Баргузин // Карнышев А .Д. Байкал таинственный...

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом Баргузин

Река Баргузин в Амутской котловине.
Река Баргузин в Амутской котловине.
Автор: Василий Татаринов
В посёлке Усть-Баргузин.
В посёлке Усть-Баргузин.
Автор: Василий Татаринов
Перед входом в Баргузинскую котловину.
Перед входом в Баргузинскую котловину.
Автор: Василий Татаринов
В бухте Максимиха.
В бухте Максимиха.
Автор: Аркадий Зарубин

Там, где в Байкал впадает река Баргузин, расположен поселок Усть-Баргузин, длительное время бывший «столицей» рыбаков восточного берега и местом, где расположен рыбозавод, в свое время даже выпускавший рыб­ные консервы. Но экономические перепетии 90-х годов 20-го века свели местную рыбную промышленность до минимума. Сегодня Усть-Баргузин особо значим для Байкала тем, что в нем располо­жен «офис» Забайкальского национального парка, организованного в 1986 году. Деятельность этой природоохранной организации так необходима местам, о которых идет рассказ.

Река Баргузин в русских документах впервые описана в 1675 году Н.Спафарием: «А река Баргузин - река великая, а по ней ходу до Баргузинского острога 5 днищ, и в Баргузинском остроге живут енисейских служивых людей 50 человек... В то место приходят дощаники с запасом из Енисейска и торговые люди чрез море, и ходят в Дауры запасы для служивых людей, а торговые для торгу. Из Баргузина ходят по Теленбинского и до Нерчинского сухим путем верблюдами и конями чрез превысокие горы, камни, леса и болота и с великою трудностью ходят, (другого) такого нужного пути нет». По подсчетам С.А.Гурулева в бассейне Баргузина насчитывается 2 544 реки с общей длиной 11 047 км. Учитывая только этот важный факт, можно понять условность известного стереотипа «в Байкал впадает свыше 330 рек, речек и ручьев». Точнее будет фраза: «В Байкал несут свои воды не­сколько тысяч водных «артерий и капилляров» Восточной Сибири». Завернуть в сторону от Байкала к давнему городку Баргузин нас побуждают еще две этнически интересные причины. Согласно пер­вой из них, стоит рассмотреть некоторые особенности жизни евреев в здешних местах. И речь пойдет в первую очередь об их участии в золотодобыче. Один из первых еврейских золотопромышленников Баргузина Абрам Новомейский прошел в XIX веке путь «малого предпринимателя» в торговле и арендатора золотоносного участка до собственника околодесятка приисков в Байкальском регионе. Он был не только недюжинным коммерсантом, инициатором новых тех­нологий золотодобычи, но и известным и чтимым людьми Баргузинской долины меценатом. Вот один лишь нюанс: когда в начале XX века тело А.Новомейского повезли из селения, где он умер, к месту похорон, то крестьяне из села Нестериха, где меценат построил на свои деньги училище для местных ребятишек, спустили гроб с саней и на руках несли его семь километров до самого Баргузина.

Баргузинским евреям, среди которых, кроме семейства Новомейских, выделялись Яков Фризер, Миней Бутлицкий, Исай Дубников, Абрам Жидовецкий, Соломон Рабинович, удалось стать монополи­стами золотодобычи по отношению к еврейскому населению Сибири. Имеется неофициальная версия о том, что часть золотого запаса евреев Баргузина, вывезенная на верблюдах из объ­ятой гражданской войной страны, послужила существенным подспо­рьем для борьбы за создание государства Израиль.

Еще одна причина упоминания в нашей книге селения Баргу­зин связана с историей литературы. Есть подтверждения того, что А.С.Пушкин знал об особенностях Байкала не только из разных документальных источников и литературных произведений, но и по впечатлениям своих друзей - декабристов. В строках книги Н.Дамдинова о бурятском просветителе С.Хамнаеве описываются такие эпизоды: «Приезжая в Баргузин-город по делам, Сахар Хамнаев непременно виделся с Кюхельбекерами. Вильгельм Карлович, долговязый, худой, нескладный привлекал Сахара какой-то детской незащищённостью. В первое лето тот особенно восторгался здешней природой. Однажды, жарким днём, когда они сидели возле дома, в тени, поэт вытащил из кармана листок бумаги:

- Пишу письмо Пушкину, - и начал читать. - «Городок Бар­гузин находится в 50 верстах от Байкала. Он вырос на правом берегу реки Баргузин. С северной стороны городок охраняет от жестоких зимних ветров высокая стена Баргузинского хребта. На восток на­чинаются степи, на запад, в сторону Байкала, густые леса. Южной частью городок выходит на реку Баргузин. Прекрасные виды откры­ваются взору отсюда...».

В стихотворении на память о дне лицея, в котором они учились с Пушкиным, «9 октября 1836 года» В. Кюхельбекер писал:

«Шумит поток времен. Их темный вал

Вновь выплеснул на берег жизни нашей

Священный день, который полной чашей

В кругу друзей и я торжествовал...

Давно... Европы страж — седой Урал,

И Енисей. И степи, и Байкал

Теперь меж нами. На крылах печали Любовью к вам несусь из темной дали».

Брат   Вильгельма - Михаил,   проводивший   в   Прибайкалье большую просветительскую работу, посвятил региону свой научно-публицистический «Краткий очерк Забайкальского края», в котором немало строк отведено и самому священному морю.

Баргузин, уже просто районный центр, в конце 80-х начале 90-х годов XX века стал центром одной из международных сенсаций: на­шлись люди, утверждающие, что на его кладбище, недалеко от могилы М.Кюхельбекера похоронен не некто анонимный «Петрович», а известный венгерский поэт Шандор Петефи, который не погиб в бою под Шегешваром, а был увезен в Сибирь, и жил в Баргузине под чу­жим именем. В Венгрии и СССР была создана специальная комиссия, изучавшая подлинность данного факта. Но проведенные на кладбище раскопки, генетическая экспертиза костных остатков в авторитетных мировых центрах, равно как анализ исторических документов, показа­ли, что высказываемые гипотезы не состоятельны.

Максимиха - село,   расположенное  у  одноименных  речки  и мыса. По существующим преданиям в этом месте некоторое время жил известный землепроходец Максим Перфильев, который женился на бурятке или тунгуске. Когда он умер, вдову стали звать Макси­миха, затем название перешло на реку и населённый пункт. Вполне возможно, что название связано не с самим первопроходцем, а с его потомками, которые побывали на берегах Байкала. Так, в Иркутской области есть село Максимовщина, которое, как считается, основано сыновьями Перфильева.

Легендам можно и не верить. А.М.Станиловский, посетивший Максимиху в 1905 году, обнаружил здесь несколько домов пересе­ленцев из Кабанска и Б.Кудары. А в 1901 году здесь был лишь один двор  — двор почтовой станции.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Байкал | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Библиотека по теме "История"