БУДДОЛОГИЯ, комплекс востоковедных дисциплин, изучающих историю, философию, доктринальные основы и религиозную практику буддизма. Основателями европейской научной буддологии считаются венгерский тибетолог Александер Чома де Кёрёши (1784—1842) и французский индолог Эжен Бюр-нуф (1801—1852).
В России буддологические исследования начались с работ академика С.-Петербургской Академии Наук П. С. Палласа, который в книге «Sammlungen historischer Nachrichten Ueber die Mongolischen Volkerschaften» (СПб., 1801) дал обзор буддийской космогонии, мифологии, иконографии, в том числе изложил на монгольском языке биографию Будды. В 1830-х гг. российский академик Я.И. Шмидт (1779—1847) опубликовал ряд статей и переводов по буддологической тематике: «О некоторых основных положениях буддизма» (Чтения в Императорской Академии наук за 1829 и 1830 гг. Отделение наук исторических, филологических, политических. СПб., 1831, кн. 1, № 6, 7); «Ueber einige Grundlehren des Buddheisten»; «Ueber die sogenannte dritte Welt der Buddheisten»; «Ueber das Mahajana und Pradschnaparamita der Budhen»(Memoires de l, Academie. 1815-1837. Т. 3, 4). Адъюнкт Академии Наук Р. Ленц (1808—1836) обнаружил в Лондоне рукопись первого из ставших известными в Европе жизнеописаний Будды — «Лалитавистара». Профессор Казанского университета О.М. Ковалевский (1801 — 1878) опубликовал работу «Буддийская космология» (Ученые записки Императорского Казанского университета. 1835. Кн. 2, 4; 1837. Кн. 1). Академик А.А. фон Шифнер (1817—1879) издал перевод исторического труда известного тибетского ученого Таранатхи (1575—1635) о распространении буддизма в Индии (Taranatha, s Geschichte des Budhusmus in Indien. St. Petersburg, 1869), а также подготовил к печати сборник буддийских притч (Tibetan Tales Derived from Indian Sources. London, 1906).
Первые буддологические центры сложились в Санкт-Петербурге, Казани и в Пекине, где действовала Русская духовная миссия. П.И. Кафаров (1817—1878, в монашестве — Палладий), в течение многих лет возглавлявший миссию, и академик В.П. Васильев (1818—1900) — основатели китаеведного направления в российской буддологии. Крупнейший труд В.П. Васильева «Буддизм, его догматы, история и литература» (в 3 т. СПб., 1857—1869) был переведен на немецкий и французский языки. Родоначальником индологической буддологии в России стал И.П. Минаев (1840—1890). В переведенной на французский язык работе «Буддизм. Исследования и материалы» (СПб., 1887. Т. 1, вып. 1, 2) он исследовал палийский канон, а также подтвердил древность северной традиции буддизма. Монголовед, направление в российской буддологии возглавил А.М. Позднеев (1865—1942) — автор труда о буддийский монастырях и буддийском духовенстве в Монголии (Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства. СПб., 1887).
В конце XIX — начале XX в. сложилась так называемая петербургская школа буддологии, связанная с именами академика С.Ф. Оль-денбурга (1863—1934), основателя международной серии Bibliotheca Buddhica(«Библиотека Буддика»), академиков Ф.И. Щербатского (1869-1942), О.О. Розенберга (1888-1919), Е.Е. Обермиллера (1901-1935). Академик С.Ф. Ольденбург был организатором ряда археологических экспедиций в Восточный Туркестан, в ходе которых были исследованы древние буддийские пещерные монастыри, в том числе храмы Дуньхуана в западном Ганьсу. В 1916 Ольденбург был назначен директорои Азиатского музея Санкт-Петербургской Академии Наук. Работы академика Ф.И. Щербатского («The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word "Dharma"». L., 1923; «The Conception of Buddhist Nirvana». Л., 1930, 1932; и другие) посвящены буддийским философским концепциям. В фундаментальном труде О.О. Розенберга «Проблемы буддийской философии» (Пг., 1918) впервые четко обосновывается принцип, отличие популярного, «народного» буддизма от философского и его доктрин, основы — теории дхарм, изложенной в разделе «Абхидхарма». Е.Е. Обермиллер особое внимание в своих трудах уделял изучению традиции Праджняпарамиты, в частности текстам Майтрейи-Асанги (Uttaratantra or Ratnagotravibhaga of Maitreya Asanga: The Sublime Science of Great Vehicle to Salvation // Acta Orientalia. 1931. Vol. IX. P. 81-306; Analysis of the Abhisamayalamkara // Calcutta Oriental Series. 1993-1943. № 27, Fasc. 1-3).
Русские буддологи были инициаторами ряда крупных международных научных проектов, в том числе перевода важнейшего источника «Абхидхармакоша». Прилагались усилия по развитию востоковедных исследований в Сибири. В частности, Ф.И. Щербатский и Е.Е. Обермиллер неоднократно совершали поездки в Забайкалье, где в буддийских дацанах консультировались с ламами, знакомились с монастырскими библиотеками.
Решающее влияние на становление буддологии в Бурятии оказали работы выпускников Санкт-Петербургского университета Ц.Ж. Жамцарано, Б.Б. Барадийна, Г. Цыбикова, которые по инициативе и при активном содействии Русского географического общества и Комитета по изучению Средней Азии совершили ряд путешествий по Тибету и Монголии.
Труды, подготовленные по материалам этих исследований: «Буддист-паломник у святынь Тибета» (Пг., 1919), «О Центральном Тибете» (Изв. РГО. СПб., 1903. Т. 39, вып. 3) Г. Цыбикова, «Путешествие в Лавран» (Изв. РГО. СПб., 1908. Т. 44, вып. IV), «Статуя Майтрейи в Золотом храме» (Bibl. Buddhica. 1924. Уо1. XXI) Б. Барадийна и др. — сразу же приобрели мировую известность.
Последующие поколения бурятских востоковедов, получившие профессиональную подготовку также в основном в Ленинградском (С.-Петербургском) университете, сконцентрировали свои усилия на проблемах источниковедения и историографии, изучении культуры Тибета и монгольских народов, вопросах тибетской и монголской филологии, языкознания, фольклористики, проблемах этнографии и археологии Центральной Азии и Сибири, истории Монголии, Тибета и сопредельных стран, философских проблемах буддизма и др. Значительный объем работы по описанию тибетского фонда был выполнен Б.Д. Дандароном, Л.-Ж. Ямпиловым, П.И. Хадаловым, опубликовавшими ряд описаний тибетских рукописей и ксилографов. Ученик Ф.И. Щербатского Б.В. Семичов издал в соавторстве с А.Ф. Гаммерманом, Ю.М. Парфионовичем и Б.Д. Дандароном несколько тибетско-русских словарей (Словарь тибетско-латинско-русских названий лекарственного сырья, применяемого в индо-тибетской медицине. Улан-Удэ, 1963; Краткий тибетско-русский словарь. М., 1968), опубликованы работы по проблемам тибетского языкознания и буддийской философии (Matter according to the «Vesuddhimaggo» of Buddhaghosa and the «Abhidhammathsangaho» of Anurudha //Изв. АН СССР. 1930. Сер. III. Отделение гуманитарных наук. № 5), издал перевод с тибетского языка трактата Васубандху «Абхидхармакоша» (Васубандху. Абхидхармакоша. Улан-Удэ, 1980— 1988). Б.Д. Дандарон и Р.Е. Пубаев опубликовали перевод разделов «Парамита» и «Мадхьямика» тибетско-монгольского терминологического словаря «Источник мудрецов» (Улан-Удэ, 1968). Эту работу затем продолжил А.А. Базаров, издавший пер. раздела «Логика» (СПб., 2001). Были изданы крупные работы по истории Тибета, тибетскому источниковедению, а также по истории тибетской литературы и искусства: «"Пагсам-чжонсан" — памятник тибетской историографии XVIII века» (Новосибирск, 1981) Р.Е. Пубаева; «История Кукунора, называемая "Прекрасные ноты из песни Брахмы"» Б.Д. Дандарона (М., 1972); «Тибетский канон пропорций» (Улан-Удэ, 1972), «Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма» (Новосибирск, 1989) К.М. Герасимовой; «Современный тибетский буддизм на Западе» (Улан-Удэ, 2003) Д.В. Аюшевой; «Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета» (Улан-Удэ, 2003) И.Р. Гарри; «Дхарамсала и мир тибетской эмиграции» (Улан-Удэ, 2005) И.С. Урбанаевой.
В области монгольского источниковедения изданы «"Биография Найджи-тойна" — источник по истории буддизма в Монголии» (Новосибирск, 1984) Ц.П. Ванчиковой; «"Дэбтэр-чжамцо" — источник по истории монголов Кукунора» (Новосибирск, 1983) Р.Н. Дугарова; Annotated catalogue of the collection of Mongolian manuscripts and xylographs M I of the Institute for mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. Sendai, 2004 (Аннотированный каталог коллекции монгольских рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. Сэндай (Япония), 2004 / Составитель Н.В. Цыремпилов).
История буддизма в Бурятии отражена в коллективной монографии «Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XX в.» (Новосибирск, 1983), монографиях «Культ гор и буддизме Бурятии» (М., 1992) Л.Л. Абаевой, «Прибайкалье в середине VI—XIII вв.» (Улан-Удэ, 1996), «Прибайкалье в середине VI — начале XVII в.» (Улан-Удэ, 1997) Б.Р. Зориктуева; «История бурятского буддизма. Письменные источники» (Улан-Удэ, 2006), «История буддизма в Бурятии: 1946—2000 гг.» (Улан-Удэ, 2006) Ц.П. Ванчиковой; сборниках «Бурятский буддизм: история и идеология» (Улан-Удэ, 1997); «Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 2003); «Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность» (Улан-Удэ, 2002).
Традиционное для буддологии направление — историко-философское в котором бурятские буддологи являются прямыми продолжателями линии знаменитой Петербургской буддологической школы. Кроме работ самого Б.В. Семичова, здесь следует особо выделить труды Б.Д. Дандарона.
Философским проблемам буддизма посвящены также работы «Философское учение школы хуаянь» (Новосибирск, 1982) Л.Е. Янгутова, «Институт философского диспута в тибетском буддизме» (СПб., 1998) А.А. Базарова, «Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации» (Улан-Удэ, 1999) С.Ю. Лепехова, «Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике» (Улан-Удэ, 2004), «Учение о верном познании в философии мадхьямики-прасангики» (Улан-Удэ, 2006) А.М. Донца, «Боевая чакра: махаянское преображение мышления» (Улан-Удэ, 2006) С.П. Нестеркина. В рамках этого направления опубликован ряд коллективных трудов: «Герменевтика буддизма» (Улан-Удэ, 2006) С.Ю. Лепехова, А.М. Донца, С.П. Нестеркина, «Философские вопросы буддизма» (Новосибирск, 1984), «Психологические аспекты буддизма» (Новосибирск, 1986. 2-е изд. 1991), «Философские и социальные аспекты буддизма» (М., 1989). Синологические аспекты буддологии отражены в монографиях «Философское учение школы хуаянь» и «Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма» (Новосибирск, 1995) Л.Е. Янгутова, «Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае» (Новосибирск, 1983) Н.В. Абаева, «Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя» (Новосибирск, 1984), «Мэн Хаожань в культуре средневекового Китая» (М., 1991) Г.Б. Дагданова. Материалы по индологической буддологии представлены в коллективном труде «Россия—Индия: перспективы регионального сотрудничества» (М., 2002). В Тувинском государственном университете проблемами истории распространения буддизма в Туве занимается М.В. Монгуш («История буддизма в Туве (II половина VI — конец XX в.)» (Новосибирск, 2001). Буддийские храмы Приморья исследовали Э.В. Шавкунов (Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л., 1968; Культура чжурчженей-удигэ XII—XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М., 1990), В.Е. Медведев (Бохайская кумирня в Приморье. Сеул, 1999), А.Р. Артемьев (Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. Владивосток, 2005). Археологические и этнографические исследования буддийской культуры ведутся в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, а также в Дальневосточном государственном университете.
Признанными мировыми буддологическими центрами продолжают оставаться Санкт-Петербургский государственный университет, где функционируют научные школы на нескольких факультетах (Е.А. Торчинов, А.В. Парибок, К.Ю. Солонин, П.Д. Ленков, Е.А. Островская-мл. и другие), а также Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН (Л.Н. Меньшиков, А.С Мартынов, В.Н. Горегляд, М.И. Воробьева-Десятовская, В.И. Рудой, Е.П. Островская, М.Е. Ермаков, Т.В. Ермакова, М.А. Кабанов, Р.Н. Крапивина, Е.И. Кычанов).
В Москве крупными буддологическими центрами являются: Институт востоковедения РАН (Ю.Н. Рерих, О.Ф. Волкова, И.М. Кутасова, Ю.М. Парфианович, А.М. Пятигорский, Е.С. Семека, Г.М. Бонгард-Левин, В.П. Андросов, В.И. Корнев, А.Н. Мещеряков, А.Д. Цендина, Т.П. Григорьева, Е.С. Лепехова, Д.И. Жутаев), Московский государственный университет (А.Н. Игнатович, Н.Н. Трубникова), Институт Дальнего Востока РАН (С.А. Горбунова, Д.Г. Главева), Институт философии РАН (В.И. Лысенко, Л. Б. Карелова). Значительный вклад в отечественную буддологию внесли работы академика В.Н. Топорова. В Тартуском университете работает Л. Мялль. Буддологическими исследованиями на Украине занимаются К.К. Жоль, Ё.Д. Огнева, Ю.Ю. Завгородний, И.В. Отрощенко, А.И. Ведров.
Центром буддологических исследований в Сибири стал Улан-Удэ (см. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ) СО РАН).
Современная буддология совершенствует методы исследования, расширяет географию и тематику исследовательского поиска, углубляет интеграцию со смежными дисциплинами.
Лит.: Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. Самара. 1999; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000; Лысенко В.Т. Ранний буддизм: Религия и философия. М., 2003.
С.Ю. Лепехов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей