Новости

БАМ. Богачев Евгений

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Евгений Богачев с Михаилом Калашниковым, бойцом отряда «Крымский комсомолец» и Михаилом Кокориным, командиром отряда «Комсомолец Бурятии».
Евгений Богачев с Михаилом Калашниковым, бойцом отряда «Крымский комсомолец» и Михаилом Кокориным, командиром отряда «Комсомолец Бурятии».

Все, что связано с БАМом, для Евгения Богачева складывается в одни строки: «Огромнейшая стройка… Железная дорога… Молодость…Крепкая дружба людей…»

По долгу службы и личному интересу ему немало пришлось поколесить по родной стране. И что его всегда приятно удивляло, так это искреннее, ностальгически-трогательное отношение людей из разных уголков бывшего Союза к великой стройке ХХ века. Особенно тех, кому удалось поработать на БАМе или просто побывать в этом таежном краю в пору ударного строительства.

Как рассказал Евгений Васильевич, его знакомство с БАМом состоялось только в 1980 году, когда на место будущего поселка и станции Таксимо высадился первый десант строителей. В то время он уже работал корреспондентом в газете «Витимские зори» Баунтовского района. К самому северному району Бурятии в те годы и относилась нынешняя территория Таксимо и в целом Муйского района, который был создан для развития экономической зоны БАМа в 1989 году.

— А в Баунтовский район, вернее в райцентр Багдарин, я приехал в 1979 году, прослышав, что скоро здесь начнется строительство БАМа. Рельсы к тому времени дошли до Северобайкальска. Уже вовсю рубили просеки, строили мосты и укладывали земполотно для пути до Северомуйского хребта. Передний край перемещался в Таксимо. Поэтому в течение четырех последующих лет моими самыми частыми командировками были именно поездки на бамовскую стройку. А до нее самолетом — через тайгу и горы — нужно было лететь три сотни километров.

Вместе с напарником, Петром Лосевым, они работали вахтовым методом: неделю один писал бамовские сюжеты, неделю — другой.

Во многом благодаря их ударному труду маленькая районная газета была удостоена премии Союза журналистов СССР и диплома журнала «Журналист» за освещение строительства БАМа.

Еще через два года, в 1986 году, Евгений Богачев стал собкором в Таксимо, а когда поселок сделали центром новообразованного Муйского района и он обзавелся собственной газетой — перешел туда. Сначала замом, а затем и редактором.

— Что мне особенно запомнилось из масштабных событий того времени, так это, конечно же, укладка золотого звена на разъезде Балбухта и торжества на станции Куанда, а также сбойка и сдача в постоянную эксплуатацию Северомуйского тоннеля, — вспоминает Евгений Владимирович. — Из личных — рождение в Таксимо младшего сына, Александра; создание районной газеты «Муйская новь», первый номер которой я сделал практически один; звание лауреата Булгаковской премии газеты «Гудок», которое я получил в 2004 году, в год 30-летия начала масштабного строительства БАМа, во многом за бамовские материалы.

Массу историй и баек, связанных с развитием легендарной магистрали, он включил в свои книжки.

— Расскажу вам одну из них. Приехали мы с Петром Лосевым в 1984 году на торжества в Куанду накануне укладки символического золотого звена. Здесь следует добавить, что Петр Сергеевич очень дорожил своей дружбой с руководителем первого бамовского десанта на Таюру, а затем управляющим трестом «Нижнеангарсктрансстрой» Феликсом Ходаковским. Получилось так, что в поисках места, где можно переночевать, ожидая торжества, мы с ним забрели в пустой купейный вагон. В проходе на нашем пути встал начальник ведшего укладку пути СМП-581 треста «Нижнеангарсктрансстрой» Владимир Скарга: «В этом вагоне свободных мест нет!» «А это чьи?» — спросил Петр Сергеевич, открывая очередное пустое купе. «Это купе управляющего трестом «Нижнеангарсктрансстрой» Феликса Викентьевича Ходаковского». «Ничего, я с Феликсом договорюсь…» «Когда договоритесь, тогда и приходите! — категорично заявил Скарга. Но за просто так мы из вагона не ушли. На столике в купе «железного Феликса» появилась бутылка коньяка, привезенного из Северомуйска нашим третьим попутчиком — фотографом из тоннельного отряда, Виктором. Поэтому из вагона мы вышли намного позже и навеселе. Пошли искать Ходаковского. И вскоре нашли — толпа руководителей шла к сборно-щитовому зданию местного строительно-монтажного поезда. Впереди — Феликс Ходаковский и начальник ГлавБАМстроя Константин Мохортов. «Феликс! — закричал Лосев и кинулся им наперерез. — Феликс, можно я буду спать на твоем месте?» «А я где буду спать? — опешил от неожиданности Ходаковский. — Ну, ты, Петро, даешь!» Позже выяснилось, что в свой вагон Ходаковский так и не пришел. Но и мы нашли себе другое место для ночлега — в спальных вагонах «бронепоезда» монтеров пути Александра Бондаря.

Сейчас Евгений Васильевич работает директором филиала ОАО «Издательский дом «Гудок», главным редактором газеты «Восточно-Сибирский путь». Он постоянно следит за тем, как развивается железная дорога, и уверен, что перспективы у БАМа самые хорошие.

— Пользуясь случаем, хочу передать привет Героям Соцтруда Леониду Казакову, Виктору Лакомову, Ивану Варшавскому, северобайкальскому композитору Павлу Толмачеву и всем, кто меня знает и помнит. Долгих им лет жизни и новых встреч в пути! — закончил нашу беседу Евгений Богачев.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Гергесова Лидия | Источник(и): СМ Номер один, газета | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.