Новости

Богоявленский Кафедральный собор

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В 1693 г. за территорией Иркутского острога начал строиться деревянный собор во имя Богоявления Господня. Место для его воздвижения располагалось там, где позднее был возведён Казанский придел каменного Богоявленского собора.

По про­шествии немногим более двадцати лет иркутяне вновь обращаются к сибирскому митрополиту Феодору (Филофею Лещинскому) с просьбой о разрешении на со­оружение в Иркутске нового каменного храма Богоявленского собора на месте сгоревшего во время пожара 3 августа 1716 г. деревянного. Такое разрешение последовало в 1717 г., и сразу же начинается сбор средств, «приношений от доброхотных деятелей». Иркутский комендант Л. Р. Ракитин вместе со своим братом Иваном внёс в общий фонд строительства собора 200 рублей, по тем временам огромные деньги. Необходимые средства были быстро собраны. И уже в июле 1718 г. закладывается фундамент соборной церкви во имя Богоявления Господня. Как раз с этого года был отменён указ 1714 г., временно запрещающий возведение каменных построек. Весной 1719 г. строительство было приостановлено из-за сильного разлива Иркута, но в мае месяце уже вновь приступили к кладке стен собора. В 1723 г. окончено строительство без внутренней и наружной отделки придела Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Оснащенный всем необходимым для церковных служб, Петропавловский придел освящается 24 мая 1724 г. С этого момента в Бого­явленском соборе начали производиться все церковные службы и обряды.

Более чем через сто лет, а именно в декабре 1827 г. в Петропавловском приделе «поставлен новый иконостас с заново изготовленными иконами Благовещения и Рождества Христова. Все иконы выполнялись местными художниками. В 1836 г. в Петропавловском приделе деревянные полы заменяются на каменные. А в июне 1901 г. кровля придела была покрыта железными листами. В этом же году значи­тельным переделкам подвергается придел Всех Святых.

Строительство собора не оканчивается возведением колокольного шатрового завершения в 1729 г. В апреле 1828 г. погнивший и обветшавший купол на собор­ной колокольне сносится и заменяется к 13 июля этого же года новым.

На первом этаже соборного храма с левой стороны от входа располагался при­дел Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господа Иоанна во имя «усекнове­ния честные его главы». 22 июля 1724 г. преосвященным Иннокентием, первым иркутским епископом, освящается придел во имя великомученика Иоанна Воина, размещённый под колокольней. Занимал придел небольшое помещение на втором этаже над папертью. Пройти в придел Иоанна Воина можно было только через га­лерею, опоясывающую колокольню. Сооружён придел был по инициативе и «иж­дивением» иркутского сына боярского Ивана Пивоварова, а упразднён он был в ноябре 1818 г. преосвященным Михаилом (Бурдуковым). Иконостас со святыми иконами после упразднения отдан в сельский храм.

В 1742 г. в ход строительства Богоявленского собора вмешались силы природ­ной стихии, которые отодвинули освящение главного храма на несколько лет. Об этом в Сибиряковской летописи записано так: «В мае месяце в городе Иркуцке и в уезде, за Байкал морем и на Кяхте бысть тресение земли необыкновенное. И в Ир­куцке тем тресением с соборной колокольни каменной шатёр сшибло…» Н. С. Романов добавляет: «Это одно из самых страшных землетрясений, бывших по сие вре­мя в Иркутске». Упавший шатёр не стали восстанавливать, а на его основание уста­новили деревянный купол со шпилем.

Главный престол Богоявления Господня освящается архимандритом Нафанаилом 25 сентября 1746 г. Об этом также свидетельствует Мартос, который сообщает что в 1746 г. «освящён собор Богоявления Господня». Одновременно он пишет, что имеется «при нём семинария и дом Архиерейский». В 1755 г. в семинарии устраи­вается домовая церковь «во имя Покрова Пресвятые Богородицы», освящение которой произошло 9 сентября.

Работы над иконами главного иконостаса выполнил иеродиакон Никон Красовский. Служивший с 1745 г. иконостас в трапезной Богоявленского собора заме­няется новым в 1829 г.

По сравнению со Спасской церковью, в архитектуре Богоявленского собора сильнее проявляется влияние барокко, точнее, «московского барокко». Особенно отчётливо это наблюдается в оформлении декора здания. Внешний вид храма приобретает более живописный вид, но при всём этом в композиционном построении и в отделке здания довольно ярко проявляется влияние древнерусского зодчества, то есть происходит органичное сочетание старого и нового стилей. Это подтверж­дается наличием как шатрового завершения над колокольней собора, так и декора­тивного убранства храма.

Значительным исправлениям подвергся главный храм собора в 1833 г. Реконст­рукция пола, то есть замена деревянного его покрытия на каменное в главном храме, производится только в 1876 г. 3 октября, как сообщает летопись, «по случаю замены в главном храме Кафедрального собора деревянного пола каменным со­вершено архиепископом освящение храма сего».

До 1750 г. преосвященные проживали в снимаемых ими квартирах иркутских жителей. 21 ноября этого года при Богоявленском соборе начинается строитель­ство деревянного дома, предназначенного под келии для проживания иркутских архиереев, а с 7 октября 1754 г. архиерейский дом перестраивается. На следующий год 27 августа преосвященный Софроний перешёл во вновь отстроенный архиерей­ский дом и «поднимал из собору образ Пресвятыя Богородицы Казанския». В этом же, 1755 г., вокруг Богоявленского собора строится каменная ограда, а «внутри ея построены деревянные корпуса консистории и семинарии». Первый капитальный ремонт ограды начался 1 июня 1791 г.

При Богоявленском соборе существовала церковь во имя Архангела Михаила, которая размещалась в помещении над воротами, обращенными в сторону Анга­ры. К 1758 г. надвратная церковь приходит в негодность и пресвященный Софро­ний даёт указание разобрать её по ветхости и на её месте построить новую церковь во имя святого великомученика и Победоносца Георгия. В этом же году она была построена и освящена лично преосвященным Софронием. В 1782 г. эта надвратная церковь упраздняется и полностью разбирается. Иконостас её со святыми икона­ми передаётся во вновь строящуюся тогда каменную церковь в селе Усть-Куда.

У южного фасада Богоявленского собора в 1764 г. выполнен правый придел во имя образа Казанской Божией Матери. В июле иркутский епископ Софроний ос­вятил его. В этом храме находились усыпальницы иркутских архиереев. Здесь были захоронены Софроний, Михаил Первый, Вениамин Второй. Также здесь покои­лись обгоревшие останки камчатского архимандрита Пахомия, который во время пожара, охватившего здание семинарии 14 февраля 1776 г., погиб в пламени.

Только 23 марта 1780 г. обратились в Святейший Синод с просьбой об открытии в Иркутске Духовной семинарии. При Семинарии имелась библиотека с хорошо подобранными книгами. Особенно широк был подбор книг по отделам истории, географии, литературы. В книжном фонде было много старопечатных религиоз­ных изданий. В комплектации фонда библиотеки большое участие приняли иркут­ские архиереи.

28 октября 1794 г. святую икону Казанской Божией Матери облачили в новую серебряную, отделанную золотом и украшенную драгоценностями ризу под вен­ком. Риза была сделана по заказу московскими мастерами. В честь этого события 1 ноября прошло церковное торжество.

Одновременно с пристройкой придела во имя Богоматери Казанской с ангарской стороны пристраиваются ещё два придела. Первый во имя Иоанна Крестителя, уп­разднённый в 1869 г. при перестройке собора и обращенный в соборную ризницу, а второй — во имя Всех Святых. В 1826 г. делались поправки в приделе Иоанна Предтечи, а в 1827 г. выполняются исправления в приделе Всех Святых.

Небольшие повреждения Богоявленскому собору нанесла затмившая солнце сильнейшая буря, пронёсшаяся над Иркутском 10 апреля 1790 г. Она срывала со многих домов крыши, валила заборы, а с соборной церкви с северной стороны ото­рвала железные листы крыши и напором воздуха были поломаны стёкла. Такой же штормовой бурей 24 апреля 1842 г. сорвало одну из глав Богоявленского собора. А вот в ночь с 23 на 24 апреля 1804 г. произошло сильное землетрясение, «которым с соборной колокольни сронило крест и бросило на несколько сажен от церкви».

В 1797 г. для «Большого» колокола было решено около Богоявленского собора возвести вторую колокольню. «Большой» колокол был специально отлит для Богоявленского собора. Его вес составил 761 пуд. Сразу же после отливки его подвесили на специальные столбы. Начало строительства колокольни было отнесено на 1811 г. В сентябре месяце были произведены земляные работы и заложен фундамент колокольни. Строительство шло медленными темпами, и только через два года за­канчивается кладка стен. В 1814г. колокола этой колокольни известили горожан о победе России и её союзников над Наполеоном. Вот как об этом событии сообщали летописные источники в записи за 14 июля 1814г.: «Радостное торжество, что русские войска с союзными 19 марта заняли столицу Франции Париж, заставя На­полеона отречься от престола и прав на Францию. Отправлено было торжествен­ное молебствие на площади, на горном месте, с коленопреклонением, пушечною и ружейною пальбою от бывшего на фронте войска. Народ с умилением радости без умолку кричал «Ура!» Церковь сопровождала моление своим ежедневным вседнев­ным колокольным звоном». Во время торжеств в Иркутске палили из пушек, а на улицах выставили в бочонках вино.

В 1815 г. основные строительные работы по возведению второй колокольни за­канчиваются, и 30 марта на неё был водружён «Большой» колокол. Колокольня выполнена в формах провинциального классицизма и имела четыре яруса: нижние два представляли из себя квадратный четверик, а два верхних были выполнены в виде ротонды, облегчённой широкими прочными проёмами. 10 июня колокольня покрывается железом. И в этот же день на ней ставится крест.

На первой колокольне Богоявленского собора в июне 1802 г. произведён ре­монт купола с деревянным его покрытием, а шпиль покрывается жестью и окрашивается.

Сильным землетрясением, совершившимся утром 6 августа 1839 г., был повреж­дён восьмерик соборной церкви, в нём образовались щели.

В один морозный зимний день 1865 г. при сильном ударе в «Большой» колокол: в нём образовалась трещина и он стал дребезжать. Поэтому с благословения архиепископа Евсевия лопнувший колокол решили снять и, добавив меди, отлить но­вый «Большой» колокол весом более тысячи пудов. Соборный староста Михаил Васильевич Михеев собрал по подписному листу 3647 рублей 18 копеек, из кото­рых 2718 рублей 87,5 копеек потрачено на приобретение 300 пудов меди и 60 пудов олова. Заменивший архиепископа Евсевия Парфений поручает также новому со­борному старосте Ивану Ивановичу Базанову выписать из России мастера по от­ливке колоколов. Такой колокольный мастер нашёлся в Красноярске. Это был Чарышников, который принял приглашение отлить новый «Большой» колокол в Иркутске. В июне 1873 г. колокол весом 1227 пудов был отлит на том же месте, где отливался и старый «Большой» колокол. 20 и 21 августа иркутяне для перевозки колокола на место вновь взялись за верёвки. Вот как о перевозке колокола записа­но у Н. С. Романова: «Иркутский колокол был перевезён в город по Ланинской улице к собору.

Сначала его везли на медведке. (Согласно разъяснению В. И. Даля, медведка — это «каток, вал, отрубок бревна, лесины для подкладки под большие тяжести при перемещении их», а также это «плаха с железным крюком для таскания на горных заводах криц и камней»). Медведка находилась в расстоянии полверсты от места обтачивания колокола. Чтобы доставить колокол к месту стоянки медведки, его катили на брёвнах по доскам посредством упрощённого ворота, состоящего из брев­на, вкопанного вертикально в землю и укреплённого на двух якорях канатами. Ве­роятно, находили, что при страшном трении ворота, в земле и вверху, от якорных канатов, рабочим должно быть легче вращать его, чем при трении обыкновенного ворота, на подшипниках. За день до перевозки жители города были оповещены особым объявлением. Собралось до 700 человек. На тротуарах, по обеим сторонам Ланинской улицы, сидели разнаряженные дамы. Каждую минуту проезжали эки­пажи. Но катки в медведке были слишком малы в диаметре; рама стояла от земли всего на 2 вершка, вследствие чего медведка не один раз врезалась в землю и в пер­вый день колокол могли доставить только до Арсенальской улицы, где и бросили медведку. На другой день его прикатили к собору по доскам на брёвнах. Мастер, его отливший, сидел на колоколе верхом и держался за ушки ... 31 августа состоя­лось поднятие на соборную колокольню нового отлитого колокола при многочис­ленном стечении народа, общими усилиями которого таковой и поднят».

В 30-х гг. девятнадцатого столетия в Кафедральном Соборе приступили к мо­дернизации системы отопления. При постройке, как и во многих других церквах, обогревательные печи установили в подвальных помещениях. Эти печи функцио­нировали вплоть до 1832 г., обогревая только Петропавловский придел и трапез­ную. Новые печи уже устанавливаются во внутренних помещениях собора.

Особенно сильные повреждения Богоявленскому кафедральному собору были нанесены жесточайшим землетрясением 30-31 декабря 1861г. Современники это­го события свидетельствовали, что «повреждения были следующие: шейка и фона­рик под главою на холодном храме со всех сторон расщелялись, из окон фонарика выпали две рамы со стёклами, а внутрь нападало много кирпичей; арки над окнами и дверями лопнули; свод в Казанском приделе разделялся во многих местах так, что угрожает опасностью; в иконастасе Петропавловского храма две колонны сдви­нулись с места, а капители оных и резьба попадали на пол. В тёплом храме Богояв­ления Господня в нескольких местах по сводам и аркам оказались трещины и отва­лилась местами штукатурка — словом, не осталось ни одного свода, который бы не был повреждён». Эти повреждения были признаны неопасными, и в соборе прово­дились службы вплоть до 1867 г., когда 8 мая архитекторы Александр Евграфович Разгильдеев и Гофман в присутствии настоятеля, старосты и других священнослужителей собора осмотрели помещения собора и пришли к заключению, что тре­щины, образовавшиеся после землетрясения, заметно расширились и, кроме того, на сводах куполов и окон образовались новые трещины. Исходя из этого, отправ­ления служб в летней половине собора было прекращено впредь до капитального ремонта. К такому ремонту приступили с 1868 г. Чертежи и эскизы ремонта и пере­стройки собора составил архитектор-художник Владислав Андреевич Кудельский. А наблюдение за ходом всего комплекса реставрационных работ было поручено опытному уставщику Николаю Андреевичу Иванову. Все работы были закончены в 1870 г. На ремонт было истрачено 38859 рублей 93,5 копейки. Были выполнены следующие работы: южная стена была разобрана почти до основания, при новом возведении её размеры окон были увеличены. Своды, занимавшие всё внутреннее пространство тёплого отделения храма, и стена, делившая собор на две половины, полностью убраны и заменены двумя арками высотою до трёх сажен. Благодаря этой реконструкции дополнительно образовалось проходное помещение. Старин­ный иконостас заменён новым по малиновому фону с изящной золочёной «на по­лимент» резьбой. Иконостас изготовлен крестьянином Пермской губернии Бори­сом Васильевичем Поповым. Иконы в трёх верхних ярусах на золотом фоне были выполнены московским иконописцем Андреем Семёновичем Рогозиным. Осталь­ное убранство собора изготовлялось разными иркутскими мастерами. Освящение собора состоялось в день рождения императрицы Марии Александровны 27 июля 1870 г., и провёл его архиепископ Парфений. Городской голова Иван Степанович Хаминов по этому случаю дал у себя дома торжественный обед. Архиепископ же Парфений с духовенством 30 марта 1871 г. совершил освящение правого придела во имя Казанской иконы Божией Матери. Здесь во время ремонта были перебраны полы и заменён иконостас. День освящения этого придела был выбран не случай­но, так как в этот день исполнилось ровно сто лет со дня кончины иркутского архи­епископа Софрония, освятившего после постройки этот придел в 1766 г. В этом же. 1871, году придел во имя Иоанна Предтечи упразднён, а на его месте организована соборная ризница.

Пламя 1879 г. остановилось буквально у стен собора. Вокруг бушевало море огня, а Богоявленский собор, как островок, остался цел и невредим. И в дальнейшем на облике церкви откладывались отпечатки времени и зачастую некомпетентность спе­циалистов, ведущих ремонтные и восстановительные работы, а иногда и сознатель­ные действия, в результате которых первоначальный вид храма был утерян. Под руководством энергичного, деятельного московского архитектора-реставратора Га­лины Геннадьевны Оранской, проведшей большие предварительные поисково-ис­следовательские работы, в 1967-1985 гг. и собору Богоявления Господня был воз­вращён первозданный вид.

В архитектуре собора, как отмечают специалисты, своеобразно соединены тра­диции древнерусского и посадского храма и барочные приёмы. С 1996 г. воссозда­ются интерьеры помещений.

1 марта 1881 г. умер император Александр II. По прошествии некоторого вре­мени в качестве памятного знака передавались некоторым городам, обществам рос­сийских городов венки с гробницы императора Александра II. Такой венок депута­ция иркутского городского общества получила 20 апреля 1883 г. Для обеспечения долговечного хранения венок сразу же был отдан на петербургскую электрогальва­ническую фабрику А.Н. Ковака для покрытия его серебром. Серебрение венка сде­лано чрезвычайно тщательно. Все 2803 листка венка отдельно покрывались сереб­ром. Стоимость всей работы составила 1100 рублей. Готовый венок поместился в кисте на чёрной бархатной подушечке. Сама подушечка и обрамление киста украшались коронами и вензелями императора Александра II. На банте венка имелась надпись, свидетельствующая, где приобретён памятный венок, а на кисте прикреп­лена дощечка, на которой было написано: «Получен депутатами Иркутского го­родского общества Н.П. Синельниковым — сенатором, Д. Д. Демидовым — город­ским головою и гласным Думы Ф. К. Трапезниковым в СПб. 20 апреля 1883 г.». Хранение венка предполагалось в Иркутском Богоявленском соборе.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.