До русской колонизации на территории Иркутской области проживали разные народы, у которых был свой жизненный уклад, свои жилища, хозяйственные постройки.
На территории Прибайкалья найдено более 30 древнейших стоянок, которые свидетельствуют о том, что люди здесь жили с древнекаменного века. Селения у Мальты и Бурнети имеют возраст 24-25 тыс. лет. Люди в этих местах вели не бродячий, а полукочевой или полуоседлый образ жизни. Это подтверждается тем, что на стоянках обнаружены жилища, сделанные так прочно, что их останки и сегодня находят в раскопках. В Мальте и Бурети хорошо сохранились жилища полуземляного типа. В земле выкапывали прямоугольное или круглое углубление. От него шел узкий коридор к реке. По краям углубления были вкопаны и прочно укреплены плитами известняка бедренные кости и бивни мамонта, служившие столбами, опорой сооружения. Сверху сцеплялись рога оленя. Получалась прочная мелкая сетка. Все жилище покрывалось шкурами. В Мальте встречались жилища и без углубления в землю. Стены были сложены из массивных плит известняка, поставленных на ребро. Посреди жилища находился очаг. Костер давал тепло и свет, на нем же готовили пищу.
Эти оленерогие постройки не были одинаковыми. Если постройки имели овальные в плане очертания, то их наземная часть обычно бывала куполообразной. При прямоугольном основании она превращалась в некое подобие якутских юрт-балаганов с сужающимися к верху стенами, чуть наклоненными внутрь постройки. Подобные формы жилища встречались не только у якутов, но и многих других сибирских народов, включая и бурят. Но их основой являлись различные деревянные опоры, поверх которых в зависимости от назначения постройки укладывали или кору, или бересту, или доски-горбыли, утепленные клейкой земляной массой.
Археологические раскопки помогли сделать много интересных открытий, подтверждающих, что в нашем крае с древних времен развивалась художественная культура, не уступающей европейской. На стоянках в Мальте и Бурети найдены 20 женских статуэток из камня и кости. Среди них имеются статуэтки в одежде типа мехового комбинезона шерстью наружу, с откидывающимся капюшоном. Поражают мастерством выполненные из кости фигурки летящих уток или гагар, подвески из бивня мамонта, бусинки из позвонков рыб, браслеты, изображения мамонта, выгравированные на костяной пластинке. Украшения делали не только из меха, кости, но и их цветных камней — кальцита и нефрита.
Археологи заметили, что большинство женских статуэток найдено на одной половине жилищ, а скульптуры птиц и рыб — на другой. Вероятно, жилища разделялись на мужскую и женскую половины. Наличие женских статуэток свидетельствуют о том, что люди жили родами, главами которых были женщины.
Ко времени прихода русских на территории современной Иркутской области обитали преимущественно бурят-монголы и эвенки. Раздробленные на племена и роды, они не имели прочного государственного единения. Непременными атрибутами их жизни были лук и стрелы. Но не только оружие охоты свидетельствует об общности многих сторон бытия различных сибирских племен, но и устройство их жилищ: летних и зимних, переносных и стационарных. Особенно ярко это явление прослеживается при сравнении эвенкийских и бурятских построек с якутскими.
Простейшим типом жилья лесных племен был чум. По существу, это шалаш из жердей, покрытый сверху ровдугой, то есть выделанной оленьей или лосиной шкурой. Бывали и корьевые чумы, наружным покрытием которых служили большие куски лиственничной коры.
От летней жары спасало покрытие из специально вываренной бересты. В таких берестяных чумах особо комфортно находиться в жару, когда летний зной полностью улетучивается под покровом, лишь сильнее излучающим аромат березы.
Якуты называли берестяные чумы урасами. В отличие от эвенкийских, они были больших размеров и достигали в диаметре 10-12 метров. Якутская берестяная ураса — совершенная постройка. Мягкая, скругленная форма, легко обвеваемая ветром. Жилище кочевников имело все необходимые архитектурные элементы и отвечало требованиям природно-климатической среды. В центре чума всегда находился очаг. Дым вытягивался в открытое незакрывающееся отверстие вверху. Над огнем на специальной жерди висел чайник. По стенам чума в строго определенных местах висели одежда, седла, охотничьи принадлежности.
У каждого лесного племени и у каждого шамана был свой дух-покровитель, свой тотем. Ему соответствовали и ритуальный костюм шамана. Нередко таким покровителем был медведь. Однако были племена, у которых особо почитался лось или олень, были и такие, чьими покровителями являлись птицы, гуси-лебеди.
Эвенкийские стойбища бывали небольшими. Зимой в них стояли 1-2 чума, несколько охотничьих лабазов для хранения добытой лесной дичи да еще загон для оленей.
Постоянно скитаясь по лесным местам,эвенки, бывало, за всю свою жизнь не выходили к большим населениям. Многие из них лишь понаслышке знали о русских людях, уже давно ставших их земляками. Такая картина наблюдалась еще в конце XIX века. Другие племена, напротив, занимались постоянным товарообменом с русскими.
В зимнее время охотники эвенки нередко собирались большими группами на отдаленных охотничьих угодьях, оставаясь помногу месяцев вдали от семейных чумов. Здесь они строили балаги — более обширное, чем чум, сооружение, рассчитанное на 20-30 человек. По форме напоминали якутские юрты-балаганы из стоячих бревен с наклоненными внутрь стенами.
Первоначальными, самыми древними и самыми распространенными русскими постройками в Сибири были зимовья. В их число входили и промысловые избы-постройки, к тому времени распространенные в Сибири.
Казачьи зимовья отличались от промысловых тем, что являлись не только жилыми, но и оборонительными сооружениями, построенными с расчетом на возможное нападение местных народов, недовольных появлением русских. В их стенах и нагороднях, небольших вышках на кровле, прорубали бойницы для “огненного боя” из ружей и пищалей, который так страшил дикарей, что они принимали русских за каких-то особых люде-чародеев и даже богов.
На каждом зимовье было по 5-8 человек, пристанище обносили острожными стенами. Стены эти обычно ставили из круглых бревен, кверху заостренных. Но случалось, вместо кругляков использовали плахи в пол-бревна, то есть колотые бревна. К большому строительству приступали под прикрытием стен.
Для острожков была характерна затесненность пространства. И вообще, компактность была одной из характерных черт русских поселений в Сибири.
Пространство, образуемое постройками острожков и зимовий, было максимально замкнуто. Вместе с тем, для него была характерна и разновысокость зданий, благодаря специальным конструкциям, что обеспечивало возможность обзора окружающей территории. Все это придавало сооружениям хорошие оборонительные свойства. Кроме того, их образ приобретал и символическое значение. С течением времени при изменении потребностей людей, трансформировалось и пространство поселений.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей