Новости

Буддология // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БУДДОЛОГИЯ, комплекс востоковедных дисцип­лин, изучающих историю, философию, доктринальные основы и религиозную практику буддизма. Основателями европейской научной буддологии считаются венгерский тибетолог Александер Чома де Кёрёши (1784—1842) и французский индолог Эжен Бюр-нуф (1801—1852).

В России буддологические исследования начались с работ академика С.-Петербургской Академии Наук П. С. Палласа, который в книге «Sammlungen historischer Nachrichten Ueber  die Mongolischen Volkerschaften» (СПб., 1801) дал обзор буддийской космогонии, мифологии, иконографии, в том числе изложил на монгольском языке биографию Будды. В 1830-х гг. российский академик Я.И. Шмидт (1779—1847) опубликовал ряд статей и переводов по буддологической тематике: «О некоторых основных положениях буддизма» (Чтения в Императорской Ака­демии наук за 1829 и 1830 гг. Отделение наук историчес­ких, филологических, политических. СПб., 1831, кн. 1, № 6, 7); «Ueber einige Grundlehren des Buddheisten»; «Ueber die sogenannte dritte Welt der Buddheisten»; «Ueber das  Mahajana und Pradschnaparamita der Budhen»(Memoires de l, Academie. 1815-1837. Т. 3, 4). Адъюнкт Академии Наук Р. Ленц (1808—1836) обнаружил в Лондоне руко­пись первого из ставших известными в Европе жизнеопи­саний Будды — «Лалитавистара». Профессор Казанского университета О.М. Ковалевский (1801 — 1878) опубликовал работу «Буддийская космология» (Ученые записки Императорского Казанс­кого университета. 1835. Кн. 2, 4; 1837. Кн. 1). Академик А.А. фон Шифнер (1817—1879) издал перевод исторического труда известного тибетского ученого Таранатхи (1575—1635) о распространении буд­дизма в Индии (Taranatha, s Geschichte des Budhusmus in Indien. St. Petersburg, 1869), а также подготовил к печати сборник буддийских притч (Tibetan Tales Derived from Indian Sources. London, 1906).

Первые буддологические центры сложились в Санкт-Петербур­ге, Казани и в Пекине, где действовала Русская духовная миссия. П.И. Кафаров (1817—1878, в монашестве — Палладий), в течение многих лет возглавлявший миссию, и академик В.П. Васильев (1818—1900) — основатели китаеведного направления в российской буддологии. Крупнейший труд В.П. Ва­сильева «Буддизм, его догматы, история и литерату­ра» (в 3 т. СПб., 1857—1869) был переведен на немецкий и французский языки. Родоначальником индологической буддологии в России стал И.П. Минаев (1840—1890). В переведенной на французский язык работе «Буддизм. Исследования и материалы» (СПб., 1887. Т. 1, вып. 1, 2) он исследовал палийский канон, а также подтвердил древность северной традиции буддизма. Монголовед, направление в российской буддологии возглавил А.М. Позднеев (1865—1942) — автор труда о буддийский монастырях и буддийском духовенстве в Монголии (Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовен­ства. СПб., 1887).

В конце XIX — начале XX в. сложилась так называемая петербург­ская школа буддологии, связанная с именами академика С.Ф. Оль-денбурга (1863—1934), основателя международной се­рии Bibliotheca Buddhica(«Библиотека Буддика»), академиков Ф.И. Щербатского (1869-1942), О.О. Розенберга (1888-1919), Е.Е. Обермиллера (1901-1935). Академик С.Ф. Ольденбург был организатором ряда археологических экспедиций в Восточный Туркестан, в ходе которых были исследованы древние буддийские пещерные мо­настыри, в том числе храмы Дуньхуана в западном Ганьсу. В 1916 Ольденбург был назначен директорои Азиатского му­зея Санкт-Петербургской Академии Наук. Работы академика Ф.И. Щер­батского («The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word "Dharma"». L., 1923; «The Conception of Buddhist Nirvana». Л., 1930, 1932; и другие) посвящены буддийским философским концепциям. В фундаментальном труде О.О. Розенберга «Проблемы буддийской философии» (Пг., 1918) впервые четко обосновывается принцип, отли­чие популярного, «народного» буддизма от философс­кого и его доктрин, основы — теории дхарм, изложен­ной в разделе «Абхидхарма». Е.Е. Обермиллер особое внимание в своих трудах уделял изучению традиции Праджняпарамиты, в частности текстам Майтрейи-Асанги (Uttaratantra or Ratnagotravibhaga of Maitreya Asanga: The Sublime Science of Great Vehicle to Salvation // Acta Orientalia. 1931. Vol. IX. P. 81-306; Analysis of the Abhisamayalamkara // Calcutta Oriental Series. 1993-1943. № 27, Fasc. 1-3).

Русские буддологи были инициаторами ряда крупных меж­дународных научных проектов, в том числе перевода важнейшего ис­точника «Абхидхармакоша». Прилагались усилия по развитию востоковедных исследований в Сибири. В частности, Ф.И. Щербатский и Е.Е. Обермиллер неоднократно совершали поездки в Забайкалье, где в буддийских дацанах консультировались с ламами, знакомились с монастырскими библиотеками.

Решающее влияние на становление буддологии в Бурятии оказали работы выпускников Санкт-Петербургского университета Ц.Ж. Жамцарано, Б.Б. Барадийна, Г. Цыбикова, которые по инициативе и при активном содействии Русского географического общества и Комитета по изучению Средней Азии совершили ряд путешествий по Тибету и Монголии.

Труды, подготовленные по материалам этих исследований: «Буддист-паломник у святынь Тибета» (Пг., 1919), «О Центральном Тибете» (Изв. РГО. СПб., 1903. Т. 39, вып. 3) Г. Цыбикова, «Путешествие в Лавран» (Изв. РГО. СПб., 1908. Т. 44, вып. IV), «Статуя Майтрейи в Золотом храме» (Bibl. Buddhica. 1924. Уо1. XXI) Б. Барадийна и др. — сразу же приобрели мировую известность.

Последующие поколения бурятских востоковедов, полу­чившие профессиональную подготовку также в основном в Ленинградском (С.-Петербургском) университете, сконцентрировали свои уси­лия на проблемах источниковедения и историографии, изучении культуры Тибета и монгольских народов, вопросах тибетской и монголской филологии, языкознания, фольклорис­тики, проблемах этнографии и археологии Центральной Азии и Сибири, истории Монголии, Тибета и сопредельных стран, философских проблемах буддизма и др. Значительный объем работы по описанию тибетского фонда был выполнен Б.Д. Дандароном, Л.-Ж. Ямпиловым, П.И. Хадаловым, опубликовавшими ряд описаний тибетских рукописей и ксилографов. Ученик Ф.И. Щербатского Б.В. Семичов издал в соавторстве с А.Ф. Гаммерманом, Ю.М. Парфионовичем и Б.Д. Дандароном несколько тибетско-русских сло­варей (Словарь тибетско-латинско-русских названий лекарственного сырья, применяемого в индо-тибетской медицине. Улан-Удэ, 1963; Краткий тибетско-русский словарь. М., 1968), опубликованы работы по проблемам тибетского языкознания и буддийской философии (Matter according to the «Vesuddhimaggo» of  Buddhaghosa and the «Abhidhammathsangaho» of  Anurudha //Изв. АН СССР. 1930. Сер. III. Отделение гуманитарных наук. № 5), издал перевод с тибетского языка трактата Васубандху «Абхидхармако­ша» (Васубандху. Абхидхармакоша. Улан-Удэ, 1980— 1988). Б.Д. Дандарон и Р.Е. Пубаев опубликовали перевод разде­лов «Парамита» и «Мадхьямика» тибетско-монгольского терминологического словаря «Источник мудрецов» (Улан-Удэ, 1968). Эту работу затем продолжил А.А. Базаров, издавший пер. раздела «Логика» (СПб., 2001). Были изданы крупные работы по истории Тибета, тибетскому источниковедению, а также по истории тибетской литературы и искусства: «"Пагсам-чжонсан" — памятник тибетской историографии XVIII века» (Новосибирск, 1981) Р.Е. Пубаева; «История Кукунора, называемая "Прекрасные ноты из песни Брах­мы"» Б.Д. Дандарона (М., 1972); «Тибетский канон пропорций» (Улан-Удэ, 1972), «Традиционные верова­ния тибетцев в культовой системе ламаизма» (Новоси­бирск, 1989) К.М. Герасимовой; «Современный тибет­ский буддизм на Западе» (Улан-Удэ, 2003) Д.В. Аюшевой; «Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета» (Улан-Удэ, 2003) И.Р. Гарри; «Дхарамсала и мир тибет­ской эмиграции» (Улан-Удэ, 2005) И.С. Урбанаевой.

В области монгольского источниковедения изданы «"Биогра­фия Найджи-тойна" — источник по истории буддизма в Монголии» (Новосибирск, 1984) Ц.П. Ванчиковой; «"Дэбтэр-чжамцо" — источник по истории монголов Кукунора» (Новосибирск, 1983) Р.Н. Дугарова; Annotated catalogue of the collection of Mongolian manuscripts and xylographs M I of the Institute for mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. Sendai, 2004 (Аннотированный каталог коллекции монгольских рукописей и ксилографов  Института монголоведения, буддологии и тибето­логии Сибирского отделения РАН. Сэндай (Япония), 2004 / Составитель Н.В. Цыремпилов).

История буддизма в Бурятии отражена в коллективной монографии «Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XX в.» (Новосибирск, 1983), монографиях «Культ гор и буддизме Бурятии» (М., 1992) Л.Л. Абаевой, «Прибайкалье в середине VI—XIII вв.» (Улан-Удэ, 1996), «Прибай­калье в середине VI — начале XVII в.» (Улан-Удэ, 1997) Б.Р. Зориктуева; «История бурятского буддизма. Письменные источники» (Улан-Удэ, 2006), «История буддизма в Бурятии: 1946—2000 гг.» (Улан-Удэ, 2006) Ц.П. Ванчиковой; сборниках «Бурятский буддизм: история и идеология» (Улан-Удэ, 1997); «Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Централь­ной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 2003); «Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность» (Улан-Удэ, 2002).

Традиционное для буддологии направление — историко-философское в котором бурятские буддологи являются прямыми продолжателями линии знаменитой Петербургской буддологической школы. Кроме работ самого Б.В. Семичова, здесь сле­дует особо выделить труды Б.Д. Дандарона.

Философским проблемам буддизма посвящены также рабо­ты «Философское учение школы хуаянь» (Новосибирск, 1982) Л.Е. Янгутова, «Институт философского диспу­та в тибетском буддизме» (СПб., 1998) А.А. Базарова, «Философия мадхьямиков и генезис буддийской циви­лизации» (Улан-Удэ, 1999) С.Ю. Лепехова, «Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схолас­тике» (Улан-Удэ, 2004), «Учение о верном познании в философии мадхьямики-прасангики» (Улан-Удэ, 2006) А.М. Донца, «Боевая чакра: махаянское преображе­ние мышления» (Улан-Удэ, 2006) С.П. Нестеркина. В рамках этого направления опубликован ряд коллективных трудов: «Герменевтика буддизма» (Улан-Удэ, 2006) С.Ю. Ле­пехова, А.М. Донца, С.П. Нестеркина, «Философские вопросы буддизма» (Новосибирск, 1984), «Психологи­ческие аспекты буддизма» (Новосибирск, 1986. 2-е изд. 1991), «Философские и социальные аспекты буддизма» (М., 1989). Синологические аспекты буддологии отражены в монографиях «Философское учение школы хуаянь» и «Единство, тождество и гармония в философии китай­ского буддизма» (Новосибирск, 1995) Л.Е. Янгутова, «Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае» (Новосибирск, 1983) Н.В. Абаева, «Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя» (Новосибирск, 1984), «Мэн Хаожань в культуре средневекового Ки­тая» (М., 1991) Г.Б. Дагданова. Материалы по индологической буддологии представлены в коллективном труде «Россия—Индия: пер­спективы регионального сотрудничества» (М., 2002). В Тувинском государственном университете проблемами истории распростране­ния буддизма в Туве занимается М.В. Монгуш («Исто­рия буддизма в Туве (II половина VI — конец XX в.)» (Новосибирск, 2001). Буддийские храмы Приморья ис­следовали Э.В. Шавкунов (Государство Бохай и па­мятники его культуры в Приморье. Л., 1968; Культура чжурчженей-удигэ XII—XIII вв. и проблема происхож­дения тунгусских народов Дальнего Востока. М., 1990), В.Е. Медведев (Бохайская кумирня в Приморье. Сеул, 1999), А.Р. Артемьев (Буддийские храмы XV в. в ни­зовьях Амура. Владивосток, 2005). Археологические и этнографические исследования буддийской культуры ведутся в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, а также в Дальневосточном государственном университете.

Признанными мировыми буддологическими центрами продол­жают оставаться Санкт-Петербургский государственный университет, где фун­кционируют научные школы на нескольких факультетах (Е.А. Торчинов, А.В. Парибок, К.Ю. Солонин, П.Д. Ленков, Е.А. Островская-мл. и другие), а также Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН (Л.Н. Меньшиков, А.С Мартынов, В.Н. Горегляд, М.И. Воробьева-Десятовская, В.И. Рудой, Е.П. Островская, М.Е. Ермаков, Т.В. Ермакова, М.А. Кабанов, Р.Н. Крапивина, Е.И. Кычанов).

В Москве крупными буддологическими центрами являются: Институт востоковедения РАН (Ю.Н. Рерих, О.Ф. Волкова, И.М. Кутасова, Ю.М. Парфианович, А.М. Пятигор­ский, Е.С. Семека, Г.М. Бонгард-Левин, В.П. Анд­росов, В.И. Корнев, А.Н. Мещеряков, А.Д. Цендина, Т.П. Григорьева, Е.С. Лепехова, Д.И. Жутаев), Московский государственный университет (А.Н. Игнатович, Н.Н. Трубни­кова), Институт Дальнего Востока РАН (С.А. Горбунова, Д.Г. Главева), Институт философии РАН (В.И. Лысенко, Л. Б. Карелова). Значительный вклад в отечественную буддологию внесли ра­боты академика В.Н. Топорова. В Тартуском университете работает Л. Мялль. Буддологическими исследованиями на Украине занимаются К.К. Жоль, Ё.Д. Огнева, Ю.Ю. Завгородний, И.В. Отрощенко, А.И. Ведров.

Центром буддологических исследований в Сибири стал Улан-Удэ (см. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ) СО РАН).

Современная буддология совершенствует методы исследования, расши­ряет географию и тематику исследовательского поиска, углубляет интеграцию со смежными дисциплинами.

Лит.: Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лек­ции, переводы. Самара. 1999; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000; Лысенко В.Т. Ранний буддизм: Религия и фи­лософия. М., 2003.

С.Ю. Лепехов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири