Архиерейский дом с церковью

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Иркутские летописи в записях за 1750 г. отмечают, что «в октябре обложен на стойках в Иркутске архиерейский дом деревянный». В книге В. П. Сукачева «Первое столетие Иркутска» указывается, что деревянный дом начал строиться 21 нояб­ря 1750 г. Но уже с 7 октября 1754 г. архиерейский дом при Богоявленском соборе начинает перестраиваться.

Работы по перестройке заканчиваются в 1755 г., и «ав­густа 27 преосвященный Софроний при переходе с квартиры в свой дом перенёс из собора образ Казанския Богоматери, здесь чудотворным почитаемый, отправил молебен и остался в доме пребывать». А через несколько дней, 9 сентября, преосвя­щенный Софроний при своём доме освящает церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1756 г. вокруг архиерейского дома начали строить каменную ограду длиной в 279 саженей, которая была окончена только в 1764 г.

С 1760 г. из Вознесенского монастыря в архиерейский дом переводится Славя­но-русская школа, которая просуществовала здесь до 1839 г.

Над воротами архиерейской ограды устраивается и освящается надвратная цер­ковь во имя Святого великомученика Георгия. С началом весны 1767 г. вблизи Спас­ской церкви приступили к строительству каменного архиерейского дома, заложен­ного архиепископом Софронием. К осени 1770 г. окончено строительство и внут­ренняя отделка, и 31 октября преосвященный перешёл в новый дом. Но прожил Софроний в новом доме недолго: 30 марта 1771 г. он скончался.

В западной половине училищного корпуса Духовной семинарии до 1815 г. была двухпрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святого вели­комученика Георгия. Для расширения помещений Семинарии преосвященный Ми­хаил упразднил церковь. Георгиевский иконостас был передан в Усть-Кудинскую церковь, а Покровский — перенесён в Архиерейский дом, в северо-восточном углу которого вблизи жилых комнат и была устроена небольшая церковь во имя Покро­ва Пресвятой Богородицы. При преосвященном Ниле эта церковь была перенесе­на на чердак дома. Преосвященный Парфений решил для церкви надстроить ка­менный второй этаж дома, что и было сделано к концу 1862 г. под руководством архитектора Владислава Андреевича Кудельского. Новая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена 14 апреля 1863 г.

Подробнее с Архиерейским домом можно познакомиться по описанию, составленному в 1868 г. Это уже был трёхэтажный дом. Первым этажом, видимо, считался подклет, распространённый во всю длину (21 сажень) и ширину (8 сажен) здания. По фасаду здание имело два балкона. Первоначально здание имело два этажа с объёмным чердаком. Преосвященный Нил решает часть этого чердака приспосо­бить под церковь, действовавшую весьма длительное время. В ней отправляли служ­бы архиепископы Афанасий и Евсевий. Следующий за ними преосвященный Пар­фений решает реконструировать и обустроить чердак под третий этаж. Для чего он заказывает проект третьего этажа иркутскому архитектору В. А. Кудельскому. Кро­ме церкви во имя Покрова Пресвятые Богородицы на третьем этаже проектом пре­дусматривалось размещение кабинета и спальни преосвященного. На втором эта­же со стороны парадного входа размещались прихожая, приёмная, канцелярия, две комнаты для келейника, зал, две гостиные комнаты (большая и малая), официаль­ный кабинет архиепископа и буфетная. С чёрного хода вход был в сени и далее в две комнаты, занимаемые экономом. Кстати, одно время эти комнаты занимал на­чальник Духовной миссии. На нижнем этаже располагались две комнаты для по­слушников и баня. С первого же этажа можно было попасть в подвал, имеющий пять отделений. На первом же этаже были установлены две печи. Строительство дома шло под наблюдением В. А. Кудельского. Во дворе обнесённого Архиерейс­кого дома имелись следующие сооружения: 1. Каменный флигель 6x4 сажени, кры­тый тёсом. В этом здании размещались кухня, столовая и комната для братии; 2. Два каменных флигеля. Один жилой, 4x3,5 сажени, пристроенный к дому с запад­ной стороны, а другой, на заднем дворе, крытый тёсом и размерами 10x3 сажени. Был предназначен для кучеров и рабочих; 3. Каменный сарай с сеновалом, с тремя самостоятельными секциями для экипажей. Размер сарая — 7x3 сажени; 4. Ещё один сарай для экипажей с воротами 11x4 сажени; 5. Навес для рабочих лошадей размером 7x3 сажени; 6. Конюшня с сеновалом 6x3 сажени.

С западной стороны здания размещалась деревянная оштукатуренная колоколь­ня, соединённая с Архиерейским домом проходным в 11 метров коридором шири­ной 2 метра.

27 октября 1864 г. была доставлена в Архиерейский дом для сохранения как ре­ликвия карета Святителя Иннокентия, переданная из дома казака Т. Т. Зверева. Карету скорее можно назвать бричкой, потому что стенки у неё только с трёх сто­рон, а четвёртая к козлам открыта. На боковых стенках имелись окошки. Рессоры деревянные, скреплённые полосовым железом. Рессоры подвешивались к карете с помощью ремней из кожи моржей. Крыша кареты деревянная, плоская, обведена резным позолоченным карнизом. Снаружи карета окрашена масляной краской в зелёный, красный и голубой цвета, а внутри обита зелёным сукном и кожей.

Ещё в 1754 г. у иркутского купца Власова епископом Софронием была куплена вблизи города по реке Ушаковке заимка. В 1858 г. на этой заимке была построена загородная дача для преосвященного. К Архиерейскому дому были приписаны ещё некоторые заимки. Так, в 1799 г. епископом Вениамином приобретается Жилкинская заимка. При Михаиле II в собственность епархии переходит Лоринская заим­ка. Кроме того, Архиерейский дом со службами обеспечивается приобретёнными рыбными ловлями на Байкале, разбросанными по побережью от устья Баргузина и до Большого Чивыркуя.

В 1905 г. только что отремонтированному Архиерейскому дому был нанесён боль­шой ущерб. Ночью 8 декабря от оставленной для просушки железной печи возник пожар, которым была сожжена домовая церковь. А 23 декабря повторным пожа­ром уничтожена другая, не тронутая огнем 8 декабря часть здания.

В ведении иркутских преосвященных имелась в красивой местности загород­ная Архиерейская дача, на которой в 1858 г. преосвященным Евсевием была устро­ена деревянная церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...