БАРАБИНЦЫ, барабинские татары, тюрки Барабы, самоназвание «бараба», «барама» — коренная тюркоязычная этническая группа Западно-Сибирской равнины. Компактно расселены в Центральном Обь-Иртышском междуречье, в области, которая называется по имени занимающего ее народа Барабой (Барабинской лесостепью или низменностью).
В составе Барабинцев выделяются 3 этно-территориальных группы, в соответствии со старым родоплеменным разделением обозначаемые как барабинско-туражская, теренинскочойская и любейско-тунусская. Поселения Барабинцев расположены в Барабинском, Венгеровском, Усть-Тарском, Чановском, Куйбышевском, Каргатском, Убинском, Кыштовском, Северном районах Новосибирской области.
В материалах Всероссийской переписи 1897 и Всесоюзной переписи 1926 Барабинцы были выделены как отдельная этническая группа. Численность, по данным этих переписей, составляла 4 433 человек и 7 528 человек соответственно. При последующих переписях Барабинцев включались в состав остальных татар, поэтому их численность может быть определена лишь оценочно. Так, в начале 1970-х гг. в барабинских населенных пунктах проживали приблизительно 8,4 тыс. татар, но в это число входили и потомки поволжско-приуральских татар-переселенцев, которых могло быть до 20% от общего количества жителей. Барабинцы говорят на барабинском диалекте языка сибирских татар (см. Барабинско-татарский язык).
Преобладающей среди популяций Баранцев является гетерогенная уральская малая (2-го порядка) раса, или, по другому варианту классификации, обь-иртышского тип западно-сибирской расы. Палеоантропологические материалы, а также консервативные дерматоглифические и одонтологические признаки позволяют говорить о некотором тяготении барабинских популяций в сторону европеоидности.
Барабинцы сформировались на основе преимущественно 2 компонентов. Первый представлен субстратным населением Западной Сибири, относившимся в целом к уральской этнолингвистической общности. Второй складывался приблизительно с VIII в. н. э., когда начались массовые миграции групп населения с юга, с территории Саяно-Алтая. Эти группы мигрантов были преимущественно тюркскими, но включали в себя также южно-самодийские, енисейскоязычные и, вероятно, монгольские элементы. Несмотря на языковые различия, они обладали культурным сходством, которое характеризовалось сочетанием производящей и присваивающей экономики и комплексностью основных культурных составляющих. С первым компонентом связаны элементы северной рыболовческо-охотничьей культуры (развитие запорного рыболовства, заготовка рыбы впрок, лодки-долбленки, остроголовые идолы-курчак, хранившиеся в доме или в лесных пос-тройках-«амбарчиках», приемы орнаментации бересты и др.), со вторым — южносибирской охотничье-коневодческой (способы буксировки, 2-скатные жилища-полуземлянки, шаманизм и др.).
Весь средневековый период истории тюркского населения Барабы характеризуется интенсивными контактами с соседними угорскими и самодийскими группами, что нашло отражение в местной топо- и этнонимике. Завершение формирования Барабинцев как отдельной этнической общности относится к концу XVII - началу XVIII в.
Традиционные занятия Барабинцев разнообразны, что определяется различием географических условий их обитания. В таежной зоне на первое место выходят традиционная мясная и пушная охота и рыболовство. В лесостепной — данные виды деятельности дополняются коневодством, призванным обеспечивать ведение охотничье-рыболовные хозяйства. На юге, в остепненной зоне, большое развитие получило скотоводство, в том числе разведение мелкого рогатого скота. В лесостепной и степной зонах распространялось земледелие. Соответственно, значительным разнообразием отличались типы жилых и хозяйственных сооружений, включая полуземлянки, саманские и дерновые дома. Сохраняются традиционные типы лыжных лодок, различные формы буксировки и перемещения промысловых грузов. Пожилые женщины продолжают носить традиционный костюм, состоящий из платья прямого покроя (килек, кульмек), бархатные или шелковые безрукавки (камсул, камсол) и жакета (бешмет, пишмет). В ряде мест бытует и традиционная промысловая обувь — царык, чарых (обувь без голенищ) и итек (сапоги). Распространены различные украшения: накосные звенящие подвески (чулпа, цолпу), бусы (мунцак), браслеты (блалик, бэласик), кольца, перстни (есык).
Продолжает функционировать особый этносоциальный институт «тугум», представляющий собой объединение нескольких родственных семей. В рамках этого объединения чрезвычайно сильно развиты традиции взаимопомощи, которые проявляются в участии всех членов тугума в семейных торжествах, строительстве дома, ликвидации последствий несчастного случая и т. д.
В отличие от большинства тюркоязычных групп населения Западно-Сибирской равнины, Барабинцы еще в начале XVIII в. были шаманистами и только в первой трети XVIII в. у них началось распространение ислама суннитского направления. Это обусловило глубокий синкретизм религиозных воззрений Барабинцев, сочетание исламских и неисламских элементов в их мировоззрении. Последние проявляются в существовании развитого культа духов-хозяев (иясе, чалу, этеней), особенностях погребальной и праздничной обрядности, намогильных сооружений. Наиболее популярным сюжетом фольклора является борьба татарских богатырей против белого (русского) царя или, напротив, в союзе с русскими против набегов степных кочевников.
Лит.: Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. СПб., 1872. Ч. 4; Дмитриева Л.В. Язык барабпнских татар. Л., 1981; Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI — начале XX в. Новосибирск, 1992; Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск, 1994; Frank A.J. Varieties of Islamization in Inner Asia: the case of the Baraba Tatars, 1740-1917 // En Islam Siberian. Paris, 2000; Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск, 2004.
А.Г. Селезнев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей