Новости

«Барахолки» // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

«БАРАХОЛКИ» (вещевые рынки), форма массовой неорганизованной части, торговли «с рук» или обмена, возникавшая во многих странах в периоды дефицита потребительских товаров и высокой инфляции.

Известны различные обозначения такой формы торговли: в Европе — «бло­шиные рынки», в Китае, точнее в Пекине, — «жемчуж­ные рынки», в России — «толкучки», «Барахолки». В Сибири и на Дальнем Востоке «Барахолки» появились в годы Первой мировой войны и революционной смуты. В крупных городах они представляли собой пространство для торговли с рук в районе традиционных рынков или центральных площадей, улиц, а также вокзалов, где и происходили обмен и продажа товаров. В усло­виях Гражданской войны и разрушения денежной системы возродился натуральной обмен. Наиболее массовым был об­мен вещей городским населением на продукты питания, до­ставляемые в город сельскими жителями. В первой половине 1920-х гг. около 50% всех товаров население Сибири приобретало в частном секторе торговли, включавшем в себя и «Барахолки» По мере восстановления и расширения нормальной тор­говли «Барахолки» теряли свое значение, однако в советское время они существовали практически всегда. В 1932 частная торговля была запрещена, что все же не привело к ис­чезновению «Барахолок».

В годы Великой Отечественной войны в связи с резким сокращением производства товаров для населения, введением в 1942 «ордеров» (талонов) на их приобретение роль неорганизованной торговли значительно возросла. В 1944 на «Барахолках» рабочие в Новосибирске купили 44 % всей обуви, в городах Кузбасса — 66, в 1945 — соответственно 49 и 74%, причем по ценам, в десятки раз превосходившим государственные. После отмены в декабре 1947 карточной системы государственная торговля ежегодно расширялась, но не обеспечивала растущий потребительских спрос населения, что вынуждало его делать покупки на вещевых рынках. В 1950-е гг. преимущественно на таких рынках приобретались тка­ни, одежда, обувь, клеенка, мебель, радиоприемники и т. д. Тем не менее в этот период в связи с развитием государственной торговли покупки товаров на вещевых рынках уменьша­лись. В 1952 трудящиеся городов Новосибирской области приобретали у частных лиц 19% всей обуви, в 1960 — 7, в Кузбассе — соответственно 24 и 9, в Алтайском крае — 20 и 9, в Красноярском крае — 21 и 14, в Иркутской области — 25 и 11%. В последующие десятилетия при сохранявшемся дефиците потребительских товаров к услугам «Барахолки» обращалось большинство жителей сибирских городов. Сформировались крупные вещевые рынки, обслуживавшие население целых регионов (например Гусинобродский вещевой рынок в Но­восибирске). В 1990-е гг. возник «челночный» бизнес, который стал основным поставщиком товаров на вещевые рын­ки. Усилилась торговая экспансия из Китая, Турции и других стран. При этом Дальний Восток и Восточная Сибирь вследствие территориальной близости оказались зоной сбыта в основном китайских товаров, на Урале и в Западной Сибири серьезную конку­ренцию им создают товары из Турции.

Лит.: Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926—1937. Ново­сибирск, 1988; Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х — 1950-е гг.). Новоси­бирск, 1991.

С.С. Букин, В.И. Исаев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири