Новости

Берестенёв Рудольф Георгиевич: мастер и его муза

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Правильно подмечено: о человеке надо судить не по его дарованиям, а по тому применению, которое он им дает. Думаю, эти слова с полным основанием можно отнести к автору данной книги, старшему преподавателю факультета филологии и журналистики Иркутского госуниверситета Рудольфу Берестенёву. Он действительно человек дела — утверждаю это с убежденностью, ибо знаком с ним не понаслышке: как никак позади не один десяток лет не просто общения, а тесной дружбы.

Еще будучи студентом — заочником отделения журналистики Рудольф Берестенёв сумел заявить о себе как человек азартный – шла ли речь о подготовке очередного выпуска стенгазеты — «молнии» в честь дня рождения кого – либо из сокурсников или преподавателей, или помощи в решении житейских вопросов, вплоть до ремонта бытовой техники, в том числе фотографической. Ларчик открывался просто — в те годы (вторая половина 1960-х) Рудольф Георгиевич работал на номерном заводе по ремонту авиационной техники прибористом.

Надо сказать, мой добрый друг всегда с легкостью брался и берется и непременно осваивает какое–либо дело — будь то шахтерская стезя (было в юности и такое!), редакторство в многотиражной газете завода им. Куйбышева, кресло заместителя главного редактора в одной из районных газет «солнечной» Бурятии, работа фотокорреспондентом и редактором Иркутской студии телевидения. Кстати, именно здесь, на телевидении, которому Берестенёв отдал 15 самых деятельных лет своей жизни он, как говорится, «заболел» фотографией», благо, судьба то и дело сводила его со снимающей братией, в том числе и с такими асами светописи, как Андрулайтис, Минеев, Петров, Калаянов, Белоколодов, Лысенко. Да разве всех упомнишь!

Мимолетные знакомства нередко перерастали в тесное творческое общение: мастерам фотообъектива импонировали человеческие качества молодого коллеги — открытость, умение загораться интересной идеей, искренний профессиональный интерес к их творчеству. Надо ли удивляться, что многие из упомянутых асов дарили ему фототехнику, в том числе раритетные экземпляры. Так что к 1985 году, когда Рудольфа Георгиевича пригласили на преподавательскую работу в госуниверситет, выделили ему помещение для фотолаборатории, у него подобралась более чем изрядная коллекция всевозможной техники — фото– и кинокамер, объективов, документов, различной фотоатрибутики — глянцеватели, штативы, проявочные машины и т.д. Кабинет для занятий со студентами стал напоминать со вкусом оборудованный музей — каких только фоточудес здесь не увидишь!

Параллельно с учебным процессом, общением со студентами Рудольф Георгиевич много времени уделяет изучению творческого наследия старых фото-мастеров, буквально гонялся за снимками, представляющими интерес – исторический, культурный, просто познавательный. Он стал своим человеком в фондах областного краеведческого музея, научной библиотеки госуниверситета, в мастерских коллекционеров, старших коллег, охотно предоставлявших ему свои архивы.

Будучи в командировках в Москве или Петербурге (в то время – Ленинграде) он с головой окунался в специальные хранилища, где можно было бы отыскать редчайшие фотографии, проливающие свет на историю нашего сибирского края. К примеру, ему удалось отыскать уникальные снимки, относящиеся к 1845 году, на которых запечатлены ссыльные декабристы — Волконский, Поджио, Панов, их дети.

Книга в значительной мере подытоживает многолетние изыскания автора. Она передает атмосферу минувших лет, колорит эпохи. За каждой фотографией, за каждым документом, показанными в книге, мы видим яркие, волнующие фотообразы времени. Мы видим и гражданскую позицию автора, настоящего патриота, человека, глубоко влюбленного в свой край, в свою профессию. Р. Берестенёв сообщает книге, ее архитектонике гармоничность и композиционную страстность – сама история приходит к нам в дом со страниц этого удивительного издания.

Можно сказать с уверенностью – книга Р. Берестенёва заинтересует самый широкий круг читателей, всех, кто неравнодушен к истории нашей сибирской земли, ее людям и традициям.

Олег Быков. Из вступления к книге: Берестенёв Р.Г. Иркутская земля: Яркий образ светописцев. Фотообразы времени. — Иркутск: Анком, 2008.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Быков Олег | Источник(и): Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени. Иркутск, 2008 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2008 | Дата последней редакции в Иркипедии: 05 апреля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.