Одним из важных последствий начавшейся в 1985 г. в СССР перестройки идеологической системы и всех устоев общественной жизни стало возникновение многопартийности на общероссийской политической арене и национального движения как фактора национально-культурного возрождения в регионах. Не осталась в стороне от этого процесса и Бурятия. На сегодняшний день все главные политические партии страны (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР) имеют свои отделения в республике. Национальные партии-движения как партии практически сошли на нет, но в начале перестройки они сыграли очень важную роль в укреплении национального менталитета в республике.
К числу первых общественно-политических бурятских национальных партий и движений можно отнести такие организации как национально-культурное объединение "Гэсэр" и Группу бурятской интеллигенции (впоследствии Союз бурятской интеллигенции).
В марте 1988 г. в Улан-Удэ было создано первое с начала перестройки неформальное политическое объединение "Гэсэр". Оно состояло из небольшого количества молодежи, студентов, молодых священнослужителей-хувараков, учителей, работников культуры. Объединение имело программу, ставившую политические и культурные задачи. В качестве главной политической задачи "Гэсэр" ставил восстановление национально-республиканского единства, разрушенного в 1937 г. Также выдвигались требования возвращения исторического наименования республики - Бурят-Монголия, упраздненного в 1958 г., и отставки руководителя Республики "за несоответствие праву на самоопределение и самоуправление". Последнее требование исходило из опыта спонтанного стихийного движения в Казахстане в декабре 1986 г. против партийно-политических кадровых изменений. Объединение "Гэсэр" национально-культурные задачи видело в восстановлении бурятского языка как предмета во всех общеобразовательных учреждениях Бурятии и округов (Агинского и Усть-Ордынского), преподавания учебных предметов на бурятском языке во всех бурятских школах, восстановления дацанов и дуганов, национальных праздников, традиций, обрядов, например, бурят-монгольского нового года по лунному календарю "Сагаалган". Важной задачей считали в объединении восстановление правдивой истории народа, а также полнокровных связей с родственными народами и культурами Центральной Азии.
Идеи восстановления национальной государственности, перерастания Бурятской АССР в союзную республику, восстановления культуры бурятского народа обсуждались Группой бурятской интеллигенции, состоявшей из молодых ученых, художников, архитекторов, биологов, врачей и т.д. Группа, позднее получившая название Союз бурятской интеллигенции, проводила собрания по проблемам как бурят, так и всего населения Бурятии в вузах города, в библиотеках, в Молодежном жилищном комплексе Улан-Удэ. Новым в работе было установление сотрудничества с Народными Фронтами Республик Балтии, Народным Рухом Украины, московскими демократическими организациями "Мемориал", Межрегиональная депутатская группа. Это объединение направляло письма-обращения руководителям КПСС и страны с требованием решить бурятские национальные проблемы, и даже предлагало механизмы решения. В числе важнейших в работе группы была постановка вопроса о восстановлении народных традиций, в частности, возвращении народам Бурятии "Сагаалгана" уже в качестве республиканского праздника, организация в газете "Правда Бурятии" факультатива по бурятскому языку.
Несовершенство законов о политических партиях и объединениях вызвало к жизни множество организаций, которые провозглашали себя партиями, вели альтернативную КПСС политическую деятельность. Первой политической партией Бурятии, основанной на приоритете этнических проблем, провозгласила себя Бурят-монгольская народная партия (БМНП), учредительная конференция которой состоялась в сентябре 1990 г. Своей главной целью партия провозгласила возрождение бурят-монгольского народа через "духовное очищение и восстановление единой национальной государственности". Однако ввиду необычности этнически ориентированного движения, заявление об оппозиции местной власти было встречено негативно населением республики, что отразилось и в поведении средств массовой информации, имевших проправительственный настрой. Так, уже учредительная конференция молодой партии подверглась жесткой критике со стороны всех республиканских газет. Это отношение преследовало данную партию все годы ее существования вплоть до ее схода с политической сцены. БМНП принимала участие в законотворческой деятельности, выступая с 1990 по 1994 гг. с законодательной инициативой в Верховном Совете Республики Бурятия, представляла немало предложений по реформе избирательной системы, по поэтапному восстановлению единства народа и Республики, по формированию многопартийной системы на основе равенства всех партий и движений. БМНП активно участвовала в Общебурятском хурале-съезде в ноябре 1992 г., в Научно-практической конференции по проблемам государственности Бурятии в январе 1993 г., в Международной конференции по проблемам коренных народов России в 1992 г., провела широкую акцию с требованием воссоединения населенных бурятами территорий в составе Иркутской и Читинской областей с Республикой во время визита Президента РФ Б.Н. Ельцина в Бурятию в мае 1992 г.
Как большинство демократических партий, БМНП не избежала свойственных демократам болезней, трудностей и ошибок. За последние годы она не проявила себя политической силой, способной расширить социальную базу и, таким образом, повлиять на ход общественно-политической жизни республики. Партия не принимала участия в избирательных кампаниях как самостоятельная политическая организация, не участвовала в такой крупной общественной акции как обсуждение Концепции национальной политики, в I и II съездах народов Бурятии, она не реагировала на другие важные события, касающиеся национальной государственности Республики, статуса Усть-Ордынского округа и сошла с политической сцены.
БМНП дала толчок появлению новой общественно-политической организации - Движению национального единства "Нэгэдэл", которое ставило те же цели, что и БМНП, как в этнополитическом обеспечении саморазвития, так и в этнокультурном. Оно было зарегистрировано в Минюсте Республики 16 марта 1992 г., и в ходе своей работы пыталось существенно изменить политические формы работы, организационно-партийные подходы. Так, ДНЕ акцентировало основное внимание на поэтапном проведении конкретных мероприятий с привлечением широкого круга бурятской интеллигенции. ДНЕ организовало коммерческую деятельность своих членов. Это позволило создать штат освобожденных партийных функционеров от 7 до 12 человек, проводить общенациональные съезды, научно-практические конференции и другие крупные общественно значимые мероприятия. ДНЕ приняло участие в Международной конференции по проблемам коренных народов России, организованной Российской Ассоциацией содействия ООН в Иркутске 15-19 сентября 1992 г. В итоговом документе Конференция внесла предложение в Верховный Совет страны "изучить вопрос и принять постановление о реабилитации бурятского народа, подвергшегося репрессии в 1930-е годы, дать политическую и правовую оценку постановлению ВЦИК от 26.09.1937 г., которым антиконституционным путем были изменены национально-территориальные границы Бурят-Монгольской АССР и разрушена единая государственность бурятского народа..."
Одним из наиболее крупных и общественно значимых этнополитических событий и мероприятий "Нэгэдэл" был Общебурятский хурал - съезд, состоявшийся 17-19 ноября 1992 г. в Улан-Удэ, в помещении Театра оперы и балета Бурятии. Республиканская пресса продолжительное время обсуждала различные материалы этого крупного форума.
Хуралу-съезду уделили большое внимание органы власти, в течение нескольких месяцев проводившие пресс-конференции и другие мероприятия с участием должностных лиц республики, автономий, на которых звучала критика проектов хурала.
Общебурятский хурал-съезд стал предметом обсуждения на Областном собрании актива всего региона во время приезда вице-президента страны А.В. Руцкого. На этом собрании представитель Бурятии министр Н.Н. Найданов проинформировал, что Бурятский хурал-съезд рассматривал лишь разные аспекты реабилитации репрессированного бурятского народа, и что одно из предложений хурала об интеграции интересов Байкальской Азии неправомерно считать за требование воссоединения с Монголией.
С основным докладом на хурале-съезде выступил председатель Оргкомитета, председатель Правления ДНЕ "Нэгэдэл", осветивший вопрос "О политической ситуации в республике, Федеративном Договоре и задачах дня." Обрисовав политическую систему Республики и ее основные силы, докладчик охарактеризовал Федеративный Договор, принятый 31 марта 1992 г., как начало качественно нового этапа развития Федерации и федеративных отношений. При этом им были подвергнуты критике положения Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти суверенных республик как недостаточно корректные, ущемляющие интересы дальнейшего самоопределения. Основной проблемой в республике докладчик обозначил практически полное сохранение командно-бюрократической, причем, однопартийной номенклатурной системы, совершенно далекой от задач федеративного развития страны, нахождение суверенной Бурятией своего достойного места в новой федерализующейся российской государственности. Необходимо установить равновесие двух ветвей власти через конституционные и законные рычаги сдер-жек, также крайне важно на данном этапе истории республики и бурятского народа определиться в преимуществах для нее парламентской модели республики, без единого главы-президента. Паритет двух ветвей власти, паритет бурятского и русскоязычного населения в обеих органах должен быть общим требованием к реформе власти в республике. В качестве механизмов решения данных задач было предложено, в частности, ввести многомандатную избирательную систему, позволяющую восстановить паритетное представительство бурятского и русскоязычного населения и квотное обязательное представительство эвенков. Впервые прозвучали идеи введения гражданства республики, законодательной защиты Байкала, объединения на конфедеративной коалиционной предвыборной основе всех или большинства демократических организаций, стремящихся сформировать основу демократической государственности - парламент.
В итоговом документе съезда говорилось о необходимости реабилитации репрессированного бурятского народа, содержалось требование к власти республики рассмотреть разработанный данным съездом проект Постановления по реабилитации бурятского народа. Предлагалось также создать Фонд возвращения бурят-беженцев, организовать штат Фонда, определить размеры оказываемой беженцам помощи, содействовать размещению их на территории исторической родины проживания. Подчеркивалось, что возвращающиеся из Китая шэнэхэнские буряты, предки которых бежали от притеснений на родине со стороны разных властей, сталкиваются при возвращении с большими проблемами, что и привело к необходимости поставить на Общебурятском хурале-съезде вопрос об организации миграционной службы для возвращающихся бурят.
Правительству РФ предлагалось в данном проекте, совместно с правительством РБ, принять меры по возвращению культурных, архивных ценностей, предметов культа, выделить средства на восстановление 44 буддийских дацанов разрушенных в 1920-1930-е годы, и духовных учебных заведений, уничтоженных советской властью на территориях проживания бурят-монгольского народа.
Министерству образования РФ предлагалось оказать содействие органам образования на территориях проживания бурят-монгольского народа в восстановлении обучения на родном языке, этнизации образовательной политики, открытия бурятских школ в местах компактного проживания бурят.
Движением "Нэгэдэл" были проведены научно-практические конференции в 1993-1996 гг. в г. Улан-Удэ и поселке Усть-Ордынский по обсуждению правовых аспектов поставленных проблем. В январе 1993 г. движение организовало и провело на свои средства четырехдневную Международную научно-практическую конференцию, в которой приняло участие более 80 ученых, политиков, представителей бурятской интеллигенции трех субъектов РФ, а также ученых-монголоведов из Монголии и Японии. Конференция, обсуждавшая вопрос "Проблемы государственности и суверенитета Бурятии" в соответствии с решениями прошедшего в ноябре Общебурятского хурала, разработала ряд рекомендаций органам власти и управления республики, в частности, по национально-государственной реформе в Бурятии.
Конференция единодушно признала, что сохранение федеративного развития российской государственности необходимо всему обществу, всем социальным институтам, общественным и политическим формированиям граждан, готовым поддержать процессы демократизации, федерализации и суверенизации в стране. Признавалось, что при пассивности общества, его гражданских структур страна вновь вернется в традиционное командно-административное государство.
Целью политической реформы в Бурятии конференция признала построение конституционных основ реальной государственности Бурятии, базирующейся на реализации незыблемого принципа международного права - права народа на самоопределение и развитие, на приоритете прав и интересов гражданина Бурятии, на ее экономической самостоятельности.
Главными направлениями политической реформы в РБ решено признать следующее: реализацию всеми субъектами республиканского права оптимальной для многонациональной республики модели государственности - парламентской республики с конституционно-законодательным разграничением предметов ведения; формирование парламента как органа законодательной и представительной власти, избираемого на альтернативной основе, работающего на профессиональной освобожденной основе, формируемого на принципе паритетного представительства бурятского и русскоязычного населения; введение института президентства как гаранта Конституции Республики, ее суверенитета и целостности, права коренного бурятского народа на самоопределение. Кроме того, по аналогу с Республикой Саха-Якутия, предлагалось ввести в правовую систему республики общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицировать их Народным Хуралом, а также разработать новую Конституцию РБ, в которой конституировать этнические статусы бурят, эвенков и старожильческого населения.
Движение "Нэгэдэл" участвовало не только в общебурятском возрождении, но и во всемонгольском. Деятели движения участвовали во всех фестивалях монголоязычных студентов, многих форумах демократической общественности Монголии с самого начала перестройки, коснувшейся и социалистических стран, в том числе и Монголии.
Так, например, движение "Нэгэдэл" было приглашено участвовать в работе Всемирного форума монголов в Улан-Баторе, на котором рассматривались вопросы возрождения в новых изменившихся условиях монгольских народов, исторической судьбой разделенных между несколькими государствами, но стремившихся всегда к духовному сближению и интеграции. Монгольский форум, проходивший в течение 10 дней в сентябре 1993 г., отражал стремление некоторой части общественности монгольских народов к восстановлению полнокровных родственных связей, к духовному воссоединению, возрождению единой истории, культуры, старомонгольской письменности, общих традиций и обычаев.
В 1996 г. Правительство республики Бурятия выступило инициатором созыва очередного II Всебурятского съезда, чтобы провести отчеты и выборы руководства Всебурятской ассоциации развития культуры. Президентом ВАРК вторично был избран художник (живописец, чеканщик) Д.-Н. Дугаров, первым вице-президентом - ученый-фольклорист Б.Д. Баяртуев. В числе острых организационных вопросов стал вопрос о создании Конгресса бурятского народа, призванного выполнить роль представительного органа бурятского народа. ВАРК, выполняя функции исключительно культурного развития, функционально не был подготовлен к политическим действиям. II Всебурятский съезд избрал Конгресс, в состав которого вошли активные сторонники углубления этнополитического диалога.
Соответственно принятым на съезде целям и задачам Конгресс организовал работу в бурятских округах Иркутской и Читинской областей, провел серию научно-практических конференций по проблемам бурятского народа, среди которых можно выделить Международный симпозиум "Бурят-монголы накануне III тысячелетия: опыт кочевой цивилизации. Россия-Восток-Запад в судьбе народа", который принял в своих рекомендациях значительное количество политико-правовых положений по проблемам бурятского народа. В целях реализации права бурятского народа на самоопределение, достижения межнационального согласия симпозиум рекомендовал Народному Хуралу и Правительству РБ принять закон о национальном паритете в республике при формировании органов власти и самоуправления, гарантирующей равноправие коренного этноса, с одной стороны, и преобладающей этнической общности - русских, с другой.
Симпозиум рекомендовал также, от имени Конгресса бурятского народа, обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой приступить к рассмотрению вопроса о ратификации Россией Конвенции № 169 Международной Организации Труда о правах коренных народов.
По мнению участников, введение этой Конвенции в правовую систему России позволяло коренным народам активнее и качественней вести борьбу за свои гражданские, политические, экономические, культурные, земельные и другие права, отстаивать их на основе конкретного международно-правового документа.
Конгресс стремился усилить свое влияние на процесс принятия решений в органах власти и управления. Так, Совет Конгресса неоднократно вносил предложения в Народный Хурал, затрагивающие коренные интересы своего народа. Конгресс принял деятельное участие в обсуждении пяти вариантов Концепции государственной национальной политики Бурятии, отстаивая принципиальные положения, защищающие различные права этноса.
Большое внимание Конгресс в своей деятельности уделял непосредственно вопросу реабилитации своего народа, поэтапному восстановлению единой государственности. Необходимо отметить, что в конце 1980-х - начале 1990-х годов эта тема стала одной из самых обсуждаемых в разных кругах бурятской общественности. Новому ее подъему способствовал выход в апреле 1991 г. закона о реабилитации репрессированных народов. Появился целый ряд общественных организаций бурятского народа, которые подняли на щит идею - "залечить кровоточащую рану в судьбе народа". Представители научной, творческой интеллигенции стали активно выдвигать требования к органам власти о признании незаконным Акта 1937 г. и о реабилитации бурятского народа. В результате мощного подъема национального движения бурят руководство республики поставило вопрос о реабилитации бурятского народа перед Правительством России, однако никакого решения этой проблемы не воспоследовало.
Следует заметить, что в начале 90-х годов практически никакая из бурятских общественных сил и организаций как в республике, так и в округах не оспаривала и не отрицала возможность воссоединения с республикой отторгнутых территорий законным путем. Но в связи с повышением самостоятельности и прав округов окружные руководства, получившие права самостоятельных субъектов Федерации, стали все больше выступать лишь за культурно-духовное единение народа, его национально-культурное возрождение. В таких условиях Конгресс, недовольный формализмом действий органов власти автономных бурятских территорий, вновь актуализировал проблему раздела республики. Так, Конгрессом были проведены конференции, собрания общественности, направлены обращения в органы власти России, Бурятии, округов и бурятских районов вне автономии.
Постепенно накал страстей, вызванный проблемами начального этапа национального возрождения, затих. Значительная часть вопросов была снята принятием законов Российской федерации и Республики Бурятия, особенно касавшихся проблем языка и национальной культуры. Некоторые вопросы снимались самим развитием политической обстановки в России. Распад СССР привел к отторжению массами населения идей, в которых отдаленно можно было разглядеть деструктивные тенденции. В экономической части настроения первоначального суверенитета столкнулись с реальностями рынка, требующего единого экономического пространства. Государство, сняв с себя груз социально-экономических забот, переложило его на плечи населения, породив ситуацию всеобщей борьбы за индивидуальное выживание. Это в свою очередь снизило уровень социальной мобильности населения. Общий спад социально-политической активности населения привел к падению общей динамики этнополитических объединений. Эта ситуация осложнилась и со значительным сокращением кадрового резерва и квалифицированных специалистов, особенно по цивилизационным процессам. Кончина видных деятелей Конгресса, инициаторов его создания И.Т. Павлова, В.Б. Саганова, Е.М. Егорова оказалась невосполнимой утратой и деятельность Конгресса пошла на спад.
Вместе с тем этнополитические организации постоянно несут в себе потенциал внутренней мобилизации и способны при определенных условиях проявить мгновенно возникающую активность. Обсуждение вопроса об упразднении Усть-Ордынского округа спровоцировало подъем этнической активности. Так, Всебурятская ассоциация развития культуры, Совет Конгресса бурятского народа, Ассоциация землячеств этнической Бурятии и ряд других формирований этноса значительно активизировали политическую деятельность в целях защиты правового статуса одного из бурятских субъектов Федерации. В этих целях проведены выездные "Круглые столы" в Агинском и Усть-Ордынском округах, а также в Народном Хурале РБ, в бурятских культурных центрах. ВАРК и Конгресс организовали обращения видных деятелей науки, образования, культуры к депутатам Госдумы, органам власти бурятских округов с призывом не допустить силового решения проблемы слияния Усть-Ордынского округа с областью. В результате работы этнических формирований с привлечением ученых, депутатов, общественности представительные органы двух округов приняли постановления и обращения к органам власти федерации, в которых выражается твердое несогласие с попытками упразднить национальные субъекты. В этой большой работе ВАРК и Конгресс опираются на свои окружные отделения — бурятские культурные центры в городах Иркутске и Чите. Можно отметить, что окружные структуры головных бурятских организаций вошли в активный заинтересованный диалог с администрациями и парламентами своих Округов. В частности, в результате активной совместной пропагандистской работы органов власти и управления Агинского округа, ВАРКа, в данном бурятском субъекте нет вопроса об укрупнении с областью, руководство которой поддерживает взаимовыгодное сотрудничество.
Наиболее значительным национально-культурным центром коренного титульного этноса является, безусловно, Всебурятская ассоциация развития культуры (ВАРК). Имеющая штат освобожденных деятелей, она занимается отстаиванием прав и интересов расколотого на несколько частей бурятского народа, проводит общебурятские мероприятия по возрождению родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев, национального самосознания.
По инициативе Президента ВАРК, народного художника СССР Д.-Н. Д. Дугарова, ныне покойного, рядовое профтехучилище качественно выросло в Лицей традиционных искусств народов Прибайкалья, где возрождаются и осваиваются древние навыки и мастерство бурят по чеканке, резьбе по дереву, кости, изготовлению амулетов, украшений, ножей, кинжалов, одежды и прочих предметов народного быта и культуры. ВАРК издает популярные, пользующиеся спросом, произведения бурятских авторов, проводит общебурятские мероприятия этноформирующего характера, как Гэсэриада, Гурбан бэрхэ, Сагаалган и др. С 1991 г. проведен целый ряд крупных, в том числе международных, научно-практических форумов, в которых участвовали ведущие ученые-обществоведы Бурятии, общественные, религиозные и государственные деятели трех бурятских субъектов РФ, ряда других территорий с монгольским и тюркским населением. После III Всебурятского съезда, прошедшего в 2002 г., в деятельности ассоциации заметны значительные сдвиги, обусловленные стремлением нового руководства ВАРК своевременно реагировать на факты ущемления прав этноса. Так, когда усилились выступления в СМИ известных сил, стремящихся к ликвидации национально-государственных образований в РФ, в частности, прошла кампания по слиянию Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа с Иркутской областью, Совет ассоциации не остался в стороне и выступил в защиту прав автономии западных бурят. В целом можно сказать, что ВАРК ныне пытается на деле отстаивать национально-государственные, общественно-политические права и интересы народа. Такая позиция ВАРК встречает одобрение бурятской общественности.
В 1992 г. этнокультурная группа шэнэхэнских бурят, реэмигрировавшая на родину из Внутренней Монголии КНР, организовала свой центр в Бурятии, где проводит культурно-развлекательные мероприятия, пользующиеся громадным интересом в бурятском народе (Бороноева. 2001).
Таким образом, рассмотренные нами национальные общественно-политические организации Бурятии, действовавшие в 1991-1998 гг., их деятельность, программы и лозунги, результаты их влияния дают основание для следующих обобщений:
Основной политической задачей бурятского национального движения в тот период являлось закрепление в Конституции Республики Бурятия и округов прав и свобод народов, а также тех демократических завоеваний, которые дала политика перестройки и демократизации общественной жизни стране в целом. Однако к концу 90-х годов процессы национального и культурного возрождения начинают ослабевать, а с 1998 г. этнополитическое движение трансформируется в этнокультурное и продолжает оставаться таким в первые годы XXI в.
В целом этнически ориентированные политические организации Бурятии, не привлекая на свою сторону другой этнический электорат, не получили перспектив дальнейшего роста и влияния. Общественно-политическая ситуация, и этнополитическая в частности, продолжают оставаться в республике Бурятия спокойной, стабильной, обусловленной глубоко укоренившимися за века совместного проживания взаимоотношениями между бурятским и русским населением, традициями дружбы и взаимовыручки.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей