Новости

Братское водохранилище. История затопления деревень

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Старый Братск. На заднем плане гора Монастырская. Источник: Obratske.ru
Старый Братск. На заднем плане гора Монастырская. Источник: Obratske.ru
Автор: Не известен
Источник: panoramio.com
Братское водохранилище
Братское водохранилище
Автор: Г.Тарасков
Источник: foto-planeta.com
Жителю Балухари Виктору Михайловичу уже и припомнить трудно, кто же приехал из Бейтоново, — никого, кажется, и не осталось
Жителю Балухари Виктору Михайловичу уже и припомнить трудно, кто же приехал из Бейтоново, — никого, кажется, и не осталось
Автор: Светлана Михеева
Источник: pressa.irk.ru
Церковь из Бейтоново сохранила первоначальную архитектуру до наших дней
Церковь из Бейтоново сохранила первоначальную архитектуру до наших дней
Автор: Светлана Михеева
Виталий Михайлович передал свою любовь к родному краю внучке
Виталий Михайлович передал свою любовь к родному краю внучке
Автор: Светлана Михеева
Источник: pressa.irk.ru
Дед бабы Жени спас знаменитое в этих местах деревянное распятие
Дед бабы Жени спас знаменитое в этих местах деревянное распятие
Автор: Светлана Михеева
Источник: pressa.irk.ru

В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся более чем на 100 метров. Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень. Мы попытаемся рассказать вам о тех деревнях, которые погибли во время затопления, и о судьбе людей, которые волею государства остались без домов и потеряли свои корни.

Лунный пейзаж

Серый от угольной пыли снег и голый лунный пейзаж — жители Балухари, Поздеево, а также прочих деревень, примыкающих к угольному разрезу, почти привыкли к тому, что глаз положить не на что. Поля вокруг, которые в разгар битвы за целину были устроены на месте лесов, заросли бурьяном так, что и зимой из объемной снежной шапки торчат жесткие пучки высохших сорняков.

«А помним еще — были по Ангаре хорошие деревни! Помнишь, лес вокруг хороший, цветочки росли, гулять туда все ходили?» — спрашивает один мужик, коренастый, с натруженными руками. Какие уж ему, казалось бы, цветочки...

«Помню», — качает головой другой, улыбчивый и щетинистый, в рабочей телогрейке.

Они, так же как и большинство жителей деревни Балухарь, здесь некоренные, их притащила сюда советская власть да так и оставила ни с чем...

Реликвию спасли, но потеряли

Мы приехали в Балухарь искать переселенцев. Когда поднялась от Братской ГЭС вода и накрыла старые села и деревушки, люди приютились в разных местах. В Балухарь перевезли старинную почерневшую церковь из села Бейтоново, собрали на новом месте как клуб. Церковь — единственная устойчивая, материальная память о том, что на берегу была когда-то деревня, и не одна. И жили там люди — долго жили. Бейтоновская однопрестольная церковь Николая Чудотворца построена была в 1856 году, а это значит, что к тому году Бейтоново претендовало на звание села. И посещали ее в 1910 году более 2170 человек.

«Ой, у нас сейчас со всех окрестных деревень нету столько народу», — машет руками учитель истории Балухарской школы Марина Тарасова. Она ведет в школе кружок краеведения.

В церковь ездили через Ангару — из Каменки, из Свирска, который был тогда невзрачным поселением. Бейтоново служило через церковь объединяющим центром для окрестных деревень.

Была в Бейтоново и своя реликвия. Как гласит летопись, в 1840 году, еще до постройки в Бейтоново церкви, крестьяне обратились к Идинскому причту с просьбой передать им реликвию, почитаемую местными: резное деревянное распятие размером в рост человека. Связана такая просьба была с неурожайными годами. Ранее распятие хранилось в деревне Каменке, существующей и ныне.

Бейтоновским жителям распятие передали. Они поместили его в часовню, а затем, когда была выстроена церковь, перенесли туда. В 1935 году постановлением Черемховского горсовета, несмотря на просьбу жителей, поддержанную культовой комиссией ВЦИК, Бейтоновскую церковь закрыли.

— Но здание жители оберегали. И церковную утварь тоже — разобрали по домам понемногу. В нашем краеведческом уголке есть предметы из церкви. Они были переданы нам жителями, — учительница истории показывает чаши и кадило.

Кадило импортное, на нем написано, что это комбинированная лампа производства A.C.Wells& Co.

А где же икона? Та самая реликвия, которая спасала округу от неурожая?

— Неизвестно.

Одна из пожилых жителей Балухари, баба Женя из рода Соболевых, происходящего из деревни Соболево, тоже исчезнувшей, рассказывает о двух иконах, одна из которых могла быть искомой реликвией.

«Дед мой Филипп был плотником. Он как раз собственноручно разбирал и перевозил Бейтоновскую церковь в Балухарь незадолго до затопления. Бабушка велела ему забрать из церкви иконы. И дед потихоньку привез две иконы, темные они были такие, старые. Одна — «Распятие», большая, в человеческий рост, другая — «Богоматерь», чуть меньше. Они так и стояли дома. Бабушка нас ими пугала, когда мы в чулан лазили конопляное семя воровать. Потом иконы куда-то дели. Надо у родственников спрашивать. Я себе зарок дала — расселюсь как следует да и поеду, спрошу, где иконы».

Братскую могилу уже не найти

Баба Женя — одна из немногих стариков, которые еще живы и хоть что-то да помнят по рассказам родителей, хранят детские воспоминания. Она происходит из рода Соболевых, которые проживали в деревне Соболево, а потом расселились по ближайшим деревням. Вот как звучит история ее рода (недлинная на здешней земле — семья приехала в Сибирь из Центральной России, но от этого не менее замечательная).

«У Соболевых девять сыновей было. Мы из арефьевских. Это значит, что одного из сыновей звали Арефий. Есть еще прокопьевские, павловские, петровановские и так далее».

Чтобы избежать путаницы, к фамилии Соболевы как бы добавилась дополнительная фамилия. Так их сейчас и различают — это арефьевские, это павловские. Но и это не все. Внутри клана так или иначе происходила путаница. Если, например, бегают по деревне десять пацанят — десять Сашек Соболевых, как их различать? Так появились личные прозвища.

«У всех наших прозвища были. Так, называли: Сашка Соболев Чирок, Сашка Соболев Жук, Сашка Соболев Пшенка, Седой и другие», — рассказывает баба Женя. А относительно Бейтоново и других деревень советует спросить у Китайца.

Оказывается, Китаец — это прозвище одного из Соболевых, бывшего жителя исчезнувшей деревни Унен. Мы едем искать Китайца. Геннадий Соболев сначала рассказывает о причине своего переезда в Балухарь.

«Унен не затопило, но после затопления опахали под самые огороды и сказали: гнать не будем, сами сбежите. Распахали под самую маковку, скотину выгнать некуда стало — вот и уехали. Да и работы не стало. А из Бейтоново-то уже никого нет».

Скоро на улице собралась целая компания балухарцев. Все они не коренные. Жили в других деревнях — кто по берегу Ангары, кто рядом с Балухарью. Но все оказались здесь. Так получилось из-за затопления и колхозов — они преобразовывались, реорганизовывались, колхозы укрупнялись, маленькие деревни закрывались, центральные усадьбы перемещались. Люди двигались вместе со своими домами. Когда-то центральная усадьба была в Бейтоново, потом правление колхоза переехало в Балухарь, потом в Каменноангарск (где и по сей день сельсовет, к которому относятся все ближайшие деревни). Дополняя друг друга, люди вспоминают...

«А я помню Бейтоново, мы туда ездили радио покупать у старухи. Ангару переезжали — она в то время и в том месте ручей напоминала, вброд можно было переехать».

«Перед затоплением люди дома свои перевозили, хозяйство. И останки родственников поднимали с кладбища. Многие останки хоронили в Балухари. И добрую часть вывезли в Свирск, закопали в братской могиле. Только могилу эту, говорят, найти уже невозможно: хоронили сверху нее».

«Да там не только Байдоново затопило. Столько по берегу деревень было. Вот где теперь Федяевский залив, была деревня Федяево. Там теперь детские лагеря. Была еще такая деревня — Верхулай».

«Те деревни на берегу для жизни были приспособлены, все удобно расположено. Там лес был, а здесь помойная яма. Как взорвут на угольном разрезе что-нибудь, так вся гадость к нам летит. Видите, все серо от угольной пыли. А как газами пахнет!»

«И вокруг, гляньте, глазу упасть негде. Лунный пейзаж тут у нас — карьер. Леса все выкорчевали, когда поля городили, целину распахивали. Теперь весной у нас пыльные бури и все зерно с полей тучами летит на деревню».

«Скоро уголь к нам подойдет. Разрез все ближе. Вон к Поздеево близко совсем подошел, а уж как у них взрывы слышны!.. Думаем, окопают нас и уйдут, с переселением нам не поспособствуют. Им зачем? Когда-то давно на переселение Поздеево были выделены огромные деньги. Деньги ушли, а оно, видишь, все стоит. Так что, наверное, и отсюда переселяться самим придется».

Агроном составил карту исчезнувших деревень

Через две деревни от Балухари, в деревне Рысево, живет бывший совхозный агроном Виталий Михайлович, который живо интересуется историей малой родины. Марина Тарасова учит истории его внучку Дашу. Однажды пенсионер нарисовал внучке, которая самый активный юный краевед в Балухарской школе, карту всех исчезнувших деревень. В том числе и затопленных. Мы едем к нему в надежде узнать все о Бейтоново, Верхулае и других ушедших под воду поселениях..

«На отрезке от Рысьево до Федяево — то есть до самой Ангары — с момента советской власти и по сей день исчезли тридцать деревень. Какие-то исчезли из-за воды, какие-то из-за угля. Вот Шубино сейчас у нас на глазах исчезает».

«Что за деревня была Бейтоново? Чем занимались ее жители?»

«Бейтоново располагалось как раз напротив Каменки, километра на два-три. Там не было сельского хозяйства. Но рядом была пристань. Между Каменкой и Бейтоново ходили паром и лодки. В Бейтоново была мельница, построенная человеком по фамилии Гладышев. И такая она была мудреная, что когда сломалась в первые годы советской власти, то не смогли ее починить. А Гладышев в то время сидел в Александровском централе. Его из тюрьмы специально возили в Бейтоново мельницу чинить... А потом, наверное, обратно упрятали».

«Говорят, от Верхулая что-то сохранилось, что он не полностью ушел под воду».

«Верхулай же находился на возвышенном месте и после затопления оказался как бы на острове напротив деревни Чемодарихи».

«Значит, в Верхулае сохранились дома? »

«До затопления в Верхулае была насосная станция, она качала воду в Черемхово. И здание насосной станции сохранилось, торчит еще».

«А вы знаете что-нибудь о братской могиле в Свирске

«Вроде бы ее не найти сейчас. И слышал я, что люди, перезахоранивавшие своих родственников, выкапывавшие могилы в Бейтоново, все умерли — отравились газом, который шел из могил».

«Куда переселялись люди перед затоплением?»

«Расселялись по округе. Кто-то уехал в Свирск, поселился в микрорайоне. Колхозники уходили на шахты. Кто-то в городе шоферил. В общем, уезжали. В принципе, бросили деревню».

Пенсионер очень переживает, что деревни будут исчезать и дальше. Сам он в душе навсегда связал себя с родными местами и любовь к корням передал детям. Его сын, отец внучки Даши, бывший военный, верующий человек, вернувшийся в родные места, строит в Балухари часовню. Односельчане посмеиваются — мол, на свои деньги он ее сто лет строить будет, но идею, похоже, уважают. Была ведь в Бейтоново церковь. Может, если в Балухари будет часовня, жизнь будет определеннее и краше. А может, и уезжать не придется.

Ссылки

  1. Братское водохранилище: описание и фотографии
  2. Данные о Братском водохранилище
  3. Поиск по данным государственного водного реестра вдхр. Братское

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Михеева Светлана | Оригинальное название материала: Тайны затопленных деревень | Источник(и): СМ Номер один | http://baik-info.ru/sm/2011/09/009001.html | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 11 декабря 2020

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.