Новости

Броневой, Леонид Сергеевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
В фильме "Покровские ворота"
В фильме "Покровские ворота"
Автор: Не известен
Источник: www.fotki.yandex.ru
В фильме "Семнадцать мгновений весны"
В фильме "Семнадцать мгновений весны"
Автор: Не известен
Источник: persona.rin.ru

Леонид Сергеевич Броневой (17 декабря 1928, г. Киев, УССР, СССР – 9 декабря 2017, г. Москва, РФ) — актёр театра и кино. Народный артист СССР (1987), лауреат Государственных премий РСФСР (1976) и РФ (1997).

Биография

Родился в еврейской семье Соломона Иосифовича и Беллы Львовны Броневых. В детстве обучался игре на скрипке в десятилетней музыкальной школе при Киевской консерватории у известного киевского педагога, профессора Давида Соломоновича Бертье (Лифшица). Отец будущего актёра, Соломон Иосифович Броневой (настоящая фамилия — Факторо́вич), происходил из семьи одесского кондитера, участвовал в Гражданской войне, в 1920–1923-х работал в ОГПУ, после окончания юридического отделения рабфака в Киеве (где познакомился с будущей женой — студенткой экономического отделения) — в аппарате Института народного хозяйства Украинской ССР, но в 1927 был исключён из партии по обвинению в троцкизме и уволен из института. В 1928, незадолго до рождения сына, Соломон Иосифович по ходатайству старшего брата (впоследствии начальника 2-го отдела экономического управления и отдела кадров ГПУ УССР, в 1936–1937 заместителя наркома здравоохранения Украины Александра Иосифовича Броневого, 1898–1940, украинца) попал в киевский окружной экономический отдел ГПУ, затем был командирован в Иваново, в 1933 награждён орденом Красной Звезды и в 1934 в звании майора госбезопасности (соответствовавшему тогда армейскому комбригу) назначен начальником 6-го отдела НКВД УССР. В 1935 он был уволен из органов госбезопасности и назначен начальником киевского парка культуры и отдыха. 13 сентября 1936 арестован и 9 марта 1937 приговорён к 5 годам заключения (после продления срока освобождён в 1946, с 1949 на поселении, освобождён в 1954). Мать развелась с ним и сменила сыну отчество на «Сергеевич», но это не помогло — как «семью врага народа» их с сыном отправили в ссылку в город Малмыж Кировской области. В 1941 Броневым позволили вернуться в Киев, но началась война, и они были эвакуированы в город Чимкент Казахской ССР, где Л. С. Броневой учился в средней школе и начал самостоятельно работать. Вместе родители Леонида Броневого больше никогда не жили.

В 1950 Л. С. Броневой окончил Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. После распределения Броневой с 1950 работал в Магнитогорском и Оренбургском драматических театрах.

В 1953 Леонид рискнул и поехал в Москву, где ему удалось сразу поступить на третий курс Школы-студии МХАТ (курс А. М. Карева); окончил её в 1955. После окончания Школы-студии актёр не остался в Москве, а оказался в Грозненском драматическом театре. Затем были Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова, Государственный Воронежский академический театр драмы имени А. Кольцова. С 1962 по 1988 год был ведущим актёром Московского драматического театра на Малой Бронной. С 1988 — в Московском театре Ленком.

Впервые всесоюзную популярность Броневому принесла сыгранная в 45-летнем возрасте роль Мюллера в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Созданный им образ шефа гестапо — не примитивного садиста-костолома, какими часто изображали гестаповцев в советских фильмах, а нормального человека, с чувством юмора («Я старый добрый человек, ваш красавчик-шеф злее меня в тысячу раз», «Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно»), простыми манерами и не слишком щепетильным отношением к официальной идеологии («Развелось много идиотов, говорящих правильные слова»), но при этом умного, квалифицированного профессионала и опасного противника, — оказался очень ярким, запоминающимся, вызывающим уважение и даже симпатию. Многие реплики телевизионного Мюллера стали крылатыми выражениями; более всего, видимо, повезло прочно вошедшей в русский язык фразе «Штирлиц! А Вас я попрошу остаться!».

Вторым столь же популярным персонажем Броневого стал Доктор из художественного фильма «Формула любви». Пожилой человек, умудрённый опытом, для которого в мире нет ничего неожиданного, ничего такого, что могло бы поколебать уверенность в себе и в правильности своих взглядов на жизнь. Многие фразы Доктора, произнесённые с интонацией Броневого, стали популярными в народе. Это же относится и к роли артиста эстрады Велюрова из ленты «Покровские ворота».

В последующие годы актёр сыграл ещё более двадцати ролей в кино. Последняя, на текущий момент, — роль старика-актёра Журавлёва в фильме «Простые вещи», за которую он получил «Нику» в марте 2008.

Заслуженный артист РСФСР (1971), народный артист РСФСР (1979), народный артист СССР (1987). Награды: орден Трудового Красного Знамени (1982), орден «За заслуги перед Отечеством» 2 ст. (1 декабря 2008, награждение состоялось 17 декабря), орден «За заслуги перед Отечеством» 3 ст. (17 декабря 2003), орден «За заслуги перед Отечеством» 4 ст. (25 августа 1997). Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 (29 мая 1997), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за исполнение роли Мюллера в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Роли в кино

1964 — Товарищ Арсений — полковник жандармерии,

1965 — Лебедев против Лебедева — Евгений Викторович,

1967 — Твой современник — референт министра,

1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Дело № 4. Повинную голову… — Кудряшов,

1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Дело № 6. Шантаж — Кудряшов,

1973 — Исполняющий обязанности — Тугодаев, заказчик проекта,

1973 — Семнадцать мгновений весны — Генрих Мюллер,

1973 — Всего несколько слов в честь господина де Мольера — Людовик Великий, король Франции,

1974 — Агония — Иван Фёдорович Манасевич-Мануйлов,

1974 — Врача вызывали? — Медведев Леонид Сергеевич, профессор, заведующий терапевтической клиникой,

1974 — Пятёрка за лето — Степан Петрович, повар, говорящий стихами,

1974 — Таня — Васин Семён Семёнович,

1975 — Концерт для двух скрипок — профессор,

1975 — Маяковский смеётся — Олег Баян,

1975 — Ольга Сергеевна — Тютяев,

1975 — Прошу слова — Пётр Васильевич Алтухов, бывший председатель горисполкома,

1977 — Вооружён и очень опасен — Питер Дамфи,

1979 — Похищение «Савойи» — Шалло Жан, коммерсант,

1979 — Тот самый Мюнхгаузен — герцог — курфюрст Ганновера,

1980 — Какие наши годы! — Осташенко Михаил Михайлович, отец Майи,

1982 — Возвращение резидента — Иоганн Штаубе,

1982 — Покровские ворота — Аркадий Варламович Велюров,

1983 — Если верить Лопотухину — директор школы Юрий Леонидович,

1983 — Месяц в деревне — Игнатий Ильич Шпигельский,

1984 — Формула любви — доктор,

1986 — Конец операции «Резидент» — Иоганн Штаубе,

1986 — Чичерин — М. М. Литвинов,

1987 — Загадочный наследник — Алексей Миронович Лизовский, нотариус,

1988 — Большая игра,

1988 — Физики — Алек Джаспер Килтон,

1991 — Небеса обетованные — полковник Семён Ефремович,

1992 — Старые молодые люди,

1993 — Итальянский контракт,

1996 — Маленькая королева и другие,

1997 — Шизофрения — портной,

1997 — Корабль двойников — генерал ФСБ,

2007 — Простые вещи — Владимир Михайлович Журавлёв,

2008 — Без вины виноватые — Мендельсон.

Телеспектакли

  • 1969 — Комендант Лаутербурга
  • 1969 — С первого взгляда — Душевный
  • нач. 1970-х — Смерть Изольды Кавальтини — комиссар полиции
  • 1970 — Борис Годунов. Сцены из трагедии — Шуйский
  • 1971 — Что делать? — читатель
  • 1971 — Золотая карета — Факир Рахума
  • 1972 — Платон Кречет — Аркадий Павлович
  • 1973 — В номерах — кондуктор Тычкин
  • 1973 — Всего несколько слов в честь господина де Мольера — Людовик XIV Великий, король Франции
  • 1973 — Человек со стороны — Гаврила Романович Полуэктов
  • 1974 — Свадьба как свадьба — случайный гость
  • 1975 — Страницы журнала Печорина — Вернер, доктор
  • 1976 — В одном микрорайоне — Никита Владимирович Карасёв, заведующий лабораторией
  • 1977 — По страницам «Голубой книги» (рассказ «Коварство») — рассказчик
  • 1979 — Сэр Вальтер Скотт, страницы жизни и творчества — Вальтер Скотт
  • 1981 — Охотник — Виталий Фёдорович Невидимский
  • 1982 — Попечители — Салай Салтаныч
  • 1983 — Месяц в деревне — Игнатий Ильич Шпигельский
  • 1984 — Свидание назначила Татьяна Шмыга — Леонид Броневой
  • 1986 — Равняется четырём Франциям — Шахматов (а также режиссёр фильма-спектакля)
  • 1987 — Анонимка — Павел Васильевич Тёлкин, хирург
  • 1996 — Маленькая королева и другие
  • 2004 — Мудрец — Крутицкий
  • 2005 — Варвар и еретик — Потапыч
  • 2005 — Королевские игры — герцог Норфолк
  • 2005 — Чайка — Евгений Сергеевич Дорн
  • 2009 — Женитьба — Яичница
  • 2011 — Вишнёвый сад — Фирс

Радиоспектакли

  • 197? — «Мы наш, мы новый мир построим» — эсер Анохин/колчаковский штабс-капитан Крупин
  • 1979 — «Обломов» (по одноимённому роману И. А. Гончарова) — радиоспектакль в одном лице
  • 1984 — «Приказано выжить» (по одноименному роману Ю. Семёнова) — Мюллер

Озвучивание

  • 1976 — Птичка Тари (мультипликационный) — Попугай; текст от автора
  • 1981 — Пластилиновая ворона (часть «Игра») (мультипликационный) — вокал
  • 1981 — Опасный возраст — Семён Ильич Барщевский роль В. М. Шестакова
  • 1986 — Следствие ведут Колобки (1-2 серии) (мультипликационный) — Шеф

Участие в фильмах и телепередачах

  • 1998 — Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный)
  • 2008 — Леонид Броневой. Под колпаком у Мюллера (документальный)
  • 2008 — Моя обманчивая мрачность. Марк Захаров (документальный)
  • 2008 — Татьяна Пельтцер (из документального цикла Человек в кадре на телеканале «Время»)
  • 2009 — Моя «Железная леди». Татьяна Лиознова (документальный)
  • 2009 — Татьяна Пельтцер. Осторожно, бабушка! (документальный))
  • 2011 — Режиссёр Александр Дунаев. Над предлагаемыми обстоятельствами советского театра (документальный)
  • 2015 — Легенды мирового кино. Леонид Броневой Телеканал «Культура»
  • 2015 — Леонид Броневой в программе «Белая студия» Ведущая Дарья Златопольская. Телеканал «Культура».

Воспоминания об Иркутске

Из Грозного Броневой приехал в Иркутск, работал в труппе Иркутского драматического театра. Играл роли во многих спектаклях — например, Сергея в драме "На Байкале", Яшу Дубровского в "Дмитрии Стоянове", Коха в "Последней остановке". 

Здесь у Леонида Сергеевича и его жены Валентины родилась дочь. Броневой подружился с Виталием Венгером, они были заняты вместе в спектаклях. В "Улице Трех Соловьев, 17", например, артисты играли роли двух приятелей — толстого и тонкого, Броневой, естественно, был толстым, а Венгер — тонким.

— В провинции актер вкалывает гораздо больше, чем в столице, — считает Броневой. — Приходится готовить по 4-5 спектаклей в год. А в Москве люди барские: выпускают в год один спектакль, максимум два. Провинциальный артист — это рабочая лошадь! У него нет никаких приработков: ни в кино, ни на местном телевидении и радио, где вакансий внештатников никогда нет. Можно только драмкружок вести на заводе. В Иркутске мне удалось организовать драмкружок только потому, что я пообещал за те же деньги — 60 рублей в месяц — создать еще и хор.

В Иркутском академическом драматическом театре им. Охлопкова есть свой музей. Собирал экспонаты — фотографии, афиши, программки, и многое другое — заслуженный артист РФ Виталий Петрович Сидорченко. Благодаря ему сохранились несколько программок спектаклей с участием Броневого и даже фотографии Леонида Сергеевича на сцене.

Кстати, существует байка, что звание "Народный артист РСФСР" Броневой получил благодаря тому, что сообщил Борису Николаевичу Ельцину о своей работе в Иркутске:

— Мы выступали в Государственном Кремлевском дворце, я читал "Стихи о советском паспорте" Маяковского. После концерта за кулисы пришел тогдашний первый секретарь МГК Ельцин в сопровождении чиновников. Красивый, вальяжный, метра под два ростом. Кто-то из артистов его спрашивает: "Борис Николаевич, ну как вам тут, в Москве?" Он махнул так рукой и говорит: "Не спрашивайте!". И вдруг обращается прямо ко мне: "Вы сибиряк?" Я отвечаю: "Можно сказать — да, работал много лет в Иркутске". Тогда он поворачивается к сопровождающим, среди которых я узнал министра культуры РСФСР Мелентьева: "Почему он до сих пор не народный артист России?" Буквально через два дня я уже был им!

Крылатые реплики из фильмов с участием Леонида Броневого

  1. Штирлиц! А Вас я попрошу остаться. («Семнадцать мгновений весны»).
  2. Они все фантазёры, наши шефы… Им можно фантазировать — у них нет конкретной работы! («Семнадцать мгновений весны»).
  3. В наше время нельзя верить никому, даже себе! Мне — можно… хи-хи («Семнадцать мгновений весны»).
  4. Голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит. («Формула любви»).
  5. Когда доктор сыт — и больному легче. («Формула любви»).
  6. Ну откуда в Италии мята? Видел я эту Италию на карте — сапог сапогом. («Формула любви»).
  7. И с барышнями поаккуратнее, каменные они там, не каменные… Наше дело — сторона. Сиди на солнышке, грейся… («Формула любви»).
  8. Пальцем искрить, вилки глотать в нашем возрасте уже не годится. («Формула любви»).
  9. Из Мюнхгаузена воду лить не будем. («Тот самый Мюнхгаузен»)
  10. Мне всегда нравился Ваш образ мысли, прямая линия плеча, зауженные панталоны: Вы могли бы стать примером для нашей молодёжи («Тот самый Мюнхгаузен»)
  11. И вот тут некоторые стали позволять себе нашивать накладные карманы и обуживать рукав. Так вот этого мы позволять не будем! («Тот самый Мюнхгаузен»)
  12. Кафе-бар. Я догоню. («Покровские ворота»).
  13. Наяда моя! («Покровские ворота»).
  14. А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду! («Покровские ворота»).
  15. Заметьте, не я это предложил! («Покровские ворота»).
  16. Но как вы спелись! («Покровские ворота»).
  17. Раньше я шёл в Мосэстраду как в дом родной, теперь я иду туда как на Голгофу. («Покровские ворота»).
  18. У меня пенсия хорошая. Маленькая, но хорошая. («Небеса обетованные»).
  19. Необходимость судить о себе — это как раз то, что отличает человека от других млекопитающих. («Врача вызывали?»)
  20. Смертельно раненого Александра Сергеевича Пушкина нынче выходил бы рядовой скромный добросовестный врач! («Врача вызывали?»)

Байки о Броневом

Сенчина — соблазнительница!

В фильме "Вооружен и очень опасен" Броневому нужно было играть постельную сцену с Людмилой Сенчиной. А он только что женился и переживал, как супруга к этому отнесется. По словам Сенчиной, на съемках он весь красными пятнами покрылся, спрашивает режиссера: "Ну как мне ее? Так?" От волнения сорвал бретельку бюстгальтера. После выхода ленты зрители с негодованием писали: "В то время как в Гондурасе дети голодают, Сенчина соблазняет наших мужей и сыновей!"

"Простите, Мюллер, я целилась не в вас!"

После "Семнадцати мгновений весны" Броневого одолевали поклонники, и он выходил на улицу в больших черных очках. Во время гастролей Театра на Малой Бронной в Одессе Леонид Сергеевич в своих черных очках решил пройтись по городу. И когда он поравнялся с очередью перед обувным магазином, одна из покупательниц вдруг метнула здоровенную коробку, попав... прямо в голову Броневому. Броневой замер. А метательница, пробегая мимо кинозвезды за обидчицей, крикнула: "Простите, Мюллер, я целилась не в вас"...

Наградить этого, как его... Мюллера!

Сериал "Семнадцать мгновений весны" был любимым фильмом председателя КГБ Юрия Владимировича Андропова, который сам подписал указ о награждении актеров, снявшихся в картине. Фамилию Броневого он не вспомнил и записал просто: "Мюллер".

Броневой виноват

Однажды какой-то секретарь ЦК ВЛКСМ, отвечая на вопрос, почему в мире так много фашистских организаций, сказал: "Это Броневой виноват. Нельзя делать фашистов такими привлекательными".

Анекдот

Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. "Броневой", — подумал Штирлиц.

Ссылки

  1. Википедия — свободная энциклопедия

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 апреля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.