Речка Большая - один из многих ключ, который «подогревает» часть берега, и здесь никогда не бывает снега. Недалеко от её устья расположена могила одного из организаторов и первого официального директора данного заповедника К.А.Забелина, умершего в 1934 году. Именно его совместными усилиями с еще одним «подвижником» заповедника и человеком, горячо полюбившим прибайкальскую природу — чехом З.Сватошем - уникальный природный комплекс был не только создан, но и «выжил» в труднейшие годы революции и гражданской войны.
Стоит сразу же напомнить читателю о происхождении слова Баргузин. По М.Н. Мельхееву монгольское «барга» означает грубый, некультурный, тёмный; к нему добавлено значение слова «жан» и в общем смысле «баргузин», «баргут — жни» означает «жители окраины», «окраинцы» («украинцы»). Это были у монголов так называемые лесные народы. В сокровенном сказании монголов встречается упоминание о Баргудай — мэргэне, владельце линиджа куль-баргу-лесных племен, живущих у озера. В приложении к Байкалу район Баргузина с давних пор означал, прежде всего, Баргузинский хребет и долину по течению реки Баргузин. Н.М. Мельхеев считал, что ровная местность, равнина вдоль реки (по-бурятски — тухум) предопределила название данного края.
Но есть и другое мнение: стародавнее понимание местности «Баргузин-Тукум» (токум - тухум: иранское - семя) было значительно масштабнее, чем только река, горы и низменности у Байкала. «Семя» лесных людей, т.е. их родственники по отцовской и материнской линии, было разбросано по многим территориям Прибайкалья и Забайкалья и составлено из самых различных родов и племен, чьим уделом длительное время были кочевки в пределах лесостепной зоны юга Восточной Сибири. Естественно, в этих местах в определенные благодатные для степной растительности годы бывали и монголы, поскольку «семя» Баргуджина было в чем-то родственным и им.Давша — такое название носят одновременно речка, бухта и центральная усадьба Баргузинского заповедника — небольшой посёлок. «Давшар» - по эвенкийски - широкая открытая местность, которая находилась невдалеке от бухты, и на этой луговой поляне обычно паслись эвенкийские оленьи стада. Управление заповедником было перенесено в данное место из другого байкальского посёлка Сосновка вскоре после второй мировой войны.
Речка Сосновка, на берегу которой был долгое время расположен эвенкиискии поселок, а сейчас остался лишь небольшой кордон по охране Баргузинского заповедника - Кудалды. Кордон долгое время был административным центром заповедника. В настоящее время недалеко от дома лесника стой мемориальная плита с надписью: «Здесь 1 июня 1914 г. Высадилась экспедиция в составе Г.Г.Допельмаира, К.А.Забелина, З.Ф.Сватоша, А.Д.Батурина, Д.Н.Александрова. Результатом этой экспедиции явилось учреждение в 1916 году Баргузинского заповедника, ныне Баргузинского государственного заповедника». Современный заповедник на Байкале выполняет ряд важных функций: осуществляет сохранение природных комплексов и объектов, обеспечивает научно-исследовательскую деятельность, проводит эколого-просветительскую деятельность. В 2006 году была проведена региональная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию заповедного дела России и его первенцу - заповеднику Баргузинский.
О пребывании на кордоне Кудалды во время пешего перехода в июле 1990 года по маршруту Хакусы — Усть-Баргузин у автора данной книги остались очень приятные воспоминания, которые и сегодня подталкивают к философским размышлениям. 13 июля со своим спутником по походу Виталием Сергеевым мы гостили в доме лесника кордона Жени Корнилова, жившего здесь с женой Ниной. С одной стороны, поразила обустроенность возле дома: чистое подворье, дорожки, посыпанные речным песком, простейшие спортивные сооружения, клумбы с цветами, другие садовые и огородные насаждения. С другой стороны, в самом доме обстановку я охарактеризовал в то время одним словом - лепота. Две ухоженные комнаты и кухня, оклеенные обоями с тонким вкусом, газовая печь, достаточно цивильная мебель и хорошая специальная библиотека с количеством книг не менее одной тысячи. Весьма гостеприимные хозяева угостили «на славу» и оказались очень интересными собеседниками. Шел содержательный разговор об особенностях и примечательностях Баргузинского заповедника, об интересной растительности и обитателях его тайги. Женя сказал, что хорошо знает повадки и даже характер некоторых местных медведей: этот может «набедокурить», этот отличается своим миролюбием и т.д. У хозяев были большие планы - обурудовать зимний сад, провести паровое отопление. В общем чувствовался цивилизованный, культурный подход к своему обитанию в глубинке. Если в быт таких интеллектуалов внести сотовую связь, многоканальное спутниковое телевидение, ноутбуки, то она по своему богатству и насыщенности вряд ли будет отличаться от жизни какого-нибудь городского сноба.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей