«БАРАХОЛКИ» (вещевые рынки), форма массовой неорганизованной части, торговли «с рук» или обмена, возникавшая во многих странах в периоды дефицита потребительских товаров и высокой инфляции.
Известны различные обозначения такой формы торговли: в Европе — «блошиные рынки», в Китае, точнее в Пекине, — «жемчужные рынки», в России — «толкучки», «Барахолки». В Сибири и на Дальнем Востоке «Барахолки» появились в годы Первой мировой войны и революционной смуты. В крупных городах они представляли собой пространство для торговли с рук в районе традиционных рынков или центральных площадей, улиц, а также вокзалов, где и происходили обмен и продажа товаров. В условиях Гражданской войны и разрушения денежной системы возродился натуральной обмен. Наиболее массовым был обмен вещей городским населением на продукты питания, доставляемые в город сельскими жителями. В первой половине 1920-х гг. около 50% всех товаров население Сибири приобретало в частном секторе торговли, включавшем в себя и «Барахолки» По мере восстановления и расширения нормальной торговли «Барахолки» теряли свое значение, однако в советское время они существовали практически всегда. В 1932 частная торговля была запрещена, что все же не привело к исчезновению «Барахолок».
В годы Великой Отечественной войны в связи с резким сокращением производства товаров для населения, введением в 1942 «ордеров» (талонов) на их приобретение роль неорганизованной торговли значительно возросла. В 1944 на «Барахолках» рабочие в Новосибирске купили 44 % всей обуви, в городах Кузбасса — 66, в 1945 — соответственно 49 и 74%, причем по ценам, в десятки раз превосходившим государственные. После отмены в декабре 1947 карточной системы государственная торговля ежегодно расширялась, но не обеспечивала растущий потребительских спрос населения, что вынуждало его делать покупки на вещевых рынках. В 1950-е гг. преимущественно на таких рынках приобретались ткани, одежда, обувь, клеенка, мебель, радиоприемники и т. д. Тем не менее в этот период в связи с развитием государственной торговли покупки товаров на вещевых рынках уменьшались. В 1952 трудящиеся городов Новосибирской области приобретали у частных лиц 19% всей обуви, в 1960 — 7, в Кузбассе — соответственно 24 и 9, в Алтайском крае — 20 и 9, в Красноярском крае — 21 и 14, в Иркутской области — 25 и 11%. В последующие десятилетия при сохранявшемся дефиците потребительских товаров к услугам «Барахолки» обращалось большинство жителей сибирских городов. Сформировались крупные вещевые рынки, обслуживавшие население целых регионов (например Гусинобродский вещевой рынок в Новосибирске). В 1990-е гг. возник «челночный» бизнес, который стал основным поставщиком товаров на вещевые рынки. Усилилась торговая экспансия из Китая, Турции и других стран. При этом Дальний Восток и Восточная Сибирь вследствие территориальной близости оказались зоной сбыта в основном китайских товаров, на Урале и в Западной Сибири серьезную конкуренцию им создают товары из Турции.
Лит.: Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926—1937. Новосибирск, 1988; Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х — 1950-е гг.). Новосибирск, 1991.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей