Свое размышление о главной ценности священного моря и значимости воды в целом можно и нужно начать с одного предания, которое врезалось мне в душу. Это предание о рождении Байкала. Есть такая легенда, записанная фольклористом Л.Эльясовым, «Сердце странника», в которой рассказывается о том, что люди у Саянских гор жили без достаточного запаса воды. И когда они не выдержали этой жизни и стали уходить, встретился им странник и сказал, что здесь будет вода. Но они прождали несколько времени, а воды нет. Тогда люди вновь пошли в другие края и по дороге опять увидели этого странника и спросили его: «Почему ты обманул нас?» Тогда странник вырвал свое сердце, бросил его на землю, и там, где упало его сердце, стала распространяться вода. Ее стало очень много, и так появился Байкал. «Байкал» - потому что странник сказал это слово. Мне нравится эта легенда именно потому, что она одухотворяет и одушевляет воды Байкала и говорит нам, что сегодня, губя, загрязняя их, мы губим живую душу. Душу не только самого Байкала, но и свою собственную.
Одухотворение байкальских вод важно и в связи с теми функциями, которые они выполняют для человека. Благодатное их влияние всегда чувствовали люди. В якутском богатырском эпосе есть сказание о доблестном витязе Эр Соготохе - воине хана Одуна - близкого родственника Чингисхана. Эр Соготох хотя и был верен своему господину, но имел и более значимые ценности.
«Был он искренне предан Одуну,
но любил больше жизни не хана,
а Байкал — свою родину-море,
почитал, как святилище предков.
Возвращаясь из дальних походов,
приходил он с сыновним почтеньем
к древним водам байкальским и скалам,
припадал, изнывая от жажды,
к вековечной струе, освященной
дымом отчих костров, и молился,
и дарил свою песню Байкалу:
«Дже боу! Этот первый глоток
в душу радость и добрость вселяет,
груз лишений, несчастий, тревог
позабыть заставляет.
Дже боу! От второго глотка
сила духа и мышц прибывает,
даже рана от сабли врага
на глазах заживает.
Дже боу! Предпоследний глоток
затуманенную мысль проясняет.
Дже боу! А последний глоток
Духов злых отгоняет...»
Не трудно понять, что подобная богатырская признательность байкальской воде - это прежде всего благодарность ей от всего народа. Уникальные чувства, которые испытывает витязь после каждого глотка животворящей воды, подчёркивают её конкретное благодатное влияние на людей, и об этом мы ещё скажем.
Кстати, сравнение о сходстве воды и души человека в свое время делал еще и Гете:
Душа человека
Воде подобна
С неба сошла,
К небу взнеслась,
И снова с неба
На землю рвется, Вечно меняясь.
Вода во многих древних трактатах символизировала связь с жизнью и даже саму жизнь: «чистая река воды жизни». Реальный вид, а тем более образ воды и ее воплощений (лед, снег, пар, туман) всегда имел богатейшие ассоциации с различными атрибутами жизни. К.Г.Юнг в докладе «К психологии восточной медитации» показывает взаимосвязь и взаимопроникнутость йоги и буддизма и приводит ряд превозносимых Буддой медитаций о воде, каждая из которых своеобразна и наполнена специфическими образами.
В одной из них ясная и чистая вода в последующем развертывается в восприятие сверкающего и прозрачного льда, «переходящего в камень лазурит, на основе которого создается впечатляющая картина из флага, алмазов с тысячами лучей, а «у каждого луча 84000» цветов, которые, отражаясь на основании лазурита, выглядят как 1000 миллионов солнц...»
Другая медитация о воде так же уникальна. «Эта вода находится в восьми озерах. Вода в каждом озере состоит из семи алмазов, которые мягки и податливы. Источником воды является король алмазов, исполняющий всякое желание... Посреди каждого озера находится 60 миллионов цветков лотоса, каждый из них состоит из семи алмазов... Текущая между цветками вода издает мелодичные и приятные звуки, слагающиеся в превознесение всех совершеннейших добродетелей - «страдание», «несуществование», «изменчивость» и «отсутствие Я»... От короля алмазов текут окрашенные золотом лучи необычайной красоты. Их сияние преображается в птиц, цвета коих имеют оттенки ста алмазов. Они поют песнь гармонии, сладостно и восхитительно прославляя память Будды и память о законе, и память о церкви. Таково восприятие воды восьми добрых свойств и такова Пятая Медитация».
У русского народа также существовало благоговейное отношение к воде, практиковались различные наговоры над водой с целью повышения ее лечебного влияния на душу и тело. Стоит вспомнить только, сколько сказок и легенд несет образы «живой» и «мертвой» воды, скольким богатырям глоток воды приносил жизненную энергию. Об этом ее и просили.
...Матушка-водица всему миру помощница.
Помоги ты и мне рабе Божьей
Смой ты с меня страхи-переполохи
Щипоты-ломоты, узоры-призоры
С семидесяти жил, с семидесяти суставов
С рук-ног, с больной головы
С ретивого сердца, с бела лица
С серых очей, с черных бровей... и т.д.
Такие заклинания можно было услышать и в давнее, и не в столь давнее время. Этой наговоренной водой омывали детей, омывались взрослые, и - было проверено опытом - помогало от разных недугов и хворей, улучшалось состояние человека.
Принимаемые в недалеком прошлом за чисто субъективные явления философское осмысление ассоциаций воды с другими разнообразными атрибутами жизни и, казалось бы, потусторонних сил, или народные лечебно-прагматические заклинания и наговоры, отражают прежде всего ее основополагающую сущность в бытии и Природы и Человека. На сегодня появляется все больше и больше доказательств, что духовное общение о воде и с водой — это естественная реальность, предусмотренная природой. В русле медитаций о воде интересны позиции, наблюдения и практические рекомендации японского исследователя Масару Эмото, поддержанные теоретически и экспериментально его немецкими коллегами.
Суть концепции М.Эмото можно отразить в следующих обобщенных положениях:
вода при замораживании создает великолепные по красоте и изящной форме кристаллы, которые живут около двух минут и которые можно фотографировать (по аналогии со снежинками и узорами на стекле и других предметах);
каждая капля воды хранит память о том, с чем и кем она взаимодействовала, она как дискета или «флэшка» может нести в себе информацию о людях, их настроениях и эмоциях, их реакциях на предметы внешнего мира; именно поэтому «одна вода не похожа на другую», причем это «памятливое» своеобразие воды ярко проявляется в форме кристаллов; вода хранит информацию о своем круговороте в окружающей среде;
в связи с названными обстоятельствами кристаллы и сама вода меняют свои ипостаси в зависимости от «восприятия» условий существования, цвета и света, слов (адекватно хорошим и плохим, добрым и недобрым из них), приятной и неприятной музыки и т.д.;
эти природой установленные связи говорят о том, что воду можно и нужно делать своим собеседником и союзником, высказывая ей любовь и благоговение, признательность и благодарность, и вода обязательно ответит человеку тем же. В возможностях двустороннего диалога человека с водой — ее бесконечная и безграничная исцеляющая и совершенствующая людей сила (но вполне возможно и альтернативное развитие событий: «как аукнется, так и откликнется»);
через искренние и благодатные взаимодействия с водой человек может в корне изменить и улучшить отношения с природой и свою духовную сущность.
М.Эмото со своими единомышленниками из Германии выпустили книгу, которая называется «Исцеляющая вода», проиллюстрировав высказываемые мудрости и откровения оригинальными фотографиями водных кристаллов с различным информационным содержанием (некоторые из них см. на вкладке нашей работы). Не бросаясь в длительные рассуждения, хочется сказать, что аналогичныве научно-практические разработки по байкальской воде (в частности, чистой и одухотворенной или загрязненной стоками) весьма востребованы и значимы сегодня. Зачин этому уже сделан на Байкале 3 августа 2008 года с участием самого М. Эмото. Под его руководством проведена международная акция «Церемония благословления воды». Ее участники на берегах острова Ольхон мысленно посылали слова любви и благодарности байкальской воде. Одновременно по просьбе организаторов акции то же самое делали тысячи людей во многих городах Европы, Азии и Америки.
В дни пребывания на Ольхоне профессор Масару также показал слайды, на которых запечатлены кристаллы воды, взятой у побережья острова. Они были удивительно красивыми! Воде показали записанное слово «море». При замораживании она образовала кристалл причудливой формы, символизирующий переменчивость моря. Озеро Байкал согласилось со статусом моря.
Естественно, в интерпретации сути воды люди не могли обойти вниманием саму живородящую природу — образ матери. Поэтому у многих народов вода - чрезвычайно распространенный мифологический эквивалент материнского лона. К примеру, христианский обряд крещения связан, скорее всего, с этой мифологемой: погрузиться в воду значит не только внешне очиститься, но и вернуться в хаос, во тьму материнского чрева, чтобы заново возродиться и начать жизнь по-новому. Вода в большей степени символизирует материальную основу жизни, без которой не может быть и духовного развития человека. В Новом Завете Христос говорит фарисею Никодиму «... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух» (Иоанн, III, 5-6).
Известный столетиями и используемый многими людьми — верующими и неверующими - эффект «крещенской» непортящейся воды, как и эмпирические исследования М. Эмото, показывают таинственные возможности этого великого создания природы. Вода, по-видимому, может на какое-то время вбирать в себя любую информацию, как кремний является основой компьютерной памяти. В водном «резервуаре сведений» могут храниться сообщения о прошлом и настоящем, мифы и архетипы былых времен и т.д. Насыщенная информацией вода способна под воздействием некоторых чудотворцев менять свою сущность. В данном свете становится понятным библейское предание о том, что Иисус превратил воду в вино — его слово придало воде вкус, цвет, аромат и пьянящие свойства вина.
Не только использование, но и вид чистой проточной воды психологически стимулирует человека на активную и полноценную жизнь. В одной из восточных притч, мудрец учил людей: чтобы быть здоровым надо больше смотреть на текучую воду, на зеленые растения и на красивых женщин. Один из обывателей спросил его: нельзя ли ограничиться только третьим, а водой и растениями пренебречь? На что мудрец ответил: «Если не будешь смотреть на быструю воду и пышные растения, на женщин не захочется смотреть само по себе».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей