БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, преимущественно добровольная и безвозмездная деятельность физических и юридических лиц по предоставлению денежных средств, льгот, имущества, выполнению работ, услуг, предоставлению различных видов поддержки физическим и юридическим лицам, нуждающимся в социальной, моральной или экономической помощи. Поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является.
Вплоть до XVIII в. больные, престарелые и сироты содержались в монастырях и церквах. С конца XVIII в. церковь занималась призрением лиц только из духовного сословия. Начало новой системе благотворительности положил Петр I, но окончательно она сформировалась при Екатерине II. В 1775 были образованы приказы общественного призрения. Они действовали в сибирских губерниях вплоть до 1917, имели широкую компетенцию, но мало средств. При приказах создавались работные дома, с 1895 вошедшие в состав попечительств о домах трудолюбия, которые в Сибири в конце XIX в. существовали в 8 городах. При Александре I увеличилась роль общественности в организации благотворительности. С 1796 благотворительные заведения находились в ведении императрицы Марии; созданная ею администрация с 1854 именовалась Ведомством учреждений императрицы Марии. В 1900 оно контролировало около 500 учреждений, имело бюджет до 13 млн руб. 80% его учреждений содержались на средства частных лиц, в том числе сибирских купцов И.И. Базанова, Е.И. Королева, А.И. Пушникова, И. С. Хаминова и др. В Сибири в ведомство входили детские приюты в Барнауле, Иркутске, Красноярске, Омске, Томске — всего 11, родовспомогательные отделения в Иркутске и Томске, попечительства о слепых и глухих и училища при них в Иркутске, Омске, Томске и Якутске. С 1802 действовало отделение Императорского человеколюбивого общества в Каинске. В 1819 создано Попечительное о тюрьмах общество, имевшее в Сибири 37 отделений.
В XVIII — начале XIX в. в Европейской России ведущую роль в благотворительности играло дворянство. В Сибири в этот период было сделано только несколько крупных дворян, пожертвований. П.Г. Демидов внес 50 тыс. руб. на строительство Тобольского университета (позднее эти средства пошли на строительство Томского университета), И.Д. Асташев — значительную сумму на Мариинский детский приют. Заметную роль играли многочисленные пожертвования купцов (братья Бутины, Е.М. Медведникова, А.Я. Попов и др.) и сословная филантропия (мещан, богадельни в Томске и Кургане). С середине XIX в. благотворительность все в большей степени приобретает всесословный характер. Частная благотворительная деятельность осуществляется в 2 формах: личных пожертвований и пожертвований благотворительных обществ. Крупные личные взносы на эти цели сделали купцы И.И. Трапезников (2,85 млн), И.И. Базанов (0,5 млн), М.К. Сидоров (1,7 млн), Александр и Иннокентий Сибиряковы (свыше 1 млн), А.Г. Кузнецов (1,5 млн) и др. В Сибири в конце XIX в. действовало 383 благотворительных учреждения. По их количеству Сибирь опережала Среднюю Азию и Кавказ, но отставала от Европейской России и особенно Прибалтики. Основные направления деятельности этих учреждений были следующими: медицинская помощь населению (67 больниц и др.), помощь старикам (67 богаделен), детским приютам (41), помощь образованию (38 различных учреждений), арестантам (37), бедным (26), обеспечение жилищем (19) и др. На благотворительность в Сибири наложило отпечаток ее положение как колонизуемой окраины России. Здесь действовало 7 обществ по оказанию помощи переселенцам, 2 ремесленных училища для сирот переселенцев, около 20 национальных благотворительных организаций. Все общества строились на всесословных демократических принципах. Крупнейшим из них было Общество Красного Креста (учреждено в 1867; до 1879 — Российское общество попечения о раненых и больных воинах), имевшее филиалы в 8 городах Сибири. В него влились и общины сестер милосердия, создававшиеся с 1844. Основные капиталы благотворительных обществ в 1898 превышали 6 млн руб.
После отмены крепостного права расширилась церковная благотворительность. В 1864 был принят закон о церковно-приходских попечительствах. К концу XIX в. их насчитывалось в Сибири 42. Произошло возрождение братств (культурно-религиозных центров): Палестинского (Томск, Тобольск), Дмитрия Солунского (Тобольск), Святого Дмитрия Ростовского (Барнаул, Бийск, Мариинск, Томск, Каинск), Библейского (Омск), Миссионерского (Тобольск, Томск). Продолжали действовать 4 полуобщественных (по источникам финансирования) организаций: Ведомство учреждений императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия, Попечительное о тюрьмах общество, Императорское человеколюбивое общество. В дополнение к ним создано еще 3 новых: Фонд императора Александра III, занимавшийся строительством школ и церквей; Попечительство о народной трезвости, имевшее отделения в губернских и уездных городах Сибири; Алексеевский главный комитет, оказывавший помощь детям военных, погибших в Русско-японскую войну. В годы Столыпинской аграрной реформы резко возросла роль государственного призрения.
Первая мировая война, глубокая экономическая разруха, политический хаос вызвали стремительный рост числа граждан, нуждавшихся в поддержке. 5 мая 1917 решением Временного правительства было создано общероссийское Министерство государственного призрения.
Ведомство учреждений императрицы Марии и Человеколюбивое общество вошли в его состав. После Октябрьской революции в ноябре его преобразовали в Наркомат государственного призрения. В 1918 Наркомат государственного призрения был переименован в Наркомат социального обеспечения с передачей ему функций охраны материнства и младенчества. После окончания Гражданской войны его комитеты развернули свою деятельность во всех областях и краях Урала, Сибири и Дальнего Востока.
В советский период при преимущественном развитии государственной социальной помощи частная благотворительность рассматривалась как пережиток. Так, с уничтожением имущих классов стало невозможным меценатство. Формы благотворительности, связанные с деятельностью РПЦ и других религиозных организаций, были также запрещены и вытеснены из советской действительности. В первые десятилетия советской власти благотворительность сохранялась по традиции как форма добровольных пожертвований со стороны населения, предназначавшихся для помощи отдельных нуждавшимся группам — беспризорным детям, инвалидам войны и т. п. Наиболее массовой формой благотворительности в 1920-е гг. стала помощь беспризорным детям в виде денежных и натуральных пожертвований. В условиях ужесточения командно-административных методов управления добровольные пожертвования все более превращались в обязательные. Оказание помощи нуждающимся стало всецело государственным делом. Эта поддержка осуществлялась преимущественно через потребления общественные фонды (ОФП) в 2 основных формах: путем денежных выплат (пенсии, пособия, стипендии, оплата отпусков, различные дотации); в виде предоставления бесплатных льгот и услуг для слабых в социальном отношении групп населения (в сфере образования, здравоохранения, содержания детских и культурно-просветительских учреждений, предоставления жилья из государственного жилого фонда и др.). Часть выплат из ОФП можно рассматривать как проявлениеблаготворительности.
По мере экономического развития страны происходил рост ОФП. Если в 1940 они составляли в целом по стране 42 млрд руб., то в 1950 — 122 млрд, в 1955 — 154 млрд и в 1959 — 230 млрд руб. В среднем на душу населения это равнялось соответственно 220, 670, 780 и 1 090 руб. В распределении данных средств по районам страны имелись существенные различия. В Сибири на душу населения приходилось меньше, чем по РСФСР в целом: в Западной Сибири — лишь 87%, в Восточной Сибири — 90% от среднереспубликанского уровня по данным на начало 1960-х гг. В последующие годы это отставание сохранялось. Однако роль ОФП в доходах сибиряков возрастала с каждым годом. Величина выплат и льгот из них увеличивалась более быстрыми темпами, чем оплата по труду.
Распад СССР, смена общественно-экономического строя отринули и социальные достижения предшествующей эпохи. Бедственное состояние страны в условиях рыночных реформ потребовало формирования новой модели социальной поддержки населения. В этой связи важным фактором стало возрождение традиций частной благотворительности. Большую роль в данном процессе сыграли РПЦ, а также учреждения других религиозных конфессий: католическая организация «Каритас», представительство Международного ордена матери Терезы, церковь «Назарет», христианская миссия Евангельское Лютеранское служение и другие. Во всех областях и краях Сибири и Дальнего Востока образованы православные благотворительные фонды. В Новосибирске благотворительный фонд во имя Свт. Николая действует с осени 1994. Инициатор его создания — Новосибирская и Бердская епархия. Средства фонда используются на материальную помощь воспитанникам детских домов, приютов, ветеранам в домах престарелых, а также осужденным и их семьям.
Расширяется благотворительное участие сибирских и дальневосточных предприятий и организаций в региональных социальных акциях. Это декады пожилых людей, инвалидов, дни матери, семьи и другие. Нуждающимся оказывается денежную и материальную помощь, для них организуются консультации врачей, юристов и другие мероприятия. Заметную роль в развитии благотворительной деятельности в восточных регионах России сыграл Сибирский центр поддержки общественных инициатив, с середины 1990-х гг. осуществляющий техническую, программную и финансовую поддержку некоммерческих объединений. При его непосредственном участии под Рождество 1998 в Новосибирске прошел 1-й благотворительный сезон, направленный на поддержку детских домов и привлечение внимания государственных органов и населения к проблемам их воспитанников. С 1999 благотворительные сезоны проводятся по всей Сибири. В результате в 1999 собрано средств в денежном выражении более чем на 500 тыс. руб., в 2000 - на 650 тыс. руб. В конце 2001 - начале 2002 в сибирских и дальневосточных регионах прошли конкурсы «Доброволец года», направленные на развитие волонтерского движения. В рамках весенней Недели добра приняли участие в качестве добровольцев более 95 тыс. человек, собрано туманитной помощи на сумму 2,7 млн руб., свыше 111 тыс. человек получили различную безвозмездную помощь, состоялось около 800 разнообразных акций, в которых приняли участие 450 организаций различных форм собственности. Развитие благотворительности само по себе не в состоянии сыграть решающую роль в разрешении многообразных социальных проблем, но оно имеет важное общественное значение.
Лит.: Бочанова Г.А., Горюшкин Л.М., Ноздрин Г.А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Новосибирск, 2000; Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001; Букин С.С., Чернов Д.В. Социальная работа в Новосибирске: становление и развитие. Новосибирск, 2004.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей