Балаганский педагогический техникум (до 1934)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Балаганский педагогический техникум – одно из первых средних специальных учебных заведений Иркутской губернии, открытых в послереволюционный период. Учебное заведение осуществляло подготовку педагогических кадров прежде всего для сельских начальных школ.

Балаганский педагогический техникум был открыт как учительская семинария в селе Малышевка (ныне село в Усть-Удинском районе, вынесенное из зоны затопления Братской ГЭС). Вопрос об открытии в Балаганском уезде учительской семинарии ставился еще в 1909. Причем, губернские и уездные власти, ходатайствуя перед Министерством народного просвещения, свою просьбу мотивировали также тем, что в уезде часть населения – буряты, и существует острая необходимость подготовки учителей этой национальности.

Точная дата открытия учебного заведения неизвестна, предположительно – это 1917–1919. В 1921 Балаганская учительская семинария была преобразована в педагогический техникум, который существовал до 1934.

Деятельность семинарии строилась в соответствии с «Временным положением об учительских семинариях», утвержденным Наркомпросом РСФСР 5 октября 1918. Согласно этому положению, предполагалось, что срок обучения в них будет пять лет: на 1–3 курсах должны изучаться общеобразовательные предметы, а на 4–5 – специальные педагогические дисциплины. В отличие от дореволюционных учительских семинарий, которые были «тупиковыми», эти учреждения должны были открыть путь своим выпускникам в высшие учебные заведения.

Однако уже в следующем, 1919, году большинство семинарий были преобразованы в трехгодичные педагогические курсы. Эти курсы в течение трех лет (два года – теоретическая подготовка, один год – практическая) должны были готовить учителей для 1-й ступени единой трудовой школы. После второго года обучения курсанты на один год отправлялись на самостоятельную работу в школы первой ступени, считаясь в то же время слушателями-практикантами третьего (практического) отделения. Лишь после такой годичной практики курсантам выдавалось удостоверение об окончании курсов.

Существование трехгодичных курсов было непродолжительным. В 1921 Наркомпрос провел очередную реорганизацию педагогических учебных заведений, в результате которой должна была сложиться структура подготовки педагогических кадров. Первой ступенью этой системы были педагогические техникумы с четырехлетним курсом обучения. В техникумы могли поступать лица, окончившие школы-семилетки. Готовить техникумы должны были учителей для школ 1-й ступени, дошкольных работников, кадры для культпросвета.

В 1922 в Балаганском педагогическом техникуме обучалось 38 человек. Заведовал учреждением Михаил Петрович Черепанов.

Местоположение учебного заведения – небольшой населенный пункт Малышевка – создавало ряд проблем. В условиях села сложно было укомплектовать учреждение педагогическими кадрами и обеспечить необходимый набор учащихся из числа тех, кто окончил семилетнюю школу. Поэтому открывались подготовительные классы, которые по численности были значительно большими, чем основные. Так, в 1922–1923 учебном году в техникуме было 115 учащихся, из них в основных классах – 30 человек: 1 курс – 7, 2 курс – 16, 3 курс – 7.

К деятельности педагогических техникумов органы власти предъявляли достаточно жесткие требования. Так, учебное заведение должно было достаточно обеспечено педагогическим персоналом и учебно-вспомогательным оборудованием. При уездном педтехникуме обязательно должна была оборудована сельскохозяйственная ферма, служащая типовым хозяйством для преобладающего в районе вида сельского хозяйства. Техникум должен был иметь сельскохозяйственный уклон и давать общеобразовательную подготовку не ниже курса средней школы. Стипендиальное обеспечение учащихся должно было осуществляться с обязательством отработки определенного количества лет в сельской школе по назначению ГубОНО.

Финансирование учебного заведения осуществляли уездные органы власти.

15 июня 1923 V съезд завУОНО по предложению Губпрофобра постановил переформировать с будущего учебного года педагогические техникумы, в том числе Балаганский, в школы второй ступени. На закрытии учебного заведения настаивали и местные органы власти – уездные исполкомы.

Однако своим письмом от 7 августа 1923 Главпрофобр Наркомпроса в связи с закрытием в Омской губернии двух техникумов решил перевести Балаганский педтехникум на государственное финансирование. Этим решением вопрос о закрытии Балаганского техникума был отложен до середины 1930-х.

Несмотря на то, что техникум был переведен на государственное финансирование, он не смог до конца решить кадровую проблему. По штатному расписанию техникум имел всего пять преподавателей основных предметов, которые почти ежегодно сменялись. В 1922–1923 учебном году состав педагогов по общеобразовательным дисциплинам был вполне удовлетворительным. Заведующий техникумом (директор) М.П. Черепанов преподавал физику и химию. Он окончил Иркутское промышленное училище и институт гражданских инженеров. Преподаватель русского языка окончила женские курсы в Петербурге. Один учитель математики имел за плечами Нижегородский кадетский корпус и артиллерийское училище, другой – Иркутский учительский институт. Преподаватель географии и биологии окончил Смольно-Александровский институт в Петербурге.

Однако практически не преподавались педагогика, методика и другие специальные дисциплины. Обучение будущих учителей ограничивалось общеобразовательными предметами.

Несмотря на имевшиеся трудности, педтехникум осуществлял подготовку специалистов до 1934. В тот год он был закрыт, а учащиеся старших курсов были переведены во вновь открывшийся педтехникум в г. Черемхове.

Литература

  1. Спутник по городу Иркутску и Иркутской губернии. – Иркутск, 1926.
  2. Меньшиков Л.П. Из истории становления среднего педагогического образования в Иркутской области. – Иркутск, 2001.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 ноября 2015