Дороги на Байкале тесно связаны с историей России, прежде всего с освоением Сибири, Забайкалья, Приамурья и Дальнего Востока, а так же с развитием международных связей, в первую очередь, с Китаем, Монголией, Тибетом. В первоначальном своем варианте они, в основном, были пешеходными и конными, и лишь в конце 18-го и на протяжении 19-го века они расстраивались и принимали более - менее цивилизованный вид. Об истории дорог «проселочного» характера мы уже говорили (см. раздел «Маршруты...») или еще скажем в разделе о строительстве поляками кругобайкальского «гужевого» тракта. Поэтому лишь кратко остановимся на «потомках» таких трасс.
Наиболее распространенными (естественно, кроме водных путей) на Байкале являются автомобильные - асфальтированные и грунтовые дороги. Если просчитать их общее протяжение (естественно, только вдоль берега), то оно сложится из следующих отрезков:
1. Култук - Посольск - около 250 км, в основном, асфальтирована;
2. Посольск - Заречье с мостовой (с 2008г.) переправой через реку Селенга — около 110 км, асфальт перемежается с грунтом;
3. Гремячинск Усть-Баргузин около 130 км, в основном, асфальтированная; и от Усть-Баргузина до Курбулина - по берегам Баргузинского и Чивыркуйского заливов — грунтовка свыше 30 км;
4. Нижнеангарск — село Байкальское — около 70 км, опять-таки чередование асфальта и грунта;
5. Урочье Кочерникова - залив Мухур - грунтовая и очень сложная в большей своей части дорога вдоль западного берега в районе Малого моря и далее на северо-восток — расстояние 100 км.
Таким образом, из более чем 2000 километров протяженности берегов Байкала проезд на автомобилях возможен по дорогам длиной 690 700 км, т.е. практически по одной трети береговой полосы. Кроме того, «точечные» выходы автомобильных дорог есть в местностях: поселок Листвянка, село Большое Голоустное, село Бугульдейка, улус Сахюрта - все на западном берегу. Есть своя «собственная» дорога у острова Ольхон, которая проходит от паромной переправы до мыса Хобой и улуса «Узуры», преодолевая расстояние более 70 км.
Если сопоставить уровень сложности и комфортности передвижения по дорогам - «предкам» (XVII-XIX века) и дорогам - «потомкам» (особенно конец 20 и начало 21 века) и это опять - таки сравнить со многими дорогами за рубежом (да и в центре России), то можно сказать — особых сдвигов нет. Мукой были дороги — предки, такими же остаются для современных автомобилистов — профессионалов и любителей — в Прибайкалье и современные дороги, несмотря на бурное развитие научно-технического прогресса. А.П.Чехов, следуя в Сахалин по этим дорогам в 1890 году и видя их ужасающее состояние, писал в своем очерке: «Говорят, что в городах и селах по сибирскому тракту живут люди, которые получают жалованье за то, что починяют дорогу. Если это правда, то надо прибавить им жалованье, чтобы они, пожалуйста, не трудились починять, так как от их починок становится все хуже и хуже» (335, с.26). Эти слова стоит повторить в отношении некоторых сегодняшних дорожных мастеров и благодетелей из организаций, которые их финансируют. Только Бог, наверное, знает, сколько денег зарыто в наши дороги, а сколько ушло на дополнительное «жалование» этих людей.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей