Археология байкальской природной территории. Наскальные рисунки на побережье озера

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

На побережье озера Байкал сохранилось значительное количество фигурных рисунков (на бурятском языке «зурак»), высеченных на скалах древнейшими обитателями этого края. Сюжеты наскальных рисунков весьма разнообразны, но в общем они тесно связаны с хозяйственной деятельностью и мировоззрением древних обитателей края. Рисунки принадлежат не одной народности, и давность их различная.

История

Древние художники при высекании наскальных рисунков пробивали верхнюю, потемневшую от времени, корку гладкой поверхности мраморовидного известняка и достигали не тронутого временем слоя породы нормально-белого цвета, поэтому контуры изображений своей белизной заметно выделялись на общем желтом или сером фоне скалы.

Первые сведения о наскальных рисунках Байкала сообщил Н.Н. Аганитов в 1881 г. Однако этим исследователем были зарисованы только основные, более четко видимые изображения. Причем рисунки им были сделаны «на глаз», поэтому в них имеются неточности.

В 1921, 1923, 1927, 1949 и 1956 гг. наскальные рисунки Байкала были осмотрены автором статьи и с них сделаны эстампажи и фотоснимки.

В данной статье дается описание рисунков, высеченных на скалах берега бухты Ая и горы Сахюртэ, расположенных на западной стороне Байкала.

Рисунки на горе Сахюртэ

Величественная гора Сахюртэ расположена по левому берегу р. Анги (приток Байкала), против улуса Хурай-Нур (Улан-Анга), в 5 км на север от с. Еланцы Ольхонского района Иркутской области и в 7 км от западного берега Байкала. Своим белым цветом гора Сахюртэ заметно выделяется среди других, более темных, гор. Наскальные рисунки на этой горе находятся в четырех местах. Они высечены на гладкой поверхности белого и розового мраморовидного известняка, выходы которого идут рядами поперек горы.

Наибольший интерес представляет первая группа рисунков, высеченных на большой, заметно выдающейся скале, расположенной на юго-западном склоне горы Сахюртэ, около ее вершины. Скала состоит из белого мраморовидного известняка и находится на высоте более 100 м над уровнем р. Анги.

Рисунки на этой скале занимают площадь около 8 кв. м. Высекание фигур сплошное и контурное. Глубина высекания от 1 до 3 мм. Размер фигур от 10 до 35 см. Высеченные на скале фигуры хорошо заметны. Центральное место на скале занимает прекрасно переданная композиция сцены охоты на коз и маралов с помощью собак (рис. 12). Два пеших охотника (контурное изображение) вооружены луками и стрелами. Один охотник показан идущим на лыжах. Позади охотников изображены убитая коза и бегущая собака. Фигуры маралов и коз, преследуемых охотниками, переданы вполне натурально., с соблюдением всех характерных особенностей в строении тела этих животных.

Реальность изображений указывает на то, что эти животные были хорошо знакомы древним обитателям Прибайкалья, играли большую роль в их производственной жизни. В нижней части скалы высечен ламаистский очир (символ громовой стрелы) и водоплавающая птица — гагара. На левой половине скалы изображены небольшие человеческие фигуры, а также куланы, быки, козы, лоси и другие трудноопределимые животные (рис. 13). Часть изображений не закончена. Некоторые человеческие фигуры высечены в позе борьбы с каким-то животным (возможно с медведем). Большой интерес представляет фигура кулана-джегетая (третья фигура слева в первом ряду), она. указывает на то, что это животное обширных открытых пространств Монголии когда-то водилось и в Прибайкалье. Это предположение подтверждается также высеченными изображениями куланов, сохранившимися в Кудинских степях на скалах Манхай и Укыр, и находками костей этого животного найденными в пещерах Байкала. Рисунки первой группы являются наиболее древними из всех остальных изображений, сохранившихся на горе Сахюртэ. Они относятся к ранней поре железного века и имеют давность около 2500-2200 лет. Изображение ламаистского очира относится к рисункам позднего происхождения, вероятно, оно было сделано ламами, посетившими остров Ольхон в конце XVIII в.

Знак в виде скобы, высеченный рядом с водоплавающей птицей, по-видимому, является родовым знаком. Вторая группа рисунков сохранилась в 150 м на северо-запад от первой группы. Здесь на гладкой поверхности скалы из серого мраморовидного известняка сплошной протиркой или обводкой по контуру изображены: всадник на лошади, стреляющий из лука, коза, як и лежащий марал, встреча собаки с медведем.

На одном из выступов скалы сплошной протиркой изображены собака и козы. В изображении .фигур этой группы рисунков заметны закругленность и некоторая шаблонность. Размер фигур от 15 до 28 см. Рисунки второй группы, вероятно, относятся к древнетюркским изображениям курыканского времени, и их можно датировать примерно VII-XI вв. нашей эры.

Эти рисунки аналогичны курыканским изображениям, известным в долине р. Куды (прав. приток р. Ангары) на горах Манхай, Байток, Укыр, Улан-хада, Булук и на скалах верхнего течения р. Лены. Третья группа рисунков сохранилась в 160 м на северо-восток от первой группы, на небольшом выступе серого мраморовидного известняка. Здесь легкими царапинами изображен неправильный шестиугольник с линиями внутри его (рис. 17). Ниже шестиугольника — ряд параллельных и пересекающихся линий. Это начертание, по-видимому, служило каким-то условным знаком, и давность его определить затруднительно.

Четвертая группа рисунков находится на южном склоне горы Сахюртэ, у самой ее подошвы, налево от дороги, идущей между горой и рекой Ангой. Изображения высечены на гладкой поверхности большой, прямостоящей плиты из светло-розового мрамора, размером 2,5 × 2 м. На плите высечены идущие друг за другом сохатые, маралы, козы, коровы и др. животные (рис. 18). Некоторые рисунки не закончены. Высекание фигур сплошное, но не глубокое. Самые большие изображения имеют длину около 35 см. От времени рисунки покрылись натеком извести и потому они не все хорошо заметны. На. отдельно лежащей у самой дороги плите из розового мрамора высечена фигура козули. Рисунки четвертой группы одновременны рисункам первой группы, высеченным на вершине горы Сахюртэ. По словам местного старожилы, на скале у подошвы г. Сахюртэ были высечены рисунки, изображающие сцены охоты на коз и маралов, но во время разработки мрамора в 1913 г. они были разрушены. На вершине горы Сахюртэ сохранились остатки городища курыканского времени, обнесенного каменной стеной, и сторожевая — сигнальная вышка. Примерно в 3 км на запад от горы Сахюртэ, на левом берегу р. Анги, на скале из серого мраморовидного известняка сохранилось высеченное изображение всадника в монгольской одежде.

Рисунки на скалах в бухте Ая

Бухта Ая находится на западном берегу оз. Байкал примерно в 3 км к северу от устья р. Анги, впадающей в оз. Байкал, и в 12 км от поселка Еланцы. Наскальные изображения на берегах бухты Ая сохранились в трех местах. Основная группа рисунков высечена на скале из белого мрамора, обращенной на южную сторону, т. е. в сторону озера. От берега Байкала скала находится примерно в 100 м. Фигуры людей и животных на скале изображены различными способами (сплошное высекание, высекание по контуру, протирка всей фигуры.

Три человеческие фигуры, высеченные по контуру, изображают шаманов. Размер наибольшей фигуры 25×45 см. Глаза у этих фигур обозначены точками, поперек тела проведены линии. У одной фигуры на плечах изображены гвоздевидные придатки. Поднятые вверх руки, возможно, являются символом молитвенного обращения к небу. Подобные изображения шаманов на Байкале сохранились на скале Саган-заба, есть они также на скалах в Кудинской степи, на р. Белой, вблизи Мальты, и на многих скалах Приангарья. Две человеческие фигуры, переданные сплошным высеканием, изображают стрелков, стреляющих из лука с колена. Размер этих фигур 7 × 10 см. Отдельно высечено изображение стрелы длиной 23 см. Из животных на скале сплошным высеканием очень правдиво переданы фигуры лебедя (1.0 × 16 см), осетра (7 × 30 см), нерпы (5×23 см) и лося. В одной фигуре, изображенной внизу слева, художник, возможно, пытался изобразить верблюда. На этой же скале между древними, глубоко высеченными фигурами, сохранились слабо вырезанные по контуру изображения человека, коз, оленей, собаки и других животных.

Некоторые рисунки трудно поддаются объяснению, возможно, что они изображают отдельные атрибуты шаманства, эмблемные знаки или тавро — родовые знаки собственности. Рисунки на скале имеют различную давность, к более древним относятся глубоко высеченные фигуры стрелков, лебедя, нерпы, осетра, лося. Эти рисунки одновременны изображениям первой группы на горе Сахюртэ. Изображения людей и животных, а также фигуры шаманов, переданные по контуру неглубокой резьбой, относятся, вероятно, к рисункам курыканского времени. В 80 м на запад от этой основной группы рисунков, почти у самого берега Байкала, на одном из выступов скалы, сложенной из серого мраморовидного известняка, на высоте около 2 м над озером сохранилось изображение шамана с бубном, около которого высечен лук со стрелой. Высота фигуры шамана 13 см. Это изображение, по-видимому, относится к числу древнебурятских рисунков.

В 1948 г. на больших гранитных плитах, находящихся на террасе в южной части бухты Ая, автором статьи были обнаружены слабо высеченное изображение солнца и родовой знак. Эти изображения покрыты накипным лишайником серого и красно-бурого цветов. Давность этих изображений определить затруднительно. Разнообразные изображения людей и животных сохранились также на скале, сложенной из розового мрамора, расположенной в 10 км на юг от устья р. Анги вблизи улуса Быркин. Наскальные рисунки, сохранившиеся на скалах Байкала, наглядно показывают, что в раннюю пору железного века основным занятием населения было скотоводство. Подсобное значение имели рыболовство, охота на копытных животных и на нерпу. Наскальные рисунки свидетельствуют о тесных культурных связях древнего населения Байкала с тюркскими народами, жившими в Минусинских степях и Монголии.

Литература

  1. Хороших П.П. Наскальные рисунки на побережье озера Байкал / Этнографический сборник. — Улан-Удэ: Бур.кн. изд-во, 1960. — Вып.1. — С.45-58.

Ссылки

  1. Книга П.П. Хороших "По пещерам Прибайкалья" в базе данных Иркипедии

Выходные данные материала:

Жанр материала: Научная работа | Автор(ы): Хороших П. П. | Источник(и): Наскальные рисунки на побережье озера Байкал / Этнографический сборник. — Улан-Удэ: Бур.кн. изд-во, 1960 | Вып.1, с.45-58 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1960 | Дата последней редакции в Иркипедии: 25 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.