будда Бхайшаджьягуру), Наро-дакини-кшетра (Наро Дакини), Шамбхала (25-й царь Шамбхалы — Ригдан Драгбо Хорлоцанчжан); 3) «колесо сансары» (бурятский сансариин хурдэ) с изображением 6 сфер буддийской Вселенной: богов, людей, демонов-асуров, духов-прета, животных, ада; 4) «мандала» — символическое изображение Вселенной; 5) изображение персонажей определенных тантри­ческих циклов. 2-й тип иногда рассматривают как раз­новидность типа 1.

Наиболее распространенными в бурятской иконографии и живописи были изображения «райских земель» и персонажей иконо­графии школы Гелуг (Дже Цзонкапа, Шридеви Лхамо, Чинтамани Сита Махакала, Ушнишавиджайя, Сита Та­ра, Амитаюс, Ваджрабхайрава, Гухьясамаджа, Чакра-самвара, Калачакра и др.). Множество танка посвящено Миларепе, Падма Самбхава, Мачиг Лабдон. Среди известных бурятских художников — создателей танка — Т. Буда­ев, О. Будаев, Д. Дондоков, А.Е. Хангалов.

С.Ю. Лепехов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири