Новости

Буддийское духовенство // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БУДДИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО. В буддизме отсутствует единая церковная иерархия. В каждой религиозно-философской школе почитают основателей и прямых учеников, как правило «перерождающихся», по представлениям адептов, в следующих поколениях.

Наиболее почитае­мыми иерархами в буддийском мире являются Далай-ла­ма, считающийся воплощением Бодхисаттвы Авалоките-швары, и Панчен-лама — воплощение Будды Амитабхи. Титул «вачирдара далай-лама» (монгольский «держащий ваджру учитель, [мудрость которого подобна] океану») монгольский князь Алтан-хан присвоил Соднам Джамцхо (1543—88) — 3-му иерарху тибетской школы гелугпа. Впоследствии ти­тул распространился на основателя школы — Гедундуба (1475—1542), настоятеля монастыря Ташилхунпо и его преемника — Гедун Джамцхо (1475—1542), насто­ятеля монастыря Дрепунг. Далай-лама III — Соднам Джамцхо — основал монастырь Гумбум. Далай-лама IV (Ендон Джамцхо, 1589—1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Далай-лам. Далай-лама V (Нгаванг Лобзанг Джамцхо, 1617—82) — объединитель Тибета. При нем окончательно сложилась теократическая сис­тема правления, возведен ансамбль дворца Потала в столице Тибета Лхасе. Нгаванг Лобзанг Джамцхо был автором философских и исторических трудов, создателем новой драма­тургии мистерий цам (собрание его сочинений составляет 25 томов). Далай-лама VI (Цаньян Джамцхо, 1683—1706) — автор высоко чтимых в Тибете лирических стихов, допускающих как светское, так и религиозное толкование. Далай-лама VII (Калзанг Джамцхо, 1708—57), правление которого прихо­дится на «смутное» время в истории Тибета, был най­ден как «перерождение» Далай-ламы VI благодаря ука­заниям в стихах последнего. Автор 8-томного собрания сочинений. При Далай-ламе VIII (Джамбал Джамцхо, 1758—1804) с 1793 устанавливается принцип выборности далай-лам и панчен-лам по жребию под контролем представителей китайской администрации; Тибет закрывается для посеще­ний иностранцев. Далай-лама XIII (Тхубдан Джамцхо, 1876—1933) проводил независимую политику, что выз­вало осложнения в тибетско-китайских отношениях. Во время интервенции англичан в Тибет в 1904 был вынужден скрываться в Монголии, где прожил 2 года в монасты­ре Гандантекчинлинг. Здесь встречался с востоковедом Ф.И. Щербатским и географом П.К. Козловым. Прояв­лял большой интерес к России и перспективам политических и экономических контактов с ней. Будучи духовным учеником Агвана Доржиева, оказывал материальное и моральное содействие строительству буддийского дацана в Санкт-Петербурге. В 1913 издал декла­рацию, провозгласившую независимость Тибета. Далай-лама XIV (Нгаванг Лобзанг Тенцзин-гьяцо, родился 1935) с 1959 проживает в Индии, в Дхарамсале (штат Химачал Прадеш). Лауреат Нобелевской премии мира (1989). Автор многих философских и публицистических произведений.

Панчен-лама, согласно тибетской буддийской традиции, считается духоным наставником далай-ламы, поскольку признается воплощением Будды Амитабхи, чьим духовным сыном является Бодхисаттва Авалокитешвара, который воплощается в далай-ламе. Местопребывание панчен-ла­мы — монастырь Ташилхунпо. Формирование института панчен-лам связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана (1570—1663), духовного наставника далай-ламы IV и далай-ламы V. Панчен-лама IV Данбиньима (1781—1854) из­вестен как кодификатор тибетско-монгольского пантеона.

С 1650 глава буддийского духовенства Монголии носит титул Джебцзун-дамба-хутухта. Этот титул был присвоен далай-ламой V Ундур-гэгэну (Г. Дзанабадзару, 1636—1723), объяв­ленному «перерождением» известного тибетского буддийского деятеля Таранатхи (1575—1634). Дзанабадзар извес­тен также как выдающийся буддийский скульптор. 8-м джебцзун-дамба-хутухтой был Богдо-гэгэн (1870—1924). После провозглашения в 1911 автономии Монголии в составе Китая стал главой теократического монгольского государства. После его смерти в 1924 эта линия перерожденцев в Монголии прекратилась. С 1949 глава монгольского  буддийского духовенства стал носить ти­тул хамбо-лама — первоначально настоятель монастыря, от­носящегося к школе гелугпа. В Бурятии этот титул был введен еще с XVIII в. в форме пандито хамбо-лама (от санскр. «пандит» — ученый). В 1764—77 пандидо-хамбо-ламой Забайкалья был Д.Д. Заяев, в 1778—80 — С. Хэтэрхеев, в 1780-97 -Л.Ж. Ахалдаев, в 1797-1800 -Д. Ешижамсуев, в 1809—39 — Г .Ешижамсуев, в 1839— 60 — Ч.Д. Ешижамсуев, в 1860—72 — С. Ванников, в 1872-73 - Ч. Васильев, в 1873-78 - Ч. Мархаев, в 1878-96 -Д. Гомбоев, в 1896-1911 - Ч.Д. Иролтуев, в 1911-18 -Д.Д. Итигэлов, в 1918-19 - Н. Лайдапов, в 1919—22 — Г. Цыремпилов, в 1922—25 — Ц. Баниев, в 1925—32 — Д. Мункожапов, в 1946—56 —Л.Н. Дармаев, в 1956-63 - Е.Д. Шарапов, в 1963-80 - Ж.Д. Гом­боев, в 1980-90 - Ж. Эрдынеев, в 1990-92 - М. Цыбиков, в 1992-93 - Ж. Шагдаров, в 1994-95 - Ч. Бу­даев, с 1995 — Д. Аюшеев.

В соответствии со сложившейся в тибетском и монгольском монас­тырях административно-культовой системой распределения обязан­ностей в бурятском буддийском духовенстве существуют следующие традиционные должностные звания: ширетуй — настоятель, лацаб — главный по­мощник ширетуя, далама — помощник ширетуя по хозяйственным делам, цоржи — лама, руководящий собранием монахов (хуралом) во время богослужения, 1-й гэбкуй — лама, следящий за порядком и распределяющий пожертвова­ния прихожан во время хурала, 2-й гэбкуй, старший гэик — помощник гэбкуя, младший гэик, гл. унзад — лама, начинаю­щий чтение канонического текста, старший помощник унзада, младший помощник унзада, гадагба — помощник унзада, следящий за текстом во время чтения на хурале, гонир — лама, сле­дящий за подготовкой алтаря и размещением всех необхо­димых культовых предметов во время хурала, тахильчи — помощник гонира, нирба — лама, ведающий всеми хозяйственными и  финансовыми делами, жама — помощник нирбы.

В соответствии с образованием, принятыми обетами, со­гласно каноническому дисциплинарному уставу монашеской жиз­ни (санскр. Виная) и полученными духовными посвящения­ми монахи получают духовные звания: убаши, барма рабчжун (баньди), гэцул, гелонг. После прохождения курса обучения буддийской философии (чойра) и успешного участия в диспуте лама мог получить ученую степень габжи, лхарамбы или рабджамбы в зависимости от того, в ка­ком монастыре устраивался диспут. Например, степень лха­рамбы можно было получить только в Лхасе на общем хурале монастырей школы Гелугпа: Брайбун, Галдан и Сэра. При замещении должностей общего административного управления в буддийском  духовенстве и культовой иерархии в храмовых богослужени­ях учитываются достигнутая степень духовного посвящения и наличие богословской степени. Помимо ученых лам и ря­довых лам, занятых в основном храмовыми богослужениями, при буддийском духовенстве обычно имеются монахи, специализирующие­ся в различных видах деятельности: иконописцы (зурачины), ас­трологи (зурхайчины), предсказатели (шочины), про­рицатели (гуртэны), резчики печатных досок (барчины), скульпторы, чеканщики, литейщики, плотники, печни­ки и т. д. Учащиеся, приступающие к изучению теории и практики буддизма в дацане в качестве студентов буд­дийской монастырской школы, либо индивидуально с ком­петентным наставником, получают статус хуварака (см. Буддийское образование). Все монахи одного монасты­ря, а также одной школы или одного направления в буд­дизме, как и ученики одного учителя, образуют общи­ну — сангху. В более широком смысле членами сангхи могут считаться все буддийские монахи всего мира. Буд­дийские монахи не являются священнослужителями в строгом смысле слова, т. е. не выступают посредника­ми между мирянами и Буддой или богами. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в буддийской общине столько, сколько захочет. По тради­ции, однако, монахами становятся на срок не менее ме­сяца. Членом сангхи может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, социального положения, прежних религиозных убеждений, если они не препятствуют восприятию буддийского мировоззрения. После принятия первоначальных обетов послушника (хуварака), сводящихся к соблюдению правил нравственности (не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать), отказу от употребления спиртного, косметики и парфюмерии, по­сещения зрелищ, участия в танцах и пении, отказу от пользования высокими сидениями, а также от золота и серебра, желающий может, завершив курс необходимого обучения, принять обеты монаха и пройти обряд пос­вящения. Посвящаемый в монахи трижды произносит формулу: «Я ищу прибежища в Будде, я ищу прибежи­ща в Дхарме, я ищу прибежища в Сангхе». Он должен соблюдать 227 правил, изложенных в «Пратимокше» — правилах поведения для монахов. Все буддийские монахи дают обет безбрачия. Распорядок дня буддийской общины обусловлен правилами Винная-питаки: принимать пищу можно только в первой половине дня, в течение дня монахи долж­ны заниматься чтением и изучением священных текстов, ме­дитацией, необходимыми хозяйственными работами и т. д. Понятие «святости» применимо в буддизме к лицам, признанным Буддами, бодхисаттвами, архатами. В их число входят первые ученики Будды Шакьямуни: Анада, Шарипутра, Маудгальяна, Кашьяпаи другие; бодхисатвы Авалокитешва­ра, Манджушри, Ваджрапани. В Тибете в качестве будды почитается Цзонхава. Святыми признавались также мо­нархи и правители: Ашока в Индии, Сронцзангамбо в Тибете. В России буддисты считали царей воплощением божества «Белая Тара», т. е. бодхисаттвами. Святыми могут признаваться не только монахи, но и миряне.

Одним из наиболее известных лам в истории бу­рятского буддизма является основатель Цугольского дацана Л.Л. Дандаров. Ширетуй Цолгинского дацана, выдающийся бурятский просветитель и ученый Р. Номтоев (1820— 1907), был автором Большого толкового двуязычного (тибетский и монгольский) словаря, трудов по грамматике и этног­рафии. Перу ширетуя Анинского дацана Лобсан Талдан-ринпочэ принадлежит «Ясное зерцало» — адаптированное изло­жение «Ламрима» Цзонкхапы. Широкое распростране­ние получили сочинения кудунского ламы И.-Х. Галыииева и ширетуя Агинского дацана Д.Ж. Донжинова, в популярной форме изложивших основы буддийского учения.

Весьма почитаемым ламой был тантрист Шагжа (1858—1909), известный своим подвижничеством на священной горе Алхана. Л.-С. Цыденов (1842—1922) стал основателем нового реформаторского направления в буд­дизме, делавшего акцент на внедацанских формах организации и практики.

Значительную роль в истории буддизма сыграл бурятский религиозный деятель Агван-Лубсан Доржиев (1857—1930), на­ставник Далай-ламы XIII Агван-Лобсан-Тубдан-Чжамцо (1876—1933). Ширетуй Кудунского дацана Л.Д. Дан-дарай впервые открыл в Бурятии философской школы чойра-цанид. Летописи отмечают ученость и подвижническую деятельность ламы Галсана Содбо и ламы-перерожденца Лубумбы, ширетуя Агинского дацана Г.Ж. Тугулдурова, также основавшего философскую школу чойра-цанид.

В настоящее время численность буддийского духовенства в Бурятии составляет около 1 тыс. лам.

С.Ю. Лепехов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири