Новости

Буддийское образование // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БУДДИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Система образования в бурятских монастырях восходит к индийской традиции.

Именно оттуда берет начало монастырский тип образования, который позволял универсализировать обра­зование, сделать его пригодным для распространения в различных регионах и этносах Индии, а позднее и других стран. Бурятский буддизм развивался в русле тибетской тради­ции Гелуг, к моменту его прихода в Бурятию доминировавшей в Тибете и особенно в Монголии. В этой тра­диции всегда уделялось исключительное внимание монастырскому образованию, особенно в области философии.

Уложение 1823 устанавливало необходимость препо­давания учения Будды в дацанах обучающимся в воз­расте 10—25 лет. Только после этого им разрешалось заниматься врачеванием, астрологией, быть переписчи­ками книг и живописцами. В «Хоринском положении 1851 г.» разработка стандарта в области образования получила дальнейшее развитие. Пятая глава «Положе­ния» определяет содержание образования, объем и пос­ледовательность изучения отдельных дисциплин.

На первой ступени («мэжиба») новичок обучался чте­нию и письму на тибетском и монгольском языках, а также заучивал наизусть тексты ритуалов, посвященных 10 основным хранителям буддийского учения (сахьюсанам). На второй ступени («шок-саба») учащиеся должны были научиться переводить с тибетского языка работы Цзонхавы, посвященные правилам осу­ществления духовной практики, — «большой» и «малый» «Ламримы» («Ступени пути [к просветлению»]), изу­чать практику «преображения мышления» (ложон), а также правила принятия и соблюдения обетов, изложен­ные в Винае. На 3-й ступени («маарамба») изучалась медицина, на 4-й («чжигремба») — астрология. 5-я сту­пень — «цаннид» (философия). На ней изучались ло­гика (прамана; цадма), парамита (парчин), мадхьямика (ума), абхидхарма (онбо) и виная (дулва). 6-я ступень — «агримба», здесь изучались 4 класса тантр.

До середины XIX в. систематическое философское и тантрийское образование получали в Тибете и Монголии, существо­вали устойчивые связи между бурятским и тибетским монасты­рями. Когда в Бурятии стали открываться собственные фи­лософские школы, в своем большинстве они следовали про­грамме гоманского философского факультета, преобладавшей в Монголии и Центральном Тибете. Наибольшей известностью и уважением в Бурятии пользовались школы цаннида Цугольского, Гусиноозерского, Агинского и Анинского дацанов. В начале XX в. более половины бурятских монастырей имели философские факультеты, но для усовершенствования об­разования продолжали ездить в Тибет.

В основу образовательной системы была положена буд­дийская классификация наук, согласно которой науки дели­лись на «пять больших» (внутренняя наука, т. е. собственно буддизм, языкознание, логика, технология, медицина) и «пять малых» (поэтика, стилистика, синонимика, му­зыка с танцами, астрология).

Одна из наиболее характерных особенностей препо­давания в тибетских монастырях — детально формализован­ная методика проведения диспутов, лежащая в основе тибетской дидактической системы. Полный цикл образования на философском факультете состоял из 5 курсов, к каждому из которых имелись основные учебники, написанные выдающими­ся тибетскими учеными. По форме учебники подразделяют­ся на описания и исследования. В качестве дополнительной литературы ис­пользовались лучшие работы индийских, тибетских и монгольских авто­ров. По завершении курса проводился диспут, на котором учащиеся в публичном состязании демонстрировали свои успехи в овладении предметом. По результатам диспу­та им присваивались ученые степени (габжа, лхарамба или рабджамба) в зависимости от того, в каком монастыре устраивался диспут. Помимо цаннид-дацанов сущест­вовали акпа-дацаны, где изучались теория и практика тантры. На тантрийские факультеты в Бурятии обычно пос­тупали по завершении философского образования. Обучение на них длилось 3—4 года. Преподавание, в отличие от цаннид-дацанов, велось по объяснительно-толковательному ме­тоду. По окончании основного курса желающие оставались в дацане для совершенствования своих знаний (около 10 лет) и в случае успешной сдачи экзамена получали степень «Аграмба» («Знаток мантры»). По завершении теоретического курса учащийся был готов к уединенной практи­ке, которая могла продолжаться от нескольких недель до десят­ков лет. Базовый период уединения, рекомендовавший­ся для получения права на проведение основных ритуалов, составлял 3 года.

Помимо духовных в бурятских буддийских монастырях изучались и некоторые светские, «внешние» науки. Кро­ме логики большое внимание уделялось медицине и астрологии.

Первый манба-дацан в Забайкалье основан монгольским ламой-эмчи Чой-менрамба в Цугольском дацане в 1869. В дальнейшем изучение тибетской медицины началось в других забайкальских, хоринских и селенгинских дацанах. При Агинском, Эгитуевском, Ацагатском, Тугнугалтайском, Джидинском, Янгажинском и Кыренском дацанах существова­ли медицинские школы. При буддиийских монастырях на тибетском, монгольском языках издавались труды бурятских лам по философии, астрологии, тантре, медицине. В 1930-е гг. система традиционного монастырского образования была разрушена. В конце 1990-х гг. подготовка буддийских священнослужителей осуществлялась в 2 высших учебных заведениях — Буддий­ском университете Даши Чойнхорлин (Иволгинский дацан) (с 1999) и Агинском Бурятском буддийском институте (с 1998) по 5-летней программе.

Лит.: Барадийн Б.Б. Буддийские монастыри //Альманах Опеп!;. СПб., 1992. Вып. 1; Кенсур Агван Нима. Переправа через реку сансары: Автобиография / Пер. с тибет. Б. Очирова. Улан-Удэ, 1996; Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей //Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.

С.П. Нестеркин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири