Новости

Беловодье // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

БЕЛОВОДЬЕ, по преданиям старообрядцев, ле­гендарная страна к востоку от России, где сохранилась «древлеправославная» иерархия. Легенда о Беловодье возникла в старообрядческой среде в конце XVIII — начала XIX в.

Наиболее полное представление о легенде дает «Путешественник» (не ранее 1810—15) — небольшое сочинение, описывающее Беловодье и призывающее идти туда. «Путешественник» известен в 3 редакциях. Повествование в 1-й, наиболее подробной («северно-русской») редакции ведется от имени некоего Марка, инока Топозерской обители (скит беспоповского филипповского согласия на одном из островов озера Топо-зеро в Архангельской губернии), побывавшего в Беловодье вместе с 2 иноками. Рассказ начинается с описания пути в Беловодье: из Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск («Избенск») в алтайских старообрядческих поселения в долинах Бухтармы и Уймона (верховья Катуни), затем через Китай (44 дня пути) к берегам «окияна-моря», в котором на 70 островах в «Опоньском» (Японском) государстве расположено Беловодье. В «Путешественнике» упомянуты Петр Кириллов (Машаров) и инок Иосиф (Гудков), оказы­вавшие помощь ищущим Беловодье, — реальные лица, жившие в алтайских деревнях Устюба, Уймонская.

По описанию Марка Топозерского, Беловодье заселено по­томками православных христиан — «ассириян» и русских (предки русских жителей Беловодья попали туда после подавления Соловецкого восстания 1667—76), бежавших от гонения со стороны католиков и «никониан». В Беловодье действуют 170 церквей «ассирского языка», есть православный патри­арх «антиохийского поставления» и 4 митрополита; российских храмов — 40, старообрядцы «тоже имеют митрополита и епископов ассирского поставления». В Беловодье нет светского суда — управляют духовные власти, не бывает воровства. Беловодцы через перекрещивание принимают выходцев из России, если те дадут обещание до смерти пребывать в этой стране (спутники Марка Топозерского остались в Беловодье, приняв новое крещение). Климат в Беловодье суровый, но это не уменьшает плодородности земли — там растут все земные плоды, родится виноград. Беловодье изобилует золотом, серебром и драгоценностями. В конце сочинения сообщается, что «оные опонцы» в свою землю никого не пускают и ни с кем не воюют. Две других редакции «Путешественни­ка» расходятся с 1-й в ряде существенных моментов. Авто­ром сочинения во 2-й и 3-й редакциях назван инок Михаил. Во 2-й редакции вводится важное замечание о том, что в Беловодье не придет антихрист; описание Беловодья дано не столь подробно, как в 1-й редакции, отсутствует сообщение о перекрещивании выходцев из России и т. д.

Происхождение легенды о Беловодбе напрямую связано с колонизацией земель по берегам Бухтармы (см. Бухтарминский край). Бухтарминская русская община возникла в конечном пункте важного общерусского миграционного пути, с которым совпадает реальная часть пути в Беловодье, описанная в «Путешественнике». Вольная крестьянская община бухтарминцев в течение относительно долгого времени нахо­дилась вне контроля со стороны государства, что стало источ­ником появления и развития утопической легенды, не умер­шей и после включения Бухтармы в состав Российской империи в 1791. Во 2-й половине XVIII в. земли по берегам Бухтармы назывались Беловодье. Присоединение Бухтармы к России, по-видимому, обусловило перенесение понятия Беловодья дальше на восток и появление беловодской легенды в том виде, который известен по «Путешественнику» и слухам о Беловодье, циркулировавшим в XIX в. Легенда о Беловодье не связана с деятельностью определенного старообрядческого согласия, она жила среди странников, поморцев, часовенных, беглопоповцев и др.

Широкое распространение списков «Путешественни­ка» и слухов о Беловодье стимулировали попытки поисков этой земли, прежде всего со стороны алтайских крестьян. Несколько коллективных побегов в Беловодье с Алтая, в которых принимали участие как беспоповцы, так и поповцы, имели место в 1826—97. Легенда активно распространялась также в Пермской, Оренбургской, Нижегородской губернии. В 1898 на поиски Беловодья отправилась группа уральских казаков, побы­вавших на Ближнем Востоке, Цейлоне, в Сингапуре, Ки­тае, Японии. Скандальную известность в 1870—90-х гг. получила деятельность Аркадия Беловодского — авантюриста, выдававшего себя за епископа «беловодского поставле­ния», который действовал на Урале и в губерниях Северной и Центральной России: рукополагал священников, полемизи­ровал с представителями старообрядцев Белокриницкой иерархии. Периодом наиболее активной жизни беловод­ской легенды следует считать 1850—80-е гг. В конце XIX — начала XX в. легенда постепенно приобретала фольклорный характер. Экспедиция конца 1920-х гг. еще фиксировала на Бухтарме рассказы о поисках односельчанами Беловодья несколько ироничного характера, а экспедиции 1960-х гг. застали уже лишь слабые отголоски этих рассказов.

Сокр. перепеч.: Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири