Новости

Благотворительность // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, преимущественно добровольная и безвозмездная деятельность физических и юридических лиц по предоставле­нию денежных средств, льгот, имущества, выполнению работ, услуг, предоставлению различных видов поддержки физическим и юридическим лицам, нуждающимся в социальной, моральной или экономической помощи. Поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является.

Вплоть до XVIII в. больные, престарелые и сироты содержались в монастырях и церквах. С конца XVIII в. церковь занималась призрением лиц только из духовного сословия. Начало новой системе  благотворительности положил Петр I, но окончательно она сформировалась при Екатерине II. В 1775 были образованы приказы общественного призрения. Они действовали в сибирских губерниях вплоть до 1917, имели широкую компетенцию, но мало средств. При приказах создавались работные дома, с 1895 во­шедшие в состав попечительств о домах трудолюбия, которые в Сибири в конце XIX в. существовали в 8 городах. При Александре I увеличилась роль общественности в организации благотворительности. С 1796 благотворительные заведения находились в ведении императрицы Марии; созданная ею администрация с 1854 именовалась Ведомством учреждений императрицы Марии. В 1900 оно контролировало около 500 учреждений, имело бюджет до 13 млн руб. 80% его учреждений содержались на средства частных лиц, в том числе сибирских купцов И.И. Базанова, Е.И. Королева, А.И. Пушникова, И. С. Хаминова и др. В Сибири в ведомство входили детские приюты в Барнауле, Иркутске, Красноярске, Омске, Томске — всего 11, родовспомогательные отделения в Иркутске и Томске, попечительства о слепых и глухих и училища при них в Иркутске, Омске, Томске и Якутске. С 1802 дейст­вовало отделение Императорского человеколюбивого общества в Каинске. В 1819 создано Попечительное о тюрьмах общество, имевшее в Сибири 37 отделений.

В XVIII — начале XIX в. в Европейской России ведущую роль в благотворительности играло дворянство. В Сибири в этот период было сделано только несколько крупных дворян, пожертвова­ний. П.Г. Демидов внес 50 тыс. руб. на строительство Тоболь­ского университета (позднее эти средства пошли на строительство Том­ского университета), И.Д. Асташев — значительную сумму на Мариинский детский приют. Заметную роль играли многочисленные пожертвования купцов (братья Бутины, Е.М. Медведникова, А.Я. Попов и др.) и сословная филантропия (мещан, богадельни в Томске и Кургане). С середине XIX в. благотворительность все в большей степени приобретает всесословный характер. Частная благотворительная деятельность осуществляется в 2 формах: личных пожертвований и пожертвований благотворительных обществ. Крупные личные взносы на эти цели сделали купцы И.И. Трапезников (2,85 млн), И.И. Базанов (0,5 млн), М.К. Сидоров (1,7 млн), Александр и Иннокентий Сибиряковы (свыше 1 млн), А.Г. Кузнецов (1,5 млн) и др. В Сибири в конце XIX в. действовало 383 благотво­рительных учреждения. По их количеству Сибирь опережала Среднюю Азию и Кавказ, но отставала от Европейской России и осо­бенно Прибалтики. Основные направления деятельности этих уч­реждений были следующими: медицинская помощь населению (67 больниц и др.), помощь старикам (67 богаделен), детским приютам (41), помощь образованию (38 различных уч­реждений), арестантам (37), бедным (26), обеспечение жилищем (19) и др. На благотворительность в Сибири наложило отпеча­ток ее положение как колонизуемой окраины России. Здесь действовало 7 обществ по оказанию помощи пере­селенцам, 2 ремесленных училища для сирот переселенцев, около 20 национальных благотворительных организаций. Все общества строились на всесословных демократических принципах. Крупнейшим из них было Общество Красного Креста (учреждено в 1867; до 1879 — Российское общество попечения о раненых и больных воинах), имевшее филиалы в 8 городах Сибири. В него влились и общины сестер милосердия, создававшиеся с 1844. Основные капиталы благотворительных обществ в 1898 превы­шали 6 млн руб.

После отмены крепостного права расширилась церковная благотворительность. В 1864 был принят закон о церковно-приходских попечительствах. К концу XIX в. их насчитывалось в Сибири 42. Произошло возрождение братств (культурно-религиозных цен­тров): Палестинского (Томск, Тобольск), Дмитрия Солунского (Тобольск), Святого Дмитрия Ростовского (Бар­наул, Бийск, Мариинск, Томск, Каинск), Библейского (Омск), Миссионерского (Тобольск, Томск). Продол­жали действовать 4 полуобщественных (по источникам фи­нансирования) организаций: Ведомство учреждений императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия, Попечи­тельное о тюрьмах общество, Императорское человеколюбивое общество. В дополнение к ним создано еще 3 новых: Фонд императора Александра III, занимавшийся строительством школ и церквей; Попечительство о народной трезвости, имевшее отделения в губернских и уездных городах Сибири; Алексеевский главный комитет, оказывавший помощь детям военных, погибших в Русско-японскую войну. В годы Столыпинской аграрной реформы резко возросла роль государственного призрения.

Первая мировая война, глубокая экономическая разруха, по­литический хаос вызвали стремительный рост числа граждан, нуждав­шихся в поддержке. 5 мая 1917 решением Временного правительства было создано общероссийское Министерство государственного призрения.

Ведомство учреждений императрицы Марии и Человеколюбивое общество вошли в его состав. После Октябрьской революции в ноябре его преобразовали в Наркомат государственного призрения. В 1918 Наркомат государственного призрения был переименован в Наркомат социального обеспечения с передачей ему функций охраны мате­ринства и младенчества. После окончания Гражданской войны его комитеты развернули свою деятельность во всех областях и краях Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В советский период при преимущественном развитии государственной социальной помо­щи частная благотворительность рассматривалась как пережиток. Так, с уничтожением имущих классов стало невозможным меценатство. Формы благотворительности, связанные с деятельностью РПЦ и других религиозных организаций, были также запрещены и вытеснены из советской действительности. В первые десятилетия советской власти благотворительность сохранялась по традиции как форма добровольных пожерт­вований со стороны населения, предназначавшихся для помощи отдельных нуждавшимся группам — беспризорным детям, инвалидам войны и т. п. Наиболее массовой формой благотворительности в 1920-е гг. стала помощь беспризорным детям в виде денежных и натуральных пожертвований. В условиях ужесточения командно-административных методов управления добровольные пожертвования все более превращались в обязательные. Оказание помощи нуждающимся стало всецело государственным делом. Эта поддержка осуществлялась преимущественно через потребления общественные фонды (ОФП) в 2 основных формах: путем денежных выплат (пенсии, пособия, стипендии, оплата отпусков, различные дотации); в виде предоставления бесплатных льгот и услуг для слабых в социальном отношении групп населения (в сфе­ре образования, здравоохранения, содержания детских и культурно-просветительских учреждений, предоставления жилья из государственного жилого фонда и др.). Часть выплат из ОФП можно рассматривать как проявлениеблаготворительности.

По мере экономического развития страны происходил рост ОФП. Если в 1940 они составляли в целом по стране 42 млрд руб., то в 1950 — 122 млрд, в 1955 — 154 млрд и в 1959 — 230 млрд руб. В среднем на душу населения это равнялось соответственно 220, 670, 780 и 1 090 руб. В распре­делении данных средств по районам страны имелись существенные различия. В Сибири на душу населения приходи­лось меньше, чем по РСФСР в целом: в Западной Сибири — лишь 87%, в Восточной Сибири — 90% от среднереспубликанского уровня по данным на начало 1960-х гг. В последующие годы это отставание сохранялось. Однако роль ОФП в доходах сибиряков возрастала с каждым годом. Вели­чина выплат и льгот из них увеличивалась более быст­рыми темпами, чем оплата по труду.

Распад СССР, смена общественно-экономического строя отринули и социальные достижения предшествующей эпохи. Бедствен­ное состояние страны в условиях рыночных реформ потребовало формирования новой модели социальной поддержки населения. В этой связи важным фактором стало воз­рождение традиций частной благотворительности. Большую роль в данном процессе сыграли РПЦ, а также учреждения других ре­лигиозных конфессий: католическая организация «Каритас», предста­вительство Международного ордена матери Терезы, церковь «Назарет», христианская миссия Евангельское Лютеранс­кое служение и другие. Во всех областях и краях Сибири и Дальнего Востока образованы православные благотворительные фонды. В Новосибирске благотворительный фонд во имя Свт. Нико­лая действует с осени 1994. Инициатор его создания — Новосибирская и Бердская епархия. Средства фонда используются на материальную помощь воспитанникам детских до­мов, приютов, ветеранам в домах престарелых, а также осужденным и их семьям.

Расширяется благотворительное участие сибирских и дальневосточных предприятий и организаций в региональных социальных акциях. Это де­кады пожилых людей, инвалидов, дни матери, семьи и другие. Нуждающимся оказывается денежную и материальную помощь, для них организуются консультации врачей, юристов и другие мероприятия. Заметную роль в развитии благотворительной деятельности в восточных регионах России сыграл Сибирский центр поддержки общественных инициатив, с середины 1990-х гг. осуществляющий техническую, программную и финансовую поддержку некоммерческих объединений. При его непосредственном участии под Рождество 1998 в Новосибирске прошел 1-й благо­творительный сезон, направленный на поддержку детских домов и привлечение внимания государственных органов и населения к про­блемам их воспитанников. С 1999 благотворительные сезоны проводятся по всей Сибири. В результате в 1999 собрано средств в денежном выражении более чем на 500 тыс. руб., в 2000 - на 650 тыс. руб. В конце 2001 - начале 2002 в сибирских и дальневосточных регионах прошли конкурсы «Доброволец года», направленные на развитие волонтерского движения. В рамках весенней Недели добра приняли участие в качестве добровольцев более 95 тыс. человек, собрано тума­нитной помощи на сумму 2,7 млн руб., свыше 111 тыс. человек получили различную безвозмездную помощь, состоялось около 800 разнообразных акций, в которых приняли участие 450 организаций различных форм собственности. Развитие благотворительности само по себе не в состоянии сыграть решающую роль в разрешении многообразных социальных проблем, но оно имеет важное общественное значение.

Лит.: Бочанова Г.А., Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Новосибирск, 2000; Власов П.В. Благотворитель­ность и милосердие в России. М., 2001; Букин С.С., Чернов Д.В. Социальная работа в Новосибирске: становление и развитие. Новосибирск, 2004.

С.С. Букин, В.И. Исаев, Г.А. Ноздрин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири