БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ СИБИРИ. Церковное пение — неотъемлемый элемент старообрядческой службы. Следуя нормам средневековой эстетики, староверы рассматривают пение как синоним богослужения и противопоставляют его понятию «музыка», под которым подразумевают светские формы, а также многоголосное пение пореформенной Православной Церкви.
Порядок следования поющихся литургических текстов в старообрядческом богослужении определяется положениями Иерусалимского устава «Око церковное», принятого РПЦ на рубеже XIV—XV вв. Не признав нововведений церковной реформы середины XVII в., староверы в целом следовали канонам данного Устава в редакции, осуществленной при Патриархе Иосифе. Однако последующее разделение старообрядцев на поповцев и беспоповцев обусловило определенного различия в религиозной практике этих 2 направлений.
Формирование течения беспоповства привело к необходимости дополнительной редакции Иерусалимского устава, учитывающей утрату института священства. Беспоповцы были вынуждены отказаться от разделов богослужения, осуществляющихся духовенством, и заменить их разделами, допускающими служение лиц, не имеющих духовного звания, — наставников. В связи с этим в начале XVIII в. беспоповским (поморским) старообрядчеством создается собственный Устав, опирающийся на каноны «Ока церковного». Догматическое обоснование введенных изменений изложено монахами Выговского монастыря (в чьей среде осуществлялась новая редакция Устава) в «Поморских ответах» и закреплено в Поморском уставе Андрея Денисова. В настоящее время Поморский устав распространяется на богослужебную практику всех беспоповских согласий, прямо или опосредованно связанных с традициями Выго-Лексинского общежительства (новопоморцев, федосеевцев, филипповцев, странников). Сведения о литургической практике беспоповцев Спасова согласия и дальнейших ее модификаций, отрицающих богослужебное пение как таковое, отсутствуют.
Различия в реализации общих уставных правил определились в ходе дальнейшего раздельного существования 2 старообрядческих направлений и отразились на всех составляющих церковно-певческой традиции. Современная обрядовая практика поповцев и беспоповцев отличается прежде всего принципами организации дневного круга богослужений. В поповском старообрядчестве дневной цикл, как правило, состоит из 2 блоков, разделяемых ночным перерывом. В состав вечерних служб (если Уставом не предусмотрено иное) входят малая вечерня, павечерница, всенощная (соединяющая службы великой вечерни, утрени и 1-го часа); утром служатся полунощница, 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия. В традициях беспоповского старообрядчества принят следующий порядок: великая вечерня, раздел литии крой дополнен основными песнопениями (стихирами) малой вечерни; павечерница; полунощница; утреня; часы (включая обедницу). Всенощное бдение как чинопоследование самостоятельной структуры предусмотрено Поморским уставом, однако в сибирских беспоповских общинах, по имеющимся сведениям, не осуществляется.
Служение без священника приводит к исключению из чинопоследования литургических текстов, произносимых духовным лицом: возгласов, прощений, молитвословий. В некоторых случаях для сохранения структуры службы указанные для иерея тексты произносятся наставником. Ектений замещаются пением хорового ответа на прошения «Господи, помилуй» соответствующее количество раз. Данное замещение не противоречит Уставу, учитывающему практику служения без священника, как и чтение в особых случаях Евангелия не лицом священного звания, а простым мирянином. Принципиальным моментом беспоповской службы является замена литургии ее редуцированным вариантом без евхаристической части — обедницей.
Сходная структура дневного богослужения характерна для староверов часовенного согласия — изначально беглопоповцев, утративших с начала 1840-х гг. возможность окормляться у беглых священников и сознательно отказавшихся принять белокриницкую (существует с 1846) и новозыбковскую (с 1923) старообрядческие иерархии. Однако данный вариант не во всем совпадает с собственно беспоповским и в большей мере соответствует практике соборного богослужения в поповских общинах, временно находящихся без иерея.
Жанровая система богослужебного пения, сохраняемая старообрядчеством, заимствована из Византии вместе с принятием Древней Русью христианства. Основу старообрядческого богослужения составляют псалмы, в ряду которых к поющимся текстам относятся псалом 103 (Предначина-тельный), Первая кафизма, псалмы «Господи, воззвах» (140, 141, 129, 116) великой вечерни; кафизмы, полиелеос и хвалитные псалмы утрени; Изобразительные антифоны (псалмы 102 и 145) и псалом 33 литургии (обедницы). Мелодика псалмов представлена широким стилистическим спектром: от речитативных до интонационно развитых структур. Музыкально-поэтические формы, напротив, обладают единством и представляют собой строчные композиции, основанные на многократном повторе пары мелострок, соответствующей 2 полустрокам псаломского стиха. Другую жанровую группу формируют песнопения молитвенно-славословного характера: молитва Господня «Отче наш», Исповедание веры, Малое и Великое славословия, светильны, песни Вечернего («Свете Тихий») и Великого (Херувимская) входов, песнь пророка Исайи «С нами Бог», «Достойно есть», «Единородный Сын» и другие. При стилистическом и композиционном многообразии перечисленные песнопения типологически сходны, что обусловлено первичностью литературнлй (риторической) формы, зависимостью музыкальной композиции от структуры поэтического текста.
Небольшим числом жанров представлены рефренные формы, основанные на чередовании сольного речитативного запева, текст которого подвержен изменениям, и неизменного, мелодически более сложного хорового припева. К ним относятся прокимны — песнопения, предваряющие чтение текстов Священного Писания (паремий на вечерне, Евангелия на утрене, Апостола на литургии),— и величания, исполняющиеся на праздничной утрене после полиелеоса.
Наконец, наиболее многообразную жанровую группу составляют песнопения, генетически связанные с византийским жанром тропаря. В их основе лежит монострофическая форма, внутренне организованная по принципу сцепления мелодических формул — попевок. Самостоятельность жанровых определений песнопений этой группы обусловлена различием их богослужебных функций. Помимо собственно тропарей к данной категории относятся кондаки и икосы, ипакои и седальны, а также стихиры (в аутентичной терминологии — «стихиры»). В зависимости от местоположения в службе, стихиры складываются в циклы: стихиры на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне, на «хвалитех». В каждой из перечисленных групп выделяются славники — заключительные песнопения, исполняющиеся со стихами малого славословия, а среди последних — богородичны, богородичны-догматики и крестобогородичны. Тропари являются основой 2 циклических жанров — канона и степенных антифонов. Канон — в композиционном отношении наиболее сложно организованная музыкальная форма, состоящая из 9 песней, каждая из которых представлена несколькими тропарями. На начальном историческом этапе тропари канона распевались на мелодический образец 1-го в песне, называемого ирмосом. Старообрядцы сохраняют более позднюю традицию чтения всех тропарей, кроме ирмоса. Структура степенных антифонов — 3 раздела (антифона) по 3 тропаря в каждом.
Все литургические тексты подразделяются на неизменяемые (звучащие ежедневно) и изменяемые. Корпус изменяемых песнопений подчинен седмичному (недельному) и годовому богослужебным кругам. Годовой круг представлен наложением неподвижного (минейного) и подвижного (триодного) циклов. К категории изменяемых песнопений относятся прокимны утрени и литургии, тропари и кондаки, ипакои и седальны, стихиры всех разновидностей, каноны. Правила соединения песнопений различных кругов в конкретной службе регулируются Уставом. Особое значение для музыкальной организации песнопений имеет осмогласный цикл. Как календарный цикл он занимает временнуе пространство годового подвижного круга от Недели всех Святых до Недели о мытаре и фарисее (периодов окончания одного триодного цикла и начала следующего). Одновременно он является ладо-мелодической системой средневекового церковного пения. В этом значении осмогласие (греческий «октоихос») сформировалось в византийской литургической практике к VIII в. и подчинило себе все песнопения тропарных жанров, опосредованно затронув и образцы иных жанровых разновидностей. Система октоиха подразумевает разделение песнопений на 8 групп, каждая из которых характеризуется индивидуальным набором мелодических формул. Ориентируясь на дореформенную традицию, старообрядцы тем самым в полной мере сохраняют средневековую музыкальную систему — осмогласие — и соответствующий ей мелос — знаменный распев.
Знаменный распев — древнейший и наиболее распространенный стиль древнерусского церковного пения, уходящий корнями в византийскую литургическую практику. Этот стиль принципиально одноголосен, характеризуется интонационным богатством, плавностью и гибкостью мелодического движения, ритмической свободой. Название получил в связи с формой записи с помощью особых знаков нотации — знамен. Адаптированный к русской национальной традиции, знаменный распев прошел длительный путь эволюции и достиг своего наивысшего расцвета к рубежу XVI—XVII вв., когда появились местные (включая монастырские) и авторские его варианты, новые разновидности церковных монодии — большой знаменный, демественный (де-мество) и путевой (путь) распевы, а также ранние формы русского многоголосия — демественного и строчного.
Не все достижения древнерусской певческой культуры оказались востребованы старообрядчеством. Так, исключены многоголосные формы, предназначавшиеся, по всей вероятности, для наиболее торжественных богослужений в крупнейших храмах и обителях; значительно редуцирован репертуар местных и авторских распевов в силу локальной ограниченности их бытования; не восприняты поздние стилевые разновидности, имеющие западно-русское происхождение — киевский и греческий распевы; в минимальной степени и только в традиции староверов-поповцев представлен болгарский распев. Основу старообрядческой певческой практики составил знаменный распев, отдельные обиходные и праздничные песнопения существуют в вариантах большого знаменного и путевого распевов. Демество в культуре поповского старообрядчества получило дальнейшее развитие, приведшее к формированию в XVIII в. специального сборника под названием Демественник, в котором песнопения записывались особой демественной нотацией. Беспоповцы используют демество более умеренно и фиксируют его с помощью обычной знаменной нотации.
К моменту раскола РПЦ сформировался основной корпус богослужебных певческих книг, часть из которых представляет собой модификацию византийских прототипов, другая — самобытные памятники древнерусской музыкальной письменности. В данный корпус входят: Ирмологий (в старообрядческой терминологии — «Ирмосы»), в основных чертах сформировавшийся уже в XII в. и содержащий первые тропари (ирмосы) канонов Октоиха и праздников, разделенные по 8 гласам, а внутри — по принадлежности к порядковому номеру песни; Октоих («Октай», «Октаик»), репертуар которого — осмогласные стихиры всех разновидностей для воскресных и седмичных служб, антифоны степенные на утрене и блаженны на литургии — сложился в XV в.; Триодь Постная и Цветная (эволюция состава книги прошла несколько этапов с XII по вторую четверть XVII в.), включающая стихиры и славники праздников подвижного цикла; Праздники, к началу XVII в. выделившиеся из древних Триодных и Минейных Стихирарей как самостоятельный кодекс, сформированный стихирами и славниками двунадесятых праздников; Обиход (окончательное сложение книги приходится на вторую половину XVII в.), состоящий из неизменяемых песнопений вечерни, утрени и литургии в порядке их следования в службе, дополненных циклами, образованными по жанровому (прокимны дневные вечерни, «Псалтирь певчая», величания и др.) или гласовому («воззвахи», «Свете Тихий», «Бог Господь» и «Свят Господь» на 8 гласов) критериям, а также песнопениями определенных периодов церковного года (Великого поста и Пасхи) и отдельных чинов (Заупокой). Музыкально-теоретические сведения о знаменном распеве с XV в. помещались в специализированных руководствах — певческих Азбуках.
Основные структурные и содержательные параметры перечисленных книг не претерпели существенных изменений в старообрядческой среде. Тем не менее старообрядческий этап следует считать самостоятельным в развитии древнерусской музыкальной письменности, он отмечен разделением традиции на 2 русла — беспоповское и поповское (последнее включает и традицию староверов-часовенных). Беспоповские и поповские певческие книги различаются по составу песнопений, обще- и музыкально-палеографическим признакам. В частности, в беспоповской традиции преобладают полные редакции сборников, в поповской — сокращенные. Отсутствие священства обусловило исключение из беспоповских Обиходов самостоятельного раздела 3 литургий (Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеос-вященной); напротив, в поповской практике возникает отдельный кодекс, фиксирующий полный ряд песнопения этих служб. В художественном оформлении книг сформировалось 2 стиля, условно обозначаемых как «поморский» и «гуслицкий», ориентированных на различные временные и стилистические традиции.
Наиболее существенные расхождения касаются редакции литургического текста и нотации. В беспоповских певческих книгах (за единичными исключениями) содержится более ранняя редакция текста, сохраняющая рудименты архаической произносительной нормы («раздельноречия»), характеризуемой распеванием редуцированных гласных (ъ и ь), замененных на письме их полногласными вариантами (Съпасъ — Сопасо, дьнесь — денесе); в поповских — певческие тексты приведены в соответствие с читающимися, т. е. исправлены «на речь». Нотация беспоповских книг содержит киноварные пометы — буквенные обозначения звуковысотности, введенные в первой трети XVII в.; в поповских списках пометы дополнены более поздними (с 1668) тушевыми признаками, выполняющими аналогичные функции.
На протяжении 3 веков существования старообрядчества певческие книги в основном воспроизводились рукописным способом. Одновременно с рукописями существуют гектографированные издания (с начала XX в.), а также многотиражные печатные издания (с 1880-х гг.). Среди беспоповцев распространены книги, отпечатанные в типографии Преображенского богадельного дома в 1910-е гг., среди поповских согласий — книги, изданные в то же время Л.Ф. Калашниковым. Меньшее распространение получил литографированный «Полный круг древнего знаменного пения», опубликованный в 1885 А.И. Морозовым. Реальная практика богослужебного пения современного старообрядчества не вполне совпадает с письменной традицией. С одной стороны, далеко не все песнопения воспроизводятся в том виде, в каком они зафиксированы в книгах знаменной нотации. С другой — существует целый пласт напевов, бытующих исключительно или преимущественно в устной форме. К ним относятся мелодические формулы (погласицы), предназначенные для распевного чтения текстов Священного Писания (Евангелия, Апостола), отдельных молитвословий и псалмов, текстов служебных книг (Октоиха, Миней, Триодей) и поучений. Еще одну разновидность представляют песнопения-модели — стилистически несложные образцы, на напев которых допустимо распевание большого количества текстов по ненотированным книгам. В этом случае речь идет прежде всего о самогласнах — 8 образцах (в соответствии с числом гласов), предназначенных для пения стихир.
Говорить о сибирской региональной специфике богослужебного пения старообрядцев сложно в силу 2 противоположных причин. Во-первых, старообрядческая певческая культура относится к типу канонических, сохраняет традиции письменного профессионализма и, следовательно, едина в своих основах. Во-вторых, в каждой старообрядческой общине складывается свой неповторимый вариант этой традиции. Он формируется так называемой напевкой — устной версией мелодии знаменного распева, характерной только для данной конкретной общины, а также индивидуальной манерой пения, включающей такие параметры, как темп, динамика, звуковысотная область исполнения песнопений. Степень сохранности древних традиций церковного пения в сибирских старообрядческих общинах тоже различна. На высоком уровне находится певческая практика приходов в центрах белокриницкого старообрядчества — Томске и Новосибирске. Стремятся к поддержанию необходимого уровня в Усть-Каменогорском (Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан), Бийском, Барнаульском, Минусинском, Благовещенском (поселок городского типа Алтайского края), Новокузнецком, Улан-Удэнском, Кызыльском приходах этого согласия. Среди беспоповских общин полнотой репертуара и исполнительским профессионализмом выделяется странническая традиция. В достаточной для проведения полноценных богослужений мере сохраняются различные формы пения в поморских общинах Новосибирска, Бийска, Барнаула, Минусинска, поселок Темиртау Кемеровской области. Существовавшая до недавнего времени традиция семейских-федосеевцев, по всей вероятности, прекратила свое существование. В филипповских, поморских, токаревской общинах Кузбасса и Степного Алтая бытуют наиболее простые формы богослужебные пения и большая часть текстов воспроизводится тонированной речью. Сходная ситуация наблюдается в часовенных общинах этих регионов, а также у семейских-беглопоповцев Забайкалья. По свидетельствам представителей этого согласия, центрами высокоразвитой певческой культуры часовенных являются мирские и скитские поселения на нижнем Енисее, в Туве, в пограничье Алтая, Кемеровской области и Хакасии. Приходы новозыбковского поповского согласия, недавно получившие распространение в Сибирском регионе (Кемеровская область и Республика Бурятия) в основном среди часовенных, сохраняют местные певческие традиции в их прежнем варианте.
Лит.: Федоренко Т.Г., Шиндин Б А. Певческая культура старообрядцев. Богослужебное пение (глава коллективной монографии) // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. Т. 1, кн. 2; Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая. Новосибирск, 2002 (Православная культура Сибири. Вып. 1); Казанцева Т. Г. Типология старообрядческой традиции литургического пения // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Матер, междунар. науч. конф. Новосибирск, 2004.
Т. Г. Казанцева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей