АРХИТЕКТУРА ПРОМЫШЛЕННАЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Формирование и развитие промышленного производства и промышленной архитектуры в Сибири и на Дальнем Востоке на протяжении XVIII—XX вв. велось с учетом стратегических задач, которые ставились перед обществом.
При их решении на долгие годы в восточных регионах страны закрепился ведомственный подход к размещению производства, и первичность производственно-экономических факторов стала определяющей при выборе приоритетов. Экономическая сторона явно превалировала над социальной. На 2-м плане оказывались вопросы экологии, проблемы обустройства человеческой жизни.
По своей функциональной направленности, что не могло не отразиться на архитектуре промышленно-производственных, энергетических, транспортных и прочих объектов, на территории Сибири и Дальнего Востока размещаются предприятия группы «А» (добывающая, обрабатывающая, металлургическая, оборонная, химическая промышленность, предприятия тяжелого машиностроения и т. д.), а также предприятия группы «Б» (производство товаров потребления, пищевая, легкая промышленность и др.). Начиная с 1920—30-х гг. приоритет отдается предприятиям группы «А».
Промышленные объекты Сибири и Дальнего Востока строились в основном по образцам и проектам уже существовавших производств европейской части России. В то же время в XIX — начале XX в. в Сибири сложилась самобытная ветвь русского классицизма, характерными чертами которого явились четкость, простота и максимальная целесообразность планированных решений. К архитектурным особенностям промышленных зданий и сооружений в этот период можно отнести симметрично-осевое построение фасадов, использование приема членения плоскостей по горизонтали и вертикали, широкое применение фактурно-цветовых контрастов (сочетание кирпича со штукатуркой), повышенное внимание к завершающим частям зданий и сооружений, но масштабы применения новых материалов и конструкций были скромнее, чем в городах европейской части России.
Первые производственные объекты, построенные в XVIII в. (железоделательное, свечное и воскобойное производство, мыловарение, пищевые предприятия), представляли собой небольшие постройки из дерева, внешний облик которых ничем не выдавал их производственного назначения. На формирование казенного заводского строительства в сибирских губерниях начала XVIII — конца XIX в. существенное влияние оказала архитектура горнозаводской промышленности Урала, с одной стороны, и местной традиции народного зодчества, с другой. Следует выделить группу Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов, Барнаульский сереброплавильный завод (1739), Сузунский медеплавильный завод с монетным двором (1764), Локтевскую шлифовальную фабрику для обработки поделочного камня (1786), Змеёвский сереброплавильный завод (1815). В этот период наряду с деревом и кирпичом в заводском строительстве применялся природный камень, ставились и решались вопросы формирования единого заводского ансамбля.
Прокладка Транссибирской магистрали способствовала возникновению обслуживающих ее промышленных объектов и появлению в архитектуре производственно-технических зданий своеобразной архитектуры: выполненные в кирпиче неоштукатуренные здания декорировались тем же кирпичом, который являлся одним из средств тектонического построения стены, обработки карнизов, контрфорсов, обрамлений окон и ворот.
В эти же годы развивалось речное судоходство на Оби, Енисее, Амуре, интенсивно велись заготовка и переработка сельскохояйственной продукции. На Алтае, в Иркутской губернии и в Забайкалье велась золотодобыча. Архитектура большинства новых промышленных зданий и сооружений, отличавшихся сравнительно небольшими размерами (1—2 этажа), характеризовалась эклектичностью форм и деталей.
В начале XX в. почти все средине и крупные заводы, построенные еще в XIX в., были значительно перестроены, оснащены новым технологическим оборудованием и превратились в фабричные предприятия. Большинство промышленных зданий в это время строилось из кирпича. Повсеместное распространение получил «кирпичный стиль». Большинство сохранившихся объектов промышленной архитектуры конца XIX — начала XX в. являются памятниками архитектуры.
Первая половина XX в., и особенно военные годы (1941—45), отмечены мощным ростом предприятий тяжелой промышленности (металлургическая, химическая, оборонная), многие из них получили сибирскую прописку в результате эвакуации из западных областей страны. Местоположение новых и эвакуированных предприятий, привязанное к железной дороге и существующим промышленным и энергетическим объектам, в значительной степени определяло размещение селитебной территории, зачастую приводило к функциональной чересполосице, что осложняло экологическую ситуацию, ухудшало жизненные условия в городах и промышленных поселках.
В 1950—70-е гг. формировались крупные топливно-энергетические комплексы (Канско-Ачинский и другие), размещались крупные химические производства в Иркутской области (Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское), началось освоение территорий к северо-востоку от Байкала в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, появились крупные нефтехимические, лесопромышленные, и целлюлозно-бумажные производства (Тобольск, Тавда, Асино, Енисейск, Усть-Илимск и другие).
Если сложные гидроэнергетические комплексы (Братский, Красноярский, Саяно-Шушенский, Усть-Илимский, Зейский и другие) сооружались по уникальным индивидуальным проектам, то промышленные здания и комплексы строились на базе самого широкого использования типовых строительных конструкций. Типизация и унификация промышленных зданий межотраслевого применения была основана на наиболее общих характеристиках организации технологического процесса и всего комплекса технических решений.
На «недопустимо низкий уровень архитектуры большинства промышленных зданий и сооружений» указывало постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства» от 19 сентября 1987. Рекомендации и профессиональные требования по улучшению архитектурно-художественных характеристик производственных зданий, комплексов и промышленных районов были изложены в соответствующих нормативно-регламентационных документах.
В 1990-е гг. градостроительные проблемы промышленного строительства (рациональное размещение в структуре города, экологическая безопасность, комплексность развития и т. д.) не получали комплексного решения.
Лит.: Оглы Б.И. Строительство городов Сибири. М., 1980; Перцик Е.Н. Город в Сибири. М., 1980; Ким Н.Н. Промышленная архитектура. М., 1988; Красильников В. А. Промышленное зодчество и экология. М., 1992; Города России. Энциклопедия. М., 1998; Колпакова М.Р. Стратегия градостроительного развития сибирского города. Новосибирск, 2000.
М.Р. Колпакова, Г.Н. Туманик
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей