Во время гражданской войны в Сиб. (1918—19) военные аэропланы были фактически первыми вестниками воздушных сообщений. С установлением в Сиб. советской власти общественная инициатива в лице ОДВФ («Об-во друзей воздушного флота», впоследствии «Авиахим» и, наконец, «Осоавиахим») начала, гл. обр. с 1923 широко и настойчиво пропагандировать идею воздушных сообщений, путем агитационных полетов, захвативших даже глухие районы Сиб. Прохождение через территорию Сиб. кратчайших путей из Зап. Европы к берегам Тихого океана и Америки, огромные природные богатства Сиб., быстрый рост ее населения и х-ва являются чрезвычайно благоприятными предпосылками для быстрого и широкого вовлечения Сиб. в общую союзную и мировую воздушную сеть. Уже теперь, т.-е. всего спустя 5 лет, гражд. А. Сиб. решительно переходит от агитационной работы к нормальным воздушным сообщениям. Развитие этих сообщений намечается в 2-х направлениях (см. схему): 1) в установлении транзитного сообщения через всю территорию Сиб., для связи Зап. Европы с портами азиат. побережья Тихого океана и Японии и 2) в создании внутренних сообщений, связывающих наиб. крупные культурно-экономические центры Сиб. с отдаленными, лишенными постоянно действующих быстрых и дешевых путей сообщения районами, богатыми ценными, негромоздкими грузами, как, напр., золото, пушнина и др. Обе эти задачи еще в процессе разрешения. В отношении великого транссибирского воздушного пути в 1928 были уже произведены пробные полеты для установления постоянного воздушного сообщения по линии Москва—Н.-Сиб. (3.086 км). Всего пробными полетами пройдено 130 тыс. км, из них 20 т. км ночного движения. Перевезено 6.100 кг почтового груза (письма). Продолжительность полета в один конец 26 час. След. этапом этой линии будет участок Н.-Сиб.—Иркутск, откуда два направления: 1) Иркутск—Чита—Благовещенск — Хабаровск — Владивосток — Токио и 2) Иркутск— Улан-Батор—Пекин. Т. о., в сочетании с участком Берлин—Москва, эксплоатируемым об-вом «Деру-люфт», великая транссибирская воздушная магистраль представится линиями:
1. Берлин—Москва—Казань— Н.-Сиб.—Иркутск—Владивосток
2. Берлин — Москва—Казань — Н.-Сиб.—Иркутск—Улан-Батор—Пекин
На пекинском направлении, на территории Сиб. имеется уже постоянно действующий с 1925 участок воздушного пути Верхнеудинск — Улан-Батор (Урга) в 475 км. Весь путь на участке совершается в течение суток с остановкой в Салтан-Булаке.
Из линий внутреннего сообщения в 1928 начала действовать Ленская гидроавиационная линия Иркутск—Якутск 2.040 км, с веткой на Бодайбо 250 км. Ближайшими очередными линиями являются Енисейская: Красноярск — Туруханск 1.050 км и Обская: Омск—Тобольск—Обдорск; обе грузового характера. Ближайшее пятилетие предусматривает след. воздушную сеть Сиб. (включая прилегающую часть Казак. Респ.) на 1928/29: 1) линия Семипалатинск — Алма-Ата, 2) ветка на Алдан (от Ленской воздушной линии), 3) участок Н.-Сиб.—Иркутск (трансазиат. линия); на 1930/31: 1) участок Иркутск—Улан-Батор (взамен действующей линии Верхнеудинск и Улан-Батор), 2) участок трансазиат. линии Иркутск — Владивосток и далее Токио (Япония); на 1932/33 — Обская линия: Омск — Тобольск—Обдорск. К концу пятилетия большинство запроектированных линий должны иметь сообщение в течение круглого года. Кроме основной задачи— связи, А. в Сиб. получит широкое побочное применение в обл. аэро-фотос’емки, в борьбе с вредителями — инсектами, в охране лесов, рыбных и зверобойных промыслов, в ледовой разведке в сев. м., в работах международного об-ва по изучению Арктики и пр.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей